В этой игре-путешествии могут принимать участие две, три команды. Работу команд в каждом конкурсе оценивает жюри. В конце игры все команды пересчитывают полученные во время путешествия символы удачи и счастья и определяют победителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В этой игре-путешествии могут принимать участие две, три команды. Перед началом игры ее организаторы должны нарисовать карту “путешествия” и приготовить вырезанные из плотной бумаги подковы. Работу команд в каждом конкурсе оценивает жюри. В конце игры все команды пересчитывают полученные во время путешествия символы удачи и счастья и определяют победителя.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну, которой нет на глобусе; не упоминается она ни в одном туристическом справочнике. И, тем не менее, она не только находится рядом с нами, но и мы находимся в ней. Эта страна имеет свою историю, она живет и развивается по своим законам. И она носит гордое и звучное имя- Лингвистика.
Вы, наверное, уже слышали это слово и знаете, что произошло оно от лат. слова “Лингва”, что значит “язык”. В этой удивительной стране живут слова: молодые и старые, коротенькие и длинные, простые и мудреные. В Лингвистике к каждому слову относятся уважительно и бережно. Вот в эту чудесную страну мы и отправимся сегодня.
Страна эта очень большая, и мы, конечно, не сможем увидеть ее всю. Для того чтобы успеть побывать хотя бы в нескольких ее городах и осмотреть достопримечательности, нам понадобится средство передвижения. Вы не против, если это будет конный многоместный “омнибус”? Места в нем хватит всем, ведь само слово “омнибус” представляет собой дательный падеж множественного числа от латинского слова “омнис”. “Омнис” значит “весь”, “омнибус” - “для всех”, “всем”.
Начнем наше путешествие в столице страны - городе Орфоэпии и, совершив круг, закончим его в этом же славном городе. А, кстати, друзья, вы знаете, как переводится название столицы?
Ребята отвечают.
- Слово “Орфоэпия” произошло от греческих слов “орфос” - “правильный” и “эпос” - речь.
Значит, Орфоэпия- столица образцового литературного произношения. Вот здесь, в этом городе, мы и определим правильное название нашего путешествия. Что это будет: круиз, ралли или турне?
Ребята отвечают.
- Правильно, это будет турне - кратковременное путешествие, поездка по круговому маршруту.
Ведущий: Итак, друзья мои, в путь! Мы начинаем лингвистическое турне, в котором вы будете не только проверять и пополнять ваши знания в области языкознания, но и собирать символы удачи и счастья – подковы. Та команда, которая во время нашего путешествия соберет больше подков, отпразднует заслуженную победу.
Первым на пути нашего следования из столицы мы видим город Лингваполис. Я уверена, что вы без труда переведете его название. (“Лингва” по-лат. – “язык”, “полис” по-греч. – “город”)
I тур. г. Лингваполис.
Ведущий: В этом городе отличная библиотека, в которой хранятся тысячи словарей. Эти словари – своеобразные архивы с биографиями жителей города. Сейчас мы все вместе попробуем ответить на вопросы, связанные со словами и языком.
На языке коми: “син”-глаз; “лыс” - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово “синлыс”. (ресницы)
Какое русское слово получится, если соединить два английских слова “вагон” и “путь”? (трамвай)
Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию? (Простокваша)
Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое? (Витраж)
Из малайского языка к нам пришло название с малайского на русский, получится “лесной человек”. Назовите это животное. (Орангутанг)
Какое слово в русском языке означает “стыд, срам”, а в чешском – это призыв “Внимание! Берегись!”? (позор)
Коммерция – слово латинское. Назовите его русский перевод. (Торговля)
По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как “седьмой”. О чем идет речь? (месяц сентябрь)
В названии какой конфеты чувствуется холод? (леденец)
II тур. г. Брейн-Йорк.
Ведущий: Мы прощаемся с Лингваполисом и отправляемся в Брейн-Йорк. (“Брейн” По-английски “мозг”, “Йорк” - “город”). В этом городе нашим путешественникам предстоит хорошо поработать мозгами, проявить языковое чутье и мобилизовать внимание.
Я буду зачитывать определения слов, а ваша задача – вспомнить и назвать объединяющее их слово. Например: шоколадка с названием планеты. (Марс)
Леденец – круглая радость (Чупа-чупс)
С чего в песне начинается дружба? (Улыбка)
Поляна на голове (Лысина)
Хвост, который впереди (Хобот)
Ковшик с дырочками (Дуршлаг)
Крыша на палочке (Зонт)
Он до Киева доведет (Язык)
Туловище дерева (Ствол)
Шерстяной шар (Клубок)
Свиная физиономия (Рыло)
Пламенный отпечаток (Ожог)
Ягода с бахчи (Арбуз)
Неодушевленный пожарный (Огнетушитель)
И шапка , и человек. (невидимка)
И кошка, и марка машины. (ягуар)
И хлебное изделие, и руль (баранка)
И насекомое, и подслушивающее устройство. (жучок)
И футбольный клуб, и турецкая гора. (Арарат)
И богиня утренней зари, и крейсер. (Аврора)
И сладкое кондитерское изделие, и ветер. (зефир)
И растение, и стрелковое оружие. (лук)
И цветок, и женское имя. (Роза, Лилия)
И птица, и город. (Орел)
Ведущий: Мы покидаем прекрасный город Брейн-Йорк и двигаемся дальше. И - о, чудо! На нашем пути мы встречаем Ивана-Дурака, у которого зажат один кулак. Чтобы мы могли спокойно пройти мимо сказочного героя, нам необходимо угадать, что у него в правом кулаке. А для этого нам нужно выполнить следующее задание:
В алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами (от 1 до 33). В предложении сосчитайте все буквы до первого знака препинания, затем все буквы между первым и вторым знаками препинания, и т. д. и , наконец, между последним знаком препинания и точкой. Определяя число в интервале между двумя поставленными знаками, применяйте следующий шифр:
если встретилось двоеточие, вычтите из числа 4 единиц;
если встретилось тире, вычтите из числа 5 единиц;
при постановке точки и запятой число не меняется;
при постановке восклицательного или вопросительного знаков разделите число пополам. Каждое полученное число- это порядковый номер буквы в алфавите.
Смышленые детишки: девчонки и мальчишки – и также их родители, с забавами да играми учиться не хотите ли?
16-4
18-5
16
34:2
12
13
16
17
К
Л
О
П
Пока команды решают, проводится игра со зрителями.
Покажите, где у вас:
Десница – правая рука
Шуя ,шуйца– левая рука
Очи - глаза
Чело - лоб
Ланиты - щека
Вежды - веки
Длань - ладонь
Уста - губы
Перст - палец
Пясть – кисть (запястье)
III тур. г. Криптобада.
Ведущий: А теперь я предлагаю совершить прогулку по городу Криптобаду.
Название этого города составлено из греч. слова “крипто”, что значит “тайна” и иранского слова “бад”, что значит “город около термального источника”. Жители этого города – большие выдумщики по части шифров. Но мы с вами все же попробуем разгадать их тайные знаки и прочесть зашифрованные слова.
(Ведущий показывает ребусы-рисунки. Ребята прочитывают народные пословицы)
IV тур. г. Болтайштадт.
Ведущий: Мы продолжаем путешествие, и впереди уже виднеются стены древнего города с веселым названием Болтайштадт. Жители этого города целыми днями занимаются тем, что переводят: то с английского на английский, то с китайского на китайский, то с японского на японский. Вы думаете, это шутка? Вовсе нет. Я раздам вам карточки, и вы командами попробуете перевести очень маленький текст с русского на русский. Надо прочитать, вникнуть в суть высказывания. А затем сказать то же самое, но уже литературным языком.
1 карточка: “Мне вчера одна простокваша вздумала профильтровать базар, да обломилась”.
2 карточка: “К нам тут один фраер прихилял. Клево потусовались, поугорали”.
3 карточка: “Мы такие стоим. Тут этот подваливает, весь на винтах. Ну, я ему в натуре… И он скис”.
V тур. г. Орфоэпия.
Ведущий: Вот, наконец, мы вернулись в город, с которого началось наше лингвистическое турне, - в столицу Орфоэпию. Я надеюсь, за путешествие вы не забыли, как переводится название столицы Лингвистики?
Ребята отвечают.
Каждый, кто приезжает в этот город, старается правильно произносить звуки и слова, правильно строить фразы. Так давайте, и мы проверим, знаем ли Законы русского языка, его Правила и Исключения.
Конкурс “Знатоки русского языка”
Дано предложение: “Я часто встречался с Зегерс”. О ком идет речь: о мужчине или о женщине? (о женщине. О мужчине : с Зегерсом)
Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так: “Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в сборную Республики”. Кто эти спортсмены: мужчины или женщины? (мужчины. О женщинах сказ. : “Все три”)
Как правильно написать: “Согласно договора” или “Согласно договору”?
Конкурс. РЕДАКТОР. Ведущий: В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Ведущий раздает командам тексты: 1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел). 2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе). 3) У дороги стоял пожилой гриб (старый). 4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за). 5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что все вы, дорогие друзья, будете очень бережно относиться к родному языку и не допустите таких грубых ошибок, какие сделали безграмотные люди, написавшие следующие объявления, заявления, сочинения и полицейские протоколы:
- Граждане! Просьба сдавать весь утиль дворнику, который накопился!
- Я, Петров Семён Аркадьевич, двадцатого марта не вышел на работу, так как был на свадьбе своей супруги.
Справка дана управлению связи в том, что они работали на дранье лука и выдрали двенадцать человек.
- Девочки шли по снегу и дружно хрустели ногами.
- Я увидел, как медлительный пожилой мужчина с грустным лицом слетел с капота моего автомобиля.
- Преследуя хулигана, старшина Иванов выстрелил в воздух, но не попал.
- Глаза красивые, умные, вдумчивые. Одного не хватает.
- Убегая от нарушителей, я успел сделать три выстрела задом.