Данная разработка может быть использована как обобщающее занятие по теме "Фразеологизмы русского языка" или как отдельное внеклассное тематическое мероприятие. Основная цель - углубление знаний учащихся о фразеологизмах и фразеологических единицах, обогащение словарного запаса, привитие живого интереса к изучению русского языка, а также воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллект-шоу "Мир фразеологии" »
Интеллект- шоу по русскому языку и литературе на тему «Мир фразеологии»
Цели:
углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках и «крылатых» выражениях;
расширение фразеологического запаса, расширение кругозора;
привитие живого интереса к изучению фразеологизмов, развитие умения работать в команде.
В игре участвуют 3 команды по 7-8 человек, капитаны которых выбирают путем жеребьевки себе название (фразеологизм) и девиз (поговорка, пословица или крылатое выражение). Игру оценивает компетентное жюри. За каждое задание оценивается в 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
1 команда «Рыцари без страха и упрека», девиз «Пришел, увидел, победил» (Цезарь)
2 команда «Стрелянный воробей», девиз «Быть сильным -хорошо, быть умным –лучше вдвое» (Крылов И.А.) ,
3 команда «Горячие сердца», девиз «Где смелость- там и победа» (Народная пословица)
Ход мероприятия
1 конкурс «Бигуди для извилин» - объяснить значения фразеологизмов.
Кот наплакал (мало)
Сердцу не прикажешь (насильно не заставишь)
Сидеть как на иголках (бояться, волноваться)
Мертвая хватка (очень сильно)
Поцелуй Иуды (предательство)
Держать марку (поддерживать свою репутацию, сохранять достоинство)
Как в воду глядел (предвидеть будущее)
За семью печатями (что-то труднодоступное)
Плевать в потолок (ничего не делать)
Взять быка за рога (сделать что-то быстро и решительно)
Яблоку негде упасть (много)
Олух царя небесного (невежественный, тупой человек)
Идти навстречу (способствовать, помогать кому-либо)
Кривить душой (обмануть, ввести в заблуждение)
Всыпать по первое число (наказать)
2 конкурс «С точностью наоборот» - подобрать к точным выражением фразеологические единицы.
Легко решается вопрос- Проще пареной репы.
Быть назойливым - Пристал как банный лист.
Болтливость, неумение сдерживаться в разговоре – Длинный язык
Не имеет никакой ценности – Гроша ломанного не стоит
Слушать с увлечением, с доверчивостью – Развесить уши
Свободно, хорошо чувствовать себя где-либо – Как в своей тарелке
Трусливый человек – Заячья душа
Очень вкусно – пальчики оближешь
Маленький, незначительный человек- Мелкая сошка
Трудится без отдыха – Как белка в колесе
Заниматься пустыми разговорами – трепать языком
Неправильный путь жизни – Сбиться с пути
Чувствовать себя в надежности – Как у Христа за пазухой
Очень медленно, долго – В час по чайной ложке
Сделать кого-то нищим, обездоленным – Пустить по миру
3 конкурс «Кто больше» – подобрать к фразеологизму синонимичное выражение. Побеждает команда, подобравшая их большее количество.
Сидеть сложа руки – лежать на боку, не ударить палец о палец, плевать в потолок, коптить небо, пальцем не шевельнуть, лежать на плечи.
Яблоку негде упасть- как сельдей в бочке, как звезд на небе, как грибов в лесу, с три короба, куры не клюют, тьма тьмущая.
Во весь дух- во всю мочь, на всех парах, изо всех сил, на всех парусах, очертя голову, летит как стрела, сломя голову.
Попасть впросак – попасть в переплет, сесть в галошу, попасть в мышеловку, сесть в лужу, попасть в чьи-то лапы, клюнуть на удочку, попасть на крючок
4 конкурс «Чем дальше, тем больше» - на основе фразеологизма образовать пословицу.
За двумя зайцами - За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Рыть другому яму – Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
Расхлебывать кашу - Кто кашу заварил, тот пусть и расхлебывает.
Собака на сене. Собака на сене и сама не ест и другим не дает.
Синица в руках. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Смотреть в лес. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
Чужой монастырь. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Ближе к телу. Своя рубаха ближе к телу.
Съесть собаку. Съел собаку, но хвостом подавился.
Море по колено. Пьяному море колено, а лужа - по уши.
Бабушка надвое сказала- Бабушка надвое сказала: либо дождик либо снег либо будет либо нет.
С миру по нитке. – С миру по нитке – голому рубаха.
5 конкурс «Ум за разум» На основе краткой информации об источнике происхождения фразеологизма раскрыть его значение.
История 1. Древнегреческий зоолог Элиан сообщал, что это животное необыкновенно хитрое и коварное. Так, он набирает в рот воды и обливает ею тропинки, по которым спускаются к реке люди и животные, чтобы они упали в воду. У этого животного, пожирающего жертву, от сильных желудочных раздражений нередко появляются слезы на глазах.
Что это за животное и что означает фразеологизм, связанный с ним?
История 2. В 18 веке у англичан были лучшие канат. Чтобы их не крали, они вплетали в канат промасленную прядь этого цвета – такой канат легко обнаружить. Прядь этого цвета стала отличительной особенностью английского каната. Впервые это выражение с переносным значением употребил В. Гёте.
Какого цвета эта прядь и что означает фразеологизм, связанный с ней?
История 3. Это словом называли чурки, определенного размера из которого мастер выделывает деревянную посуду. Колоть их – дело легкое, пустяковое, для мастера в его трудном деле.
Как называли эти чурки и и что означает фразеологизм, связанный с ними?
Конкурс 6. «Отточить перо»
Составить мини – рассказ шуточного содержания, используя данные фразеологизмы.
Идти в ногу, рыцари без страха и упрека, из одного теста сделаны, знать как пять пальцев, ахиллесова пята, крокодиловы слезы, лебединая песня, открыть глаза, от всей души, вариться в собственном соку, кричать во всю Ивановскую.