Просмотр содержимого документа
«К проблеме формирования потребности грамотного письменного общения в сети Интернет у школьников»
Енохова Н.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ «Кангаласская средняя общеобразовательная
школа имени П.С.Хромова» (г. Якутск)
К проблеме формирования потребности грамотного письменного общения в сети Интернет у школьников
Проблема формирования потребности грамотного письменного общения в сети Интернет в настоящее время является актуальной для педагогической науки. Сложность разрешения указанной проблемы состоит в обеспечении взаимосвязи обучения и воспитания.
Реализация задачи обучения школьников грамотной письменной речи достаточно успешно осуществляется в российских школах. Этому свидетельствуют результаты всевозможных аттестаций, итоговых сочинений и т.п., т.е. формализованных проверок.
Иная ситуация складывается в сфере неформального общения школьников в сети Интернет, где отсутствует внешний контроль за применением полученных знаний, умений и навыков в области русского языка. Нами проанализировано общение школьников 5-9 классов – пользователей социальной сети «ВКонтакте». Содержательная сторона переписки (политические предпочтения, интересы и т.п.) не изучалась. Анализ показал, что учащиеся, достаточно успешно овладевшие школьным курсом русского языка (в соответствии с годом обучения по программе), не всегда применяют полученные знания в практике неформального общения. Здесь на первый план выступают воспитательные задачи, которые сводятся к формированию бережного, внимательного, ответственного отношения к орфографии и пунктуации.
Нами было предпринято анкетирование школьников 5-9 классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Кангаласская средняя общеобразовательная школа имени П.С.Хромова» (Саха, Якутск) с целью определения уровня сформированности ответственного отношения к грамотному изложению своих мыслей в письменном виде при общении в сети Интернет. Опрос осуществлялся анонимно. В группу респондентов частично вошли школьники, чьи странички в социальной сети нами ранее исследовались. Лишь 12% школьников проверяют на наличие ошибок сообщение перед его отправкой (посредством прочитывания написанного), что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности ответственного отношения к письменной речи.
Язык общения в сети Интернет, бесспорно, имеет свою специфику: интернет-сленг, нарочитое неверное написание в целях самовыражения, использование аббревиатур и др. В этом случае очень важно, на наш взгляд, определить границы, к которым следует отнести игнорирование правил орфографии и пунктуации русского языка. Безграмотность, небрежное отношение к русскому языку, как нам кажется, не способствует приданию харизмы личности подростка в глазах его сверстников, скорее, характеризует его негативно. Школьному учителю (родителю) важно объяснить подростку, что не следует подстраиваться под сомнительный уровень неформального интернет-общения, а необходимо противопоставить ему собственную образованность, в том числе и в плане бережного отношения к родному языку. В ходе исследования личных страниц «ВКонтакте» мы выяснили, что подростки с высоким уровнем самоактуализации (например, серьезно занимающиеся музыкой) в меньшей степени склонны «самовыражаться», игнорируя необходимость грамотного письма.
Постоянное визуальное восприятие («насмотренность») безграмотной письменной речи подростком препятствует формированию культуры речи и нивелирует усилия школьного учителя русского языка.
Рассмотренная нами проблема является комплексной, ее решение возможно лишь при консолидации усилий учителя, школьного психолога, родителя.