Цели: 1.повторить пройденный материал по лексике и фразеологии, морфологии, орфоэпии, орфографии;
2.проверить смекалку и языковое чутье учеников.
Класс украшается высказываниями известных людей о русском языке, выбирается жюри, класс делится на 2 команды (по жребию), выбираются капитаны команд, командам даются названия.
Эпиграф: Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, что называется сердцем. Он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных. (И.А.Гончаров)
Реквизит: карточки с заданиями, карточки для жеребьевки.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Жеребьевка (делим класс на 2 команды).
Конкурсы.
Подведение итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.»
Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.
Цели: 1.повторить пройденный материал по лексике и фразеологии, морфологии, орфоэпии, орфографии;
2.проверить смекалку и языковое чутье учеников.
Класс украшается высказываниями известных людей о русском языке, выбирается жюри, класс делится на 2 команды (по жребию), выбираются капитаны команд, командам даются названия.
Эпиграф: Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, что называется сердцем. Он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных. (И.А.Гончаров)
Реквизит: карточки с заданиями, карточки для жеребьевки.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Жеребьевка (делим класс на 2 команды).
Конкурсы.
Подведение итогов.
Ход урока:
-Здравствуйте! Как вы уже знаете, в нашей школе идет неделя русского языка. Сегодня у нас будет необычный, интересный урок, посвященный русскому языку, слову. Мы постараемся повторить материалы пройденных тем. Их очень много, поэтому будем работать быстро и продуктивно. Для начала разделимся на 2 команды (по жребию).
-Придумайте название вашим командам и выберите капитана (2-3 минуты).
Конкурсы:
Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
(правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).
Вопросы-шутки
Чем кончается день и ночь? (Ь)
Что стоит посередине земли? (М)
Чем кончается лето и начинается осень? (О).
Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)
Какое государство можно носить на голове? (Панама).
Объяснение конкурса «Составь слова». Раздаются карточки с заданием, ответы учеников передаются жюри. Оценивается правильность выполнения задания. Результаты конкурса объявляет жюри.
Что такое предлог? (служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении).
Как большой дом превратить в маленький? (прибавить суффикс – ик)
Маша написала на доске: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустила ли она ошибку в вычислении? (Все верно, если ударение поставлено правильно).
Какие части речи не являются членами предложения? (служебные: союзы, предлоги, частицы).
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Оценки жюри.
Ребята, следующее задание таково: вам предложены цитаты из тех произведений, которые мы уже изучили, вам нужно определить: автора произведения и его название, а также написать имя героя, о котором говорится в этих отрывках.
Среди слов комар, воробей, вертолет, пингвин, бабочка одно – по смыслу лишнее. Какое? (Пингвин не летает).
Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).
Какой падеж имен существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный).
А какой всегда употребляется с предлогом? (Предложный).
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь-Я)
Среди слов петух, курица, утка, лебедь, гусь одно – по смыслу лишнее. Какое? (Лебедь - не домашняя птица).
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
Подберите синоним-наречие к фразеологизму «когда рак на горе свистнет» (никогда), «у черта на куличках» (далеко), «в час по чайной ложке» (медленно), «ни к селу ни к городу» (невпопад).
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
Разберите по составу слова:
Для I команды: походка, выбираться, написавший;
для II команды: отгадка, пересадить, расколовшийся.
Поставить ударение в словах: диспансер, договор, звонит, свекла, обеспечение, оптовый, избалованный, творог, квартал, каталог, положить, атлас (вид ткани и географическая карта), арест, афиняне, красивее, торты. (Раздаются каждой команде карточки с записанными на них слова).
Определите художественный прием:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный (олицетворение),
Когда огонь кипит в крови (метафора)
(М.Лермонтов, противопоставление, антитеза).
Оценки жюри за конкурсы с карточками.
Назовите однокоренные слова к слову вода (водный, водяной, подводный, водопровод)
Загадка-шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец!» - говорит солдат. А старик отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаково. И живу я в домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался солдат. Помогите ему отгадать, как зовут старика и его бабку, где они живут. (Дед (Натан), Анна, шалаш).
Угадайте слово:
Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог)
О каких словах идет речь?
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращусь я в конфету. (Ирис – ирис)
Каким ключом нельзя открыть замок? (музыкальным)
Может ли в слове быть 100 одинаковых букв? (Стол, стог, стоп)
Какое наречие пишется с 2мя дефисами и 2мя мягкими знаками? (Точь-в-точь).
Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).
Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).
Какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).
Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он).
Назовите слова, в которых звук обозначался бы 2мя буквами, а буква – 2мя звуками. (Конь, день, коньки; моя, я, елка, поет).
В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р’] и [н’]? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь).
Назвать как можно больше пословиц и фразеологизмов о языке, речи, слове, болтливости, молчании. (На обдумывание командам дается 2-3 минуты).
Например: 1. От слова не сбудется (не станется, не прикинется).
2.Словом человека не убьешь. Слово не обух, в лоб не бьет.
3. Язык мой — враг мой.
4. Язык до добра не доведет.
5. От одного слова — да на век ссора.
6.Из-за пустых слов пропал, как пес.
7.Язык до Киева доведет.
8.Молчание – золото.
9. Языком болтай, а рукам воли не давай!
10.Язык телу якорь. Язык с богом беседует.
11.За твоим языком не поспеешь босиком и др.
Метаграмма – загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.
С глухим согласным я – число,
Со звонким – вид железа. (Шесть – жесть).
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).
С Ч над морем я летаю,
С Г в машинах я бываю. (Чайка – гайка).
Итог урока:
-Ребята, подведем итоги нашего урока. Наше компетентное жюри сейчас огласит результаты всей викторины. Пожалуйста!
Жюри награждает команды грамотами за первое и второе место в викторине.
- Поздравляю победителей! а команду, занявшую второе место, прошу не отчаиваться, не расстраиваться. Вы играли достойно. Спасибо всем за урок! до свидания!