Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку для учащихся 5-7 классов»
Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс
Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям. Цель: создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка. Задачи: 1. Развитие логического и творческого мышления. 2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов. 3. Развитие навыков командной работы.
Пояснительная записка. Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.
1 конкурс. РАЗМИНКА. Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится. 1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник). 2) Что такое ручкохранилище? (пенал). 3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус). 4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок). 5) Как называется школьный известняк? (мел). 6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик). 7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним). 8) Пишется так же, но смысл другой (омоним). 9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень). 10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс). 11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.) 12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).
2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ. Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам. 1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух). 2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире). 3. У него глаза велики... (у страха). 4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке). 5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды). 6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина). 7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).
3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?» Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это? Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ Этот рак сильней слона... ТРАКТОР Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА
4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ. Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях. Например: Букву Е БРТ – БеРеТ СВР – СеВеР ВР – ВееР КЛЩ – КЛеЩ Команды получают задание на карточках:
5 Конкурс. РЕДАКТОР. Ведущий: В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Ведущий раздает командам тексты: 1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел). 2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе). 3) У дороги стоял пожилой гриб (старый). 4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за). 5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).
6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ. Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву). 1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову. А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться. Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА. Ведущий: читает стихотворение О. Высоцкой Существительное – школа, Просыпается – глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Их нам надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом у теплой печи Повторяем части речи!
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.
Подведение итогов.
Ведущий: Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".