ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОМИССИИ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОМИССИИ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В данной статье описаны основные направления работы комиссии общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Курганский педагогический колледж". Перечень приемов, используемых на учебных занятиях комиссии направлены на обеспечение самопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОМИССИИ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН »
Формирование социально-профессиональных компетенций в комиссии общегуманитарных и социально-экономических дисциплин
В условиях модернизации системы образования основным результатом деятельности должна быть не система знаний сама по себе, а набор социально значимых личностных качеств в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому на предметах общегуманитарных и социально-экономических дисциплин мы применяем личностно-ориентированное обучение, которое предполагает необходимость дифференциации, ориентацию на личность студента, его интеллектуальное и нравственное развитие.
Среди основных направлений работы комиссии в рамках обозначенной проблемы мы выделяем:
деятельностный характер обучения, ориентацию содержания образования на формирование учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение опыта этой деятельности;
формирование ключевых компетентностей – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач на занятиях, а также в период практики различного вида;
использование методов обучения и технологий исследовательского обучения:
проблемное обучение
эвристическое
метод проектов
технологии критического мышления
научно-исследовательская деятельность
конкурсы
олимпиады
научно-практические конференции
Содержание занятий нашей комиссии нацелены на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности для достижения этой цели используются следующие продуктивные приемы:
организация групповой и парной работы
проблемные ситуациии
работа с опорным конспектом, таблицами, схемами
исправление ошибок
анализ конкретных ситуаций
резюмирование основных вопросов темы
творческие, вариативные домашние задания
использование разноуровневых тестов, как для отдельных студентов, так и для всей группы, а также входящий, промежуточный, итоговый контроль в виде диктантов, контрольных работ, экспресс-контроля, экзаменов, интернет-экзаменов и, естественно, коррекция (разработка системы специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию общеучебных и интеллектуальных умений)
подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития
Организовать работу в группе можно разными способами. Так, например, на уроке литературы по анализу романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», работа строилась следующим образом: класс разбивался на 3 группы, каждая из которой после определенной подготовки выявляла и характеризовала 3 мира, присутствующих в произведении - «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский». В результате этой работы очень быстро и понятно вырисовалась система двойничества в романе.
С групповым подходом в преподавании литературы органично сочетается метод проектов, который предполагает определенный результат, должным образом оформленный (альбом, газета, доклад и т.д.) Работу в сотрудничестве и метод проектов можно сочетать на одном уроке.
Так, например, при изучении лирики Ф.И. Тютчева на уроках литературы студенты создавали свои проекты, учитывая дополнительную специальность. Будущие учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области музыки после анализа стихотворения «Умом Россию не понять…» должны были наиграть музыку, отражающую настроение этого произведения. Студенты на фортепиано воспроизвели первые строчки гимна России. А будущим учителям с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства предлагалось изобразить на листе бумаги это стихотворение. Студенты нарисовали флаг Российской Федерации и герб Курганской области.
На заключительных уроках по изучению темы студенты также могут составлять как индивидуальные, так и групповые творческие проекты.
Элементы этого метода можно использовать и при составлении опорных схем. Ведь по этому закодированному конспекту легко восстановить весь ход мыслей. Схемы-опоры эффективно используются на всех общегуманитарных и социально-экономических дисциплинах.
Так, например, на одном из уроков по пьесе М. Горького «На дне», рассматривая проблемный вопрос, поставленный автором: «Что лучше: истина или сострадание?», рисуем в центре доски (листа) «образ Луки» в виде кружка с цитатой: «Жалеть людей надо. Не всегда правдой душу вылечишь…». Затем обсуждаем, что несет философия Луки обитателям ночлежки. «Рисуем» образы и стрелки, подписывая их цитатами, которые характеризуют каждого ночлежника.
Использовать групповую и парную работу можно и при проверке домашнего задания. Аналогичным образом можно организовать подготовку студентов к тестированию по пройденной теме или дать задание самостоятельно подготовить тест по пройденному материалу. Такие тесты будут носить развивающий и познавательный характер, а, следовательно, ориентированы на творческую реализацию личности студента.
Таким образом, метод проектов позволяет реализовать задачи формирования и развития интеллектуальных умений, творческого мышления, умения работать в коллективе.
Исследовательская деятельность студентов на уроках общегуманитарных и социально-экономических дисциплин предполагает выполнение практических заданий с элементами исследования, подготовку аннотаций, рефератов и эссе, составление тезисов, сообщений, докладов, самостоятельное выполнение аудиторных заданий с элементами исследовательской деятельности, применение теоретических знаний, нахождение профессионально грамотных путей решения проблем и вопросов в период педагогической практики, а также написание и защиту курсовых и выпускных квалификационных работ опытно-экспериментального характера.
Такая работа позволяет студентам выработать умение самостоятельно добывать знания, прививает навыки самоорганизации, учит речевой культуре: написанию текста, произнесению монолога, ведения беседы, дискуссии и других форм коммуникативного взаимодействия. Студенты учатся оформлять результаты исследования, которые могут быть представлены в виде плана, конспекта, аннотации, рецензии, доклада, сообщения, тезиса к выступлению на научно-практических конференциях, проводимых в ГБПОУ «Курганский педагогический колледж».
Ведь в соответствии с ФГОС формирование исследовательских умений студента рассматривается как важный фактор подготовки специалиста и играет большую роль в формировании грамонически развитой и духовно богатой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющий ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Несомненно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по предмету, имеющихся у студентов, но и от уровня их общего развития. Следовательно, сотрудничая со студентами в процессе обучения, необходимо уделять пристальное внимание развитию их общей культуры.
В заключении хотелось бы отметить, что в преподавании общегуманитарных и социально-экономических дисциплин необходимо применение инновационных технологий, так как, работая в этом направлении, мы сможем сформировать социально-профессиональную компетентность выпускников колледжа.