kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  1.повторить пройденный материал по лексике и фразеологии, морфологии, орфоэпии, орфографии;

2.проверить смекалку и языковое чутье учеников.

Класс украшается высказываниями известных людей о русском языке, выбирается жюри, класс делится на 2 команды (по жребию), выбираются капитаны команд, командам даются названия.

 

Эпиграф: Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, что называется сердцем. Он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных. (И.А.Гончаров)

Реквизит: карточки с заданиями, карточки для жеребьевки.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Жеребьевка (делим класс на 2 команды).
  3. Конкурсы.

Подведение итогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.»

Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.

Цели: 1.повторить пройденный материал по лексике и фразеологии, морфологии, орфоэпии, орфографии;

2.проверить смекалку и языковое чутье учеников.

Класс украшается высказываниями известных людей о русском языке, выбирается жюри, класс делится на 2 команды (по жребию), выбираются капитаны команд, командам даются названия.


Эпиграф: Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, что называется сердцем. Он выразитель воспитания, всех сил, умственных и нравственных. (И.А.Гончаров)

Реквизит: карточки с заданиями, карточки для жеребьевки.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Жеребьевка (делим класс на 2 команды).

  3. Конкурсы.

  4. Подведение итогов.

Ход урока:

-Здравствуйте! Как вы уже знаете, в нашей школе идет неделя русского языка. Сегодня у нас будет необычный, интересный урок, посвященный русскому языку, слову. Мы постараемся повторить материалы пройденных тем. Их очень много, поэтому будем работать быстро и продуктивно. Для начала разделимся на 2 команды (по жребию).

-Придумайте название вашим командам и выберите капитана (2-3 минуты).

Конкурсы:

  1. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

(правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).

  1. Вопросы-шутки

  • Чем кончается день и ночь? (Ь)

  • Что стоит посередине земли? (М)

  • Чем кончается лето и начинается осень? (О).

  1. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)

  2. Какое государство можно носить на голове? (Панама).

  3. Объяснение конкурса «Составь слова». Раздаются карточки с заданием, ответы учеников передаются жюри. Оценивается правильность выполнения задания. Результаты конкурса объявляет жюри.

  4. Что такое предлог? (служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении).

  5. Как большой дом превратить в маленький? (прибавить суффикс – ик)

  6. Маша написала на доске: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустила ли она ошибку в вычислении? (Все верно, если ударение поставлено правильно).

  7. Какие части речи не являются членами предложения? (служебные: союзы, предлоги, частицы).

  8. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)

Оценки жюри.

  1. Ребята, следующее задание таково: вам предложены цитаты из тех произведений, которые мы уже изучили, вам нужно определить: автора произведения и его название, а также написать имя героя, о котором говорится в этих отрывках.

  2. Среди слов комар, воробей, вертолет, пингвин, бабочка одно – по смыслу лишнее. Какое? (Пингвин не летает).

  3. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).

  4. Какой падеж имен существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный).

  5. А какой всегда употребляется с предлогом? (Предложный).

  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь-Я)

  7. Среди слов петух, курица, утка, лебедь, гусь одно – по смыслу лишнее. Какое? (Лебедь - не домашняя птица).

  8. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).

  9. Подберите синоним-наречие к фразеологизму «когда рак на горе свистнет» (никогда), «у черта на куличках» (далеко), «в час по чайной ложке» (медленно), «ни к селу ни к городу» (невпопад).

  10. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).

  11. Разберите по составу слова:

Для I команды: походка, выбираться, написавший;

для II команды: отгадка, пересадить, расколовшийся.



  1. Поставить ударение в словах: диспансер, договор, звонит, свекла, обеспечение, оптовый, избалованный, творог, квартал, каталог, положить, атлас (вид ткани и географическая карта), арест, афиняне, красивее, торты. (Раздаются каждой команде карточки с записанными на них слова).

  2. Определите художественный прием:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный (олицетворение),

Когда огонь кипит в крови (метафора)

(М.Лермонтов, противопоставление, антитеза).

Оценки жюри за конкурсы с карточками.

  1. Назовите однокоренные слова к слову вода (водный, водяной, подводный, водопровод)

  2. Загадка-шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец!» - говорит солдат. А старик отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаково. И живу я в домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался солдат. Помогите ему отгадать, как зовут старика и его бабку, где они живут. (Дед (Натан), Анна, шалаш).

  1. Угадайте слово:

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (Пирог)



  1. О каких словах идет речь?

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение –

И превращусь я в конфету. (Ирис – ирис)

  1. Каким ключом нельзя открыть замок? (музыкальным)

  2. Может ли в слове быть 100 одинаковых букв? (Стол, стог, стоп)

  3. Какое наречие пишется с 2мя дефисами и 2мя мягкими знаками? (Точь-в-точь).

  4. Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  5. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

  6. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).

  7. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).

  8. Какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

  9. Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он).

  10. Назовите слова, в которых звук обозначался бы 2мя буквами, а буква – 2мя звуками. (Конь, день, коньки; моя, я, елка, поет).

  11. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р’] и [н’]? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь).

  12. Назвать как можно больше пословиц и фразеологизмов о языке, речи, слове, болтливости, молчании. (На обдумывание командам дается 2-3 минуты).

Например: 1. От слова не сбудется (не станется, не прикинется).

2.Словом человека не убьешь. Слово не обух, в лоб не бьет.

3. Язык мой — враг мой.

4. Язык до добра не доведет.

5. От одного слова — да на век ссора.



6.Из-за пустых слов пропал, как пес.

7.Язык до Киева доведет.

8.Молчание – золото.

9. Языком болтай, а рукам воли не давай!

10.Язык телу якорь. Язык с богом беседует.

11.За твоим языком не поспеешь босиком и др.

  1. Метаграмма – загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.

  • С глухим согласным я – число,

Со звонким – вид железа. (Шесть – жесть).

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

  • С Ч над морем я летаю,

С Г в машинах я бываю. (Чайка – гайка).

Итог урока:

-Ребята, подведем итоги нашего урока. Наше компетентное жюри сейчас огласит результаты всей викторины. Пожалуйста!

Жюри награждает команды грамотами за первое и второе место в викторине.

- Поздравляю победителей! а команду, занявшую второе место, прошу не отчаиваться, не расстраиваться. Вы играли достойно. Спасибо всем за урок! до свидания!



4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Языковая мозайка. Викторина для 7 класса.

Автор: Рахмясова Илида Ильдусовна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства