Просмотр содержимого документа
«Филологический турнир !Я знаю силу слов"»
«Лингвистический турнир»
Цель: обобщение и систематизация знаний о разделах науки о русском языке.
Задачи: - активизировать знания и умения по теме;
- развивать мышление, речь, логику, воображение, повышать эрудицию в области русского языка, прививать интерес к изучению предмета;
- воспитывать стремление к приобретению знаний, культуру речи, любовь к языку.
Оборудование: высказывания писателей о русском языке, тесты, карточки, грамоты.
Ход мероприятия:
Организационный этап.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наше мероприятие обещает быть познавательным и увлекательным, сегодня мы узнаем ещё больше о богатстве и великолепии русского языка.
1 ВЕД. - Русский язык – один из богатейших языков в мире. Его международное значение растёт с каждым днём. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
2 ВЕД.- Русский язык очень красив и богат. Но чтобы это увидеть, надо его знать. Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. И мы сегодня постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
1 ученик: - Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
2 ученик: - Он твой наставник – великий, могучий,
Он – переводчик, он – проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
3 ученик: - Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
- Ребята, нам предстоит нелёгкое, но очень интересное и познавательное путешествие. На нашем пути будут встречаться различные препятствия, которые мы должны будем с лёгкостью преодолеть, чтобы достичь своей цели.
- А теперь давайте познакомимся с жюри и командами «Родничок» и «Славяночка».
Перед началом путешествия интерактивная разминка «Эмоциональные острова»: на плакате нарисованы острова – Удовольствия, Наслаждения, Неопределённости, Радости, Грусти, Ожидания, Просветлениия, Недоумения, Тревоги, Воодушевления. Каждый участник прикрепляет своё сердечко на свой остров. В конце мероприятия – то же самое.
- Итак, ребята, прежде чем начать путешествие мы проведём языковую разминку для капитанов «Сеанс одновременной игры» - каждый член команды-соперницы задаёт ему по 1 вопросу.
- Ну а теперь начинаем наше путешествие в страну Языкознания. Это очень красивая и богатая страна. А правит там великая царица Лингвистика. Чтобы попасть к ней мы должны пройти долгий путь и показать свои знания, логику и эрудицию, а так же сплочённость и умение работать в коллективе. В добрый путь, ребята!
- В самом начале пути мы видим Водопад Наук. Чтобы его пройти, нам надо выполнить задание «Найди свою половинку» (установить соответствие названий разделов науки о языке и их определений).
- Далее мы продолжаем путешествие по Грамматической Дороге,которая разветвляется на 3 части – 3 тропы, и на каждой тропе своё задание:
1тропа – Словообразовательная.
- Какие части слова вы знаете?
- Назовите способы образования слов?
- «Грамматическая арифметика»
- Мы знаем, что без букв и грамматики не обходятся и математики.
Каждый из вас знает алфавит. Это поможет разгадать вам пословицы.
1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?
А) Глагол.
Б) Имя существительное.
В) Имя числительное.
2. Они бывают качественные, относительные и притяжательные
А) Местоимения.
Б) Причастия.
В) Имена прилагательные.
3. Совершенного и несовершенного вида бывают только
А) Глаголы.
Б) Наречия.
В) Предлоги.
4. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ?
А) Частицы.
Б) Имена прилагательные.
В) Имена числительные.
5.Эта часть речи в предложении бывает обстоятельством
А) Имя существительное.
Б) Местоимение.
В) Наречие.
6. Эта часть речи указывает на предмет, но не называет его
А) Союз.
Б) Местоимение.
В) Наречие.
7. Эта часть речи не входит ни в группу самостоятельных, ни в группу служебных частей речи
А) Местоимение.
Б) Наречие.
В) Междометие.
- Я очень рада за вас. С заданиями вы справляетесь легко и быстро. А впереди нас ждёт река с названием Лексикология.Через неё проложены 3 моста и на каждом своё задание:
_ А теперь на нашем пути Вулкан Каллиграфия. Его задание называется «Что написано пером, не вырубишь топором» (пишут очень красиво по 1 предложению).
Делу время, а потехе час.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Терпение и труд всё перетрут.
Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.
- Ну вот прошли мы это место, а впереди снова тишь и благодать. Это Озеро Орфоэпия.
- Игра «Скажи правильно» (чтение скороговорок)
Говорить, так договаривать, а не договаривать, так и не говорить.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Карл украл у Клары кораллы, Клара украла у Карла кларнет.
Ехал Грека через реку , видит Грека в реке рак.
На дворе трава, на траве дрова.
-«Не вынесет душа поэта…» (выразительное чтение стихотворения) – на выбор учащихся
- Молодцы, ребята! Вот уже виден дворец царицы Лингвистики, но что это? Овраг Стилистики. Мы не сможем попасть во дворец, пока не выполним следующее задание:
- Какие стили речи вы знаете? –
- Разыграть любую сценку на школьную тему, используя разговорный стиль
Ну вот, все преграды позади. Мы входим во дворец, а царицы нет. Но она приготовила нам ещё одно задание
- «Мои мысли, мои скакуны» (узнать слово по описанию)
(жюри подводит итоги)
Выходит царица Лингвистика, всех поздравляет, дарит подарки.
- Вот какой удивительный русский язык! Знание русского языка необходимо нам в жизни. Чтобы стать культурными и образованными, мы должны пользоваться всеми богатствами языка. Но незнание его приводит к тому, что речь некоторых людей очень бедна, а употребление ненормативной лексики делает речь некрасивой, грубой, неприятной.