Интеллектуальная викторина по русскому языку "Весёлая лингвистика"
Интеллектуальная викторина по русскому языку "Весёлая лингвистика"
Развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора, воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная викторина по русскому языку "Весёлая лингвистика"»
Интеллектуальная викторина по русскому языку для 6-7 класса «Весёлая лингвистика»
Цель урока: обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе.
Задачи урока:
Образовательная: проверка уровня овладения программным материалом учащимися 5-х классов.
Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.
Воспитательная: воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).
Методы и приемы:
слово учителя;
выразительное чтение;
задания исследовательского характера.
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), карта страны Лингвистика, мультимедийный проектор, презентация для мультимедийного проектора (Приложение 2).
Примечание: в качестве ведущих и экспертов приглашаются 4 ученика 9 класса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика, а помогать нам будут специалисты из 7 класса, которые уже завершили освоение многих разделов языкознания. Они принесли нам карту страны Лингвистика, которую нарисовали, чтобы мы не сбились с пути.
Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают за урок «5».
Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.
Ведущие и 2 помощника – ученики 9 класса. Ведущие совместно с учителем проводят викторину, помощники подсчитывают набранные командами баллы.
II. Выполнение заданий викторины
1. Разминка.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.
Ведущие по очереди задают вопросы каждой команде.
1) В каком слове срок гласных? (Ответ: сорока.)
2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)
3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)
4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)
5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)
6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)
7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)
9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)
10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)
11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)
12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)
2. Фонетика.
УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Замени звук».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущие по очереди читают командам стихотворения-шутки и загадки. Нужно изменить в слове один звук, чтобы исправить ошибки.
1)
Неизвестно, как случилось, Только звук-то заблудился: Заскочил он в чей-то дом И хозяйничает в нем! Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (по А. Шибаеву)
(Ответ: звери)
2)
На виду у детворы Крысу красят маляры. (А. Шибаев)
(Ответ: крышу)
3)
С м меня ты надеваешь, С л собаку называешь.
(Ответ: майка – лайка)
4)
С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас я не таю – В каждом классе в ряд стою.
(Ответ: карта – парта)
5)
Известное я блюдо, Когда ж прибавишь м, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем.
(Ответ: уха – муха)
6)
С третьей буквой алфавита Я больных лечу, А с четвертой – Весной я прилечу.
(Ответ: врач – грач)
7)
Когда я с д, меня сорвут, Когда я с т, на мне плывут.
(Ответ: плод – плот)
8)
С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Ответ: колос – голос)
Задание 2. «Анаграммы и шарады».
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды записывают ответы на листках.
УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.
ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.
1)
Я – дерево. В родной стране Найдешь в лесах меня повсюду. Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос)
2)
Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои – И целый лес ты мною свалишь.
(Ответ: липа – пила)
3)
Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживем всё лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа.
(Ответ: за-дача)
4)
Мой первый слог – в линейных нотах, Два остальных – защита у животных, А целое соединит всегда Деревни, села, города.
(Ответ: до-рога)
5)
Три буквы облаками реют, Две видны на лице мужском, А целое порой белеет В тумане моря голубом.
(Ответ: пар-ус)
6)
Первый слог – нота, второй – тоже, А целое – на боб похоже.
(Ответ: фа-соль)
3. Орфоэпия.
УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Прочти, что здесь написано».
За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).
Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.
УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Собери слова».
За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах. 1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);
2) корень – в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);
3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);
4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).
Задание 2. «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».
За безошибочно выполненное задание – 2 балла.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.
Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);
Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).
5. Лексика. УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).
Задание 1. «Синонимы».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы. На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)
Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть – Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало. (Я. Козловский)
Отца спросила дочка: – Не знаю, как прочесть, Есть слово «проволОчка» И «прОволочка» есть. А что такое «атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «Атлас», Но есть ведь и «атлАс». Отец ответил: – Дочка, Уймись на полчасочка. (А. Барто)
УЧИТЕЛЬ: следующая наша остановка – Фразеология. Что изучает этот раздел лингвистики? (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Вспомни фразеологизмы».
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Команды получают задание на листках.
ВЕДУЩИЙ: допишите вторую часть фразеологизма.
1) Овчинка ... 2) Как две капли ... 3) Топтаться на ... 4) Чёрным ... 5) Зарубить себе ... 6) Дамоклов ... 7) Еле-еле душа ... 8) Крокодиловы ... 9) Ждать у ... 10) Принять за чистую ... 11) Проще пареной ... 12) Обвести вокруг ...
(Ответы: овчинка выделки не стоит, как две капли воды, топтаться на месте, чёрным по белому, зарубить себе на носу, дамоклов меч, шагом, еле-еле душа в теле, крокодиловы слёзы, ждать у моря погоды, принять за чистую монету, проще пареной репы, обвести вокруг пальца).
7. Графика
УЧИТЕЛЬ: нельзя пройти мимо Графики. Вспомним, что изучает этот раздел лингвистики. (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Расшифруй слова»
Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными словами, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.
Кто быстрее определит, какие три слова зашифрованы, получает 2 балла.
УЧИТЕЛЬ: завершает наше путешествие битва капитанов, для которых предусмотрено 2 задания - из области синтаксиса и орфографии.
Задание 1. «Расставь знаки препинания».
За правильно выполненное задание – 2 балла.
Капитанам раздаются карточки с предложениями.
ВЕДУЩИЙ: расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
Полая вода сошла и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.
(Ответы: Полая вода сошла, и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река).
Задание 2. «Вставь пропущенные буквы».
За правильно выполненное задание – 2 балла.
Капитанам предлагаются карточки с одинаковыми словами.
ВЕДУЩИЙ: вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.