Использование ИКТ на уроках русского языка-залог успеха
Использование ИКТ на уроках русского языка-залог успеха
Использование ИКТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка-залог успеха»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Евдокимова И.Е.
Учитель русского языка и литературы, первой категории,
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», ВКО, г.Семей
E-mail: ir.evd@mail.ru
В современной школе встали актуальные вопросы, связанные с рациональным применением компьютера и оптимальными способами организации урока. Компьютер является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач. Учителя, применяющие ИКТ, понимают, что применение компьютера должно вписываться в учебный процесс. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Эти задачи я решаю посредством использования Интернета, компьютерных тестов, уроков Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, составления презентаций,
Компьютерные тесты для меня и моих учеников служат средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Так же осуществляю проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для меня и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
Большую помощь мне оказывают уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.
Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить уроки русской литературы. Так при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». При изучении А. Ахматовой учащиеся могут услушать ее голос, который завораживает, помогает окунуться в творческую атмосферу. Изучая Б.Пастернака, учащиеся знакомятся с копиями официальных бумаг (протоколы допросов). Чтобы попасть в атмосферу романа М.Булгакова, учащиеся знакомятся с тем местом, где происходило действие. Учащиеся на уроках Виртуальной школы Кирилла и Мефодия могут просмотреть отрывки из документальных и художественных фильмов.Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно найти значение незнакомых слов.
Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка и литературы, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности. На уроках русского языка и литературы я использую возможности новейших ИКТ. Одна из распространенных технологий – презентация.
Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для информационной поддержки, экономии времени и материальных средств, использования разнообразных упражнений, иллюстрирования. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета.
В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.
Работая с презентацией, ребенок не только видит, но и переживает эмоции.
Недаром Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Таким образом, использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИКТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
В заключение всем хочется напомнить слова Л.Толстого: «Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику».