kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная перестройка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интелликтуальная игра. "Словесная перестройка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная перестройка»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 21 города Макеевки»







Интеллектуально – развлекательная игра

«Словесная перестройка»

10 класс









Учитель Иванцова Людмила Анатольевна



Тема . Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная перестройка» Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; совершенствование коммуникативных навыков ;привитие любви к русскому языку и литературе ; повышение общей языковой культуры ; воспитание бережного отношения к языку , чувства коллективизма. Оборудование : конверты с заданиями для групп , высказывания о языке , маршрутные листы, таблички с названиями групп, ноутбук, презентация, ребусы.

Ход мероприятия

I Организационно – мотивационный этап В класс пришел , не хмурь лица , будь веселым до конца . Ты не зритель , ты не гость , а программы нашей гвоздь . Не стесняйся , не отстраняйся , всем законом подчиняйся . II Сообщение задач мероприятия «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив ,певуч ,выразителен , послушен ,ловок и вместителен», - утверждал А.И.Куприн . В мире насчитывается несметное количество языков . По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире . С 1999 г. по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка . Родной язык – народа достоянье , Он с детства каждому из нас знаком , Стихи и проза , сказки и преданья , Все мило нам на языке родном . Умелы ли ваши руки , опытны ли ваши уста , чутки ли вы к собеседнику продемонстрирует игра «Словесная перестройка .» III Основная часть Учитель : Пусть будут интересны всем словесной битвы результаты . Удачи всем ! Вперед , ребята. Представление команд « Знатоки» - Мы команда «Знатоки» , быть в хвосте нам не с руки . Мы должны дружнее быть , чтоб в словесной перестройке победить . «Лингвисты» - У «Лингвистов» нет проблем , и мы сможем доказать что нас трудно обыграть . Команды готовы ,начинаем состязание . Ода родному языку 1. Если ты хочешь судьбу переспорить , 2. Он твой наставник великий , могучий , Если ты ищешь отрады цветник , Он переводчик ,он проводник . Если нуждаешься в твердой опоре , Если штурмуешь позниния кручи , Выучи русский язык ! Выучи русский язык!

3.Горького зоркость , бескрайность Толстого , 4. Учите , дети, русский к ряду . Пушкинской лирики чистый родник С душой , с усердием, трудом , Блещут зеркальностью русского слова Вас ждет великая награда Выучи русский язык ! И та награда в нем самом .

5.Всему название дано – и зверю , и предмету , Вещей вокруг полным - полно , а безымянных – нету ! И все , что может видеть глаз , - над нами и под нами , - И все , что в памяти у нас , - означено … (словами ).

6.Слово – дело великое . Великое потому , что словом можно соединить людей , словом можно и разъединить их , словом служить любви , словом же можно служить вражде и ненависти .(Л. Н . Толстой )

Найди продолжение пословицы 1.Доброе молчанье лучше …. А - не накинешь платок . 2.На чужой роток … Б- язык не отсохнет . 3. Говорит , словно… В – только делу вредить . 4 Говорит день до вечера … Г – а слово дружбу . 5. Язык мой - … Д – в худой промолчать . 6. Лишнее говорить - … Е – реченька журчит . 7.От приветливых слов … Ж – враг мой . 8 .Ветер рушит горы, … З – а послушать нечего . 9. В добрый час молвить , … И- а слово на ответ . 10 . Блюди хлеб на обед , … К – худого ворчанья . Ключ: 1- К , 2 – А , 3 - Е , 4 – З , 5 – Ж, 6 – В, 7 – Б, 8 – Г , 9- Д , 10-И.

«Шифровальщик» - заменить фразу существительным на - «ец»

  1. Умный человек ( мудрец) 1.Скрывается от полиции ( беглец)

  2. Торговал на Руси ( купец) 2.Горькое растение ( перец)

  3. Делает подковы (кузнец) 3.Школьная сумка ( ранец )

  4. Остался без жены ( вдовец) 4. Венчает дело ( конец)

  5. Не самка (самец) 5.Исполнитель песен (певец)

А знаете ли вы ? История слов и выражений 1.Шиворот – навыворот История этого выражения связана с Указом Ивана Грозного метить виновных особым способом . Провинившихся бояр одевали в рубашку наизнанку и сажали на лошадь задом наперед и так возили по городу , «дабы все могли лицезреть прохвоста , и чтоб другим неповадно было .» 2.Затрапезный вид Это выражение уходит корнями во времена царя Петра I . В те времена был такой фабрикант Затрапезников . На его мануфактуре выпускали очень грубое и низкокачественное сукно . Эту ткань покупали только бедные люди . С тех пор , если человек одет неряшливо , о нем и говорят , что у него затрапезный вид. 3. Не из робкого десятка Это выражение пошло из среды военных в Древней Руси . «Десяток» - это название военной единицы , самого мелкого военного подразделения , возглавляемого десятником . Десять таких «Десяток» назывались сотней и возглавлялись сотником . Если воин в бою проявлял храбрость, говорили , что он не из робкого десятка .Потом это выражение распространилось из военной речи в повседневную . 4. Дело пахнет керосином У афоризма есть автор – М . Кольцов , который опубликовал в 1924 г. в «Правде» фельетон «Все в порядке»,где бичуются нравы американских нефтяных магнатов , разделяющих «пахнущие керосином» взятки. 5.Тютелька в тютельку Тютелька – это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») : название точного попадания топором , в одно и то же место при столярной работе . Это выражение характеризует либо исключительную точность действия , либо большое сходство . 6. С изюминкой Образ изюминки - некой маленькой пикантной детали , которая придает ощущение необычности , - подарил нам Л.Толстой . В его драме «Живой труп» один герой говорит другому : «Моя жена идеальная женщина была … Но что тебе сказать ? Не было изюминки , - знаешь в квасе изюминка ?- не было игры в нашей жизни .» Шарады *Первый слог – дремучий лес : * Первый - выигрыш приятный , Сосны , ели до небес ; А второй ползет обратно . Слог второй - стихотворенье , От начала до конца - Славословье , восхваленье Дух зловещий мертвеца.

(Борода ) (Призрак)

*Первый слог – не зверь , не птица , он похож на цифру 30 . О втором сказать пора : то веселая игра . А теперь возьми начало И приставь к нему конец – вот название металла . Догадался ?Молодец . (Золото )

* Слог первый в чайнике шипит , и засвистит , как закипит . Второй – под носом казака , гордится им казак не зря . Белеет в море вдалеке все слово в старом челноке (Парус )

Подбери фразеологизм к его толкованию 1.Овладевать собой , успокаиваться А- болеть душой . 2. Привлекать к себе внимание Б – упустить из виду . 3 . Становиться благоразумнее В - держать язык за зубами. 4.Добиваться достойного положения в обществе Г- каши не сваришь . 5.Усиленно думать над трудным вопросом Д- на скорую руку . 6. Быстро , торопливо Е – ломать голову . 7. Не договоришься Ж- выйти в люди. 8. Не говорить ничего лишнего З - браться за ум . 9. Оставить без внимания И – бросаться в глаза. 10 . Переживать, беспокоиться К – брать себя в руки .

Ключ: 1 – К , 2 – И , 3 - 3 , 4 – Ж, 5 – Е , 6 – Д , 7 – Г , 8 – В , 9 – Б , 10 – А .

Фразеологический зоопарк Голоден как ( волк ) Хитер как ( лиса ) Труслив как (заяц ) Здоров как ( бык ) Изворотлив как ( уж ) Надут как ( индюк ) Нем как ( рыба ) Грязен как (свинья ) Упрям как (осел ) Колюч как (еж ) Болтлив как ( Сорока ) Лингвистическая угадайка (Первая команда) 1. «Глаз» автомобиля (фара) 2. «Свежезамороженный» дождь(град ) 3. «Слово» регулировщика (свист ) 4. Родной или крестный ( папа) 5. Шляпка на ножке (гриб) 6. В каком слове 100 отрицаний ( стонет ). 7. Древняя славянская азбука (кириллица) 8.Чем долг красен ? (платежом) 9. В какие сани не следует садиться ? ( не в свои ) 10 . Из какого полотна не сшить рубашки ? ( из железнодорожного )

(вторая команда)

  1. Собачья радость( кость ) 2 . Не носки и не чулки ( гольфы ) 3. Орел , но не птица ( город ) 4 . Такса , а не собака ( плата ) 5. Лесной барабанщик (дятел ) . 6. В каком числительном содержится приказ? ( три ) . 7. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «Я» (Австрия ) . 8. Что любят деньги ? ( счет ) 9. Где черти водятся ?( в тихом омуте ) . 10.Какое государство можно носить на голове ? ( Панама )

«Живые» картинки 1.Куры денег не клюют . 2.Вставлять палки в колеса. 1.Язык чешется . 2. Делать из мухи слона .

Составьте распространенное предложение , каждое слово которого должно начинаться на букву К , П Катя купила книги Катаева , Каверина , Куприна . Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами .

Алфавитная кольцовка 1. «А» - назвать 3 слова , начинающихся и оканчивающихся буквой «а» : атака , ангина , арба . 2. «Ж» -назвать 3 слова с конечной буквой « ж» : дренаж , багаж , стаж. 3. «О» - назвать 3 слова , в которых три «о» : корова , дорога , золото . 4. «Ц»- назвать 3 слова , в которых «ц» третья буква с конца: конституция , революция , селекция . 5. «С» - назвать три слова , в которых пишется подряд два «с» : искусство , рассказ , ссора.

Вор получил приговор (слова , оканчивающиеся на « вор» )

Выговор, разговор , раствор , двор , заговор .

Авторский афоризм

  1. Любви все возрасты покорны . (А. С .Пушкин )

  2. Счастливые часов не наблюдают . (А.С . Грибоедов )

  3. Любовь сильнее смерти и страха смерти . (И . С. Тургенев)

  4. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)

  5. Любовь к себе – вот роман , который длится всю жизнь .(О.Уайлд)

Ребусы М + (змея) = (родственник) - муж С+ (занятие ) =( грызун) - сурок Гр+ (преисподняя ) = (атмосферные осадки ) – град У+ (плохая оценка ) = (язвительный намек ) – укол IV.Рефлексия На словесной перестройке активны были вы . От игр забавных к знаниям команды дружно шли , Но главные победы , конечно , впереди ! Учите , берегите речь родную , стихи слагайте , украшая жизнь ! Потомкам передайте речь живую , чтоб память о народе сохранить .

IV. Подведение итогов. Награждение победителей.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная перестройка»

Автор: Иванцова Людмила Анатольевна

Дата: 09.03.2020

Номер свидетельства: 542222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства