Игра-соревнование
«Экскурсия в мир фразеологии »
Цель: расширить запас фразеологизмов в речи учащихся, развивать навыки их употребления в речи.
Игра-соревнование проводится между группами уч-ся, каждая из них имеет своё название.
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя
- Игра –соревнование
Задание 1.
- Вы, конечно, слышали фразеологические обороты как в воду опущенный, без царя в голове, а ходу подмётки рвёт, коломенская верста, тяжёл на подъём.
Каких людей они характеризуют?
Задание 2
Вспомните устойчивее обороты со словом как (на интерактивной доске глаголы, которые употребляются с данными фразеологизмами)
Вертится как……………….
Льёт как……………………
Дрожит как…………………
Знает как……………………
Свалился как……………….
Ползёт как………………….
В какой ситуации вы употребите каждый оборот.
Задание 3
На столе лежат несколько предметов: камешек, шишка, телефон, тарелка, пояс, доска.
Вспомните фразеологизмы с названиями этих предметов (бросать камешки в огород, все шишки валятся, висеть на телефоне, не в своей тарелке, заткнуть за пояс, от доски до доски)
Придумайте ситуацию из школьной жизни, в которой можно употреблять каждый оборот.
Задание 4
Найдите в текстах синонимы – фразеологические обороты
Царь-девица тут встаёт,
Знак к молчанью подаёт,
Покрывало поднимает
И к прислужницам вещает:
«Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть…»
(П.Ершов)
- А где мой товарищ? – промолвил Олег,
- Скажите, где конь мой ретивый?.
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
(А.С.Пушкин)
Задание 5
- Перед вами фразеологизмы: заварить кашу, надеть маску, наставлять на путь истинный, входить в колею
Подерите к глаголам в этих оборотах глаголы-синонимы того же вида. Придумайте ситуации, в которых может употребляться каждый оборот.
Задание 6
Рассмотрите рисунки, на которых художник попытался передать содержание устойчивых оборотов (на всех парусах, потерять голову, нос к носу, зарубить на носу)
Назовите эти фразеологизмы, и скажите, в какой ситуации используется каждый из них.
Задание 7
Послушайте стихотворение С.Михалкова «Бараны»
Скажите, какую пословицу из данных можно отнести к стихотворению: как две капли воды, два сапога пара.
Задание 8
С помощью пантомимы передайте содержание пословицы не в свои сани не садись.
Присутствующим задание объявляется после того, как участники подготовятся, вернутся в кабинет, и формулируется следующим образом: «Скажите, о какой пословице говориться в пантомиме»
Задание 9
Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты ( не менее двух), в которых встречаются отгадки
Кто над нами
Вверх ногами?
(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи т.д.)
У тебя есть,
У меня есть,
У дуба - в поле,
У рыбы – в воде.
(Тень. Бросать тень, быть в тени, наводить тень на плетень)
Не говорит
Не поёт,
А кто к хозяину идёт-
Она знать даёт.
(Собака. Вот где собака зарыта, собаку съесть, как собака на сене)
- Подведение итогов.
- Награждение победителей.