1. Активизирование знаний студентов по творчеству русских писателей XIX-XX веков.
2. Привлечение внимания к изучению русского языка.
3. Определение лучшего в знании изученных разделов русского языка.
Задачи:
1. Формирование умения работать в группе.
2. Продолжение обучения краткому, но полному ответу.
3. Развитию интереса к русской литературе.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Повторение и закрепление материала по темам.
6. Развитие творческих умений учащихся, способностей к обобщению, систематизации знаний.
Вступительное слово преподавателя:
Мы начинаем филологическую викторину, которая позволит нам проверить ваши знания по русскому языку и литературе, а также определить какая из двух групп является сильнейшей в области русской словесности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«филологическая викторина "Смотр знаний" »
Министерство образования и науки краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
"Анапский колледж сферы услуг"
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «СМОТР ЗНАНИЙ»
Разработано: преподаватель ГБПОУ КК АКСУ,
Синько Д.Д.
2014
Цель мероприятия:
1. Активизирование знаний студентов по творчеству русских писателей XIX-XX веков.
2. Привлечение внимания к изучению русского языка.
3. Определение лучшего в знании изученных разделов русского языка.
Задачи:
1. Формирование умения работать в группе.
2. Продолжение обучения краткому, но полному ответу.
3. Развитию интереса к русской литературе.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Повторение и закрепление материала по темам.
6. Развитие творческих умений учащихся, способностей к обобщению, систематизации знаний.
Вступительное слово преподавателя:
Мы начинаем филологическую викторину, которая позволит нам проверить ваши знания по русскому языку и литературе, а также определить какая из двух групп является сильнейшей в области русской словесности.
I тур Каждый ответ по 2 балла
1. Творчество Александра Сергеевича Пушкина 1. Кто из его товарищей был особенно дружен с ним? 2. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? 3. Назвать его южные поэмы. Назвать стихотворения, в которых звучат следующие слова: 4. «Мой друг Отчизне посвятим Души прекрасные порывы» 5. «И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей» 6. Перечислить его «маленькие трагедии». 7. Какие его произведения вошли в сборник «Повести Белкина»? 8. Какую его поэму называют «петербургской повестью»? 9. В каком стихотворении поэт подвёл итог своему творчеству? 10. Какие его произведения были экранизированы? (ОТВЕТЫ) 1. А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, И. Пущин. 2. А.Л. Керн. 3. «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». 4. «В Сибирь». 5. «Пророк». 6. «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы». 7. «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня - крестьянка». 8. «Медный всадник» 9. «Памятник» 10. «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель» и «Дубровский» 2. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова 1. В связи с каким событием его имя узнала вся Россия? 2. Назвать стихотворения, в которых звучат следующие слова: «Да, были люди в наше время» 3. Назвать стихотворения, в которых звучат следующие слова: «А он, мятежный, просит бури» 4. Как звали Печорина? 5. Героем какого его произведения является грузинский мальчик? 6. Какое его стихотворение стало народной песней? 7. Какая строчка из его популярного стихотворения стала названием романа советского писателя? 8. Какое его произведение экранизировано? (ОТВЕТЫ) 1. Смерть Пушкина. 2. «Бородино». 3. «Парус». 4. Григорий Александрович. 5. «Мцыри». 6. «Выхожу один я на дорогу». 7. «Белеет парус одинокий» В. Катаева. 8. «Герой нашего времени» 3. Творчество Александра Николаевича Островского 1. Сколько иностранных языков знал драматург? 2. После показа какой пьесы в 1871 году вся публика в зале встала? 3. Какая его пьеса написана стихами? 4. В какой его пьесе главная героиня удивлялась, «отчего люди не летают так, как птицы»? 5. Какая его героиня сокрушалась, что «она - вещь, а не человек»? 6. Кто является автором оперы по его сказке «Снегурочка»? 7. Кто написал критическую статью о его пьесе «Гроза»? 8. Какой театр носит имя Островского? (ОТВЕТЫ) 1. Английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и латинский.( 6 яз.) 2. «Лес». 3. «Снегурочка» 4. Катерина в «Грозе». 5. Лариса в «Бесприданнице». 6. Н.А. Римский-Корсаков. 7. Н.А. Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». 8. Малый театр в Москве. 4. Творчество Николая Алексеевича Некрасова 1. Встреча с кем была для него спасением? 2. В каком его стихотворении звучат следующие слова: «Поэтом можешь ты не быть, . А гражданином быть обязан»? 3. В каком своём стихотворении поэт признаётся: «Я лиру посвятил народу своему»? 4. Какое произведение поэта называют «энциклопедией русской крестьянской жизни»? 5. Из какой поэмы Некрасова отрывок: «Однажды в студеную зимнюю пору…» 6. Какими передовыми журналами руководил Некрасов? 7. Какой художник нарисовал Некрасова в конце его жизни? 8. Какой знаменитый русский писатель произнёс прощальную речь во время похорон великого русского поэта?
(ОТВЕТЫ) 1. В.Г. Белинский. 2. «Поэт и гражданин». 3. «Элегия». 4. «Кому на Руси жить хорошо». 5. «Мороз-красный нос». 6. «Современник» и «Отечественные записки». 7. И. Крамской. 8. Ф.М. Достоевский.
5. Творчество Антона Павловича Чехова 1. Какой город является родиной А.П. Чехова? 2. Кто дал ему шутливое прозвище «Чехонте»? 3. С какой целью он совершил поездку на Сахалин? 4. Какое произведение стало итогом этого путешествия? 5. С каким знаменитым художником он дружил? 6. С каким театром он связал свою судьбу? Этот театр в Москве носит имя Чехова. 7. Кто из его героев сказал: «Вся Россия - наш 8. Как звали его жену? 9. Назовите самые известные драматические произведения Чехова. 10. Какие его произведения экранизированы? (ОТВЕТЫ) 1. Таганрог. 2. Учитель русской словесности Ф.П. Покровский. 3. В поисках «общей идеи», для самовоспитания. 4. «Остров Сахалин». 5. И.И. Левитан. 6. Московский Художественный академический театр. 7. Петя Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад». 8. Ольга Леонардовна Книппер . 9. 5 пьес 10. «Дама с собачкой», «Каштанка», «Анна на шее», «Медведь», «Душечка», «Палата №6».
6. Творчество Владимира Владимировича Маяковского 1. Что привлекло его в футуризме? 2.. Как первоначально называлась его поэма «Облако в штанах»? 3.Какие вы знаете произведении Маяковского для детей? 4. Кто такой Теодор Нетте, которому поэт посвятил своё одноимённое стихотворение? 5. Назвать любимую газету поэта, в которой чаще всего печатались его стихи. 6. В каком его произведении поэт торжественно провозглашает «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет»?? (ОТВЕТЫ) 1. Поиск новой формы стиха. 2. «Тринадцатый апостол». 3. «Что такое хорошо», «Это песенка моя про моря и про маяк», «Кем быть?». 4. Дипломатический курьер. 5. «Комсомольская правда» 6. Поэма «Хорошо!». 7. Общие вопросы
Какие два выдающихся русских писателя рубежа 19-20 в.в. родились в один год? В этом году это круглая дата. (Куприн, Бунин).
Кто из поэтов Серебряного века больше всего уделил внимания в своем творчестве поэтам-современникам? ( Цветаева).
Назовите населенный пункт, где обучался в лицее поэт, называемый «солнцем русской поэзии», а также где встретились и подружились два будущих поэта-акмеиста, впоследствии поженившиеся. (Царское Село).
Назовите четыре произведения А. С. Пушкина, в которых главную героиню зовут Марией. («Бахчисарайский фонтан», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Полтава»).
Расположите литераторов в хронологическом порядке, соответственно году их рождения: Тургенев, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Толстой, Гоголь, Лесков. (Пуш., Лер., Гог., Тург., Дост., Толст., Леск.)
150-летие какого великого русского писателя мы отмечаем в этом году? (Чехов).
Какому русскому писателю 19 в. принадлежит самое большое произведение? (Толстой).
Кто из писателей более всех оплакивал умирание «дворянских гнезд»? (Бунин)
Кто является признанным мастером короткой формы, т.е. рассказа? (Чехов).
Кому принадлежит цикл стихов «Домики старой Москвы»? (Цветаева).
Один из русских писателей создал школу, ставшую необычайным явлением не только в России, но и в Европе. «Это была первая свободная школа. Ученики приходили и уходили, когда хотели, делали, что им угодно, учились только тем предметам, которые им нравились, без малейшего принужденья и дисциплины, кроме той, что вводили они сами». Кто был организатором этой школы и где она находилась? Школа для крестьянских детей.
В каком году отмечалось 200-летие А. С. Пушкина? (1999 г.)
Кому из русских писателей и поэтов принадлежат данные имения:
А. Ясная Поляна
Б. Болдино
В. Шахматово
Г. Грешнево
Д. Тарханы
Е. Спасское-Лутовиново
С какими литературными персонажами связаны данные географические названия:
А. Богучарово
Б. Машук
В. Никольское
Г. Кистенёвка
Д. Отрадное
Е. Калинов
Кто из русских писателей окончил:
А. Московский благородный пансион
Б. Нежинскую гимназию
В. Славяно-греко-латинскую академию
Г. Высшее военное инженерное училище
Д. Школу гвардейских лейб-прапорщиков
Е. Московский университет медицинский факультет
II тур
1.Вопросы из области истории
1. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, и какое произведение было им написано под впечатлением этого события? (Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»)
2. Кто из русских поэтов служил на Кавказе, командовал сотней, его именем чеченские женщины пугали своих детей, и был представлен к награждению именной саблей «За храбрость»? (М.Ю.Лермонтов)
3. Кто из русских писателей, являясь дипломатом, участвовал в переговорах и помог России подписать мирный договор с Персией? (А.С.Грибоедов)
4.Какой русский поэт был воспитателем наследника русского престола Александра II? (В.А.Жуковский)
5. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя за организацию декабрьского восстания 1825 года? (К.Ф.Рылеев)
6. Какой русский писатель в XIX веке совершил кругосветное путешествие на корабле, в каком произведении он описал это событие? (А.И.Гончаров «Фрегат Паллада»)
7. Кто из русских писателей написал «Историю государства Российского»? (Н.М.Карамзин)
8. Кто из русских писателей написал «Историю Пугачёвского бунта»? (А.С.Пушкин)
9. Кто из русских поэтов написал цикл стихов «На поле Куликовом»? (А.Блок)
2. Определите биографии каких писателей и поэтов представлены в приведённых ниже фрагментах:
1.) Родился в дворянской семье. В 11 лет поступил в гимназию. Учился неровно, часто болел. В 16 лет отец забрал его из гимназии и на следующий год отправил в Петербург, в Дворянский полк (военную школу). Вместо школы юноша пытается в Петербурге поступить в университет, но тщетно. Два года он посещает университет вольнослушателем, отец отказывает ему в материальной поддержке. Юноша остаётся без средств к существованию, живёт скудными литературными заработками (пишет водевили, стихи и критические заметки для газет и журналов). В 22 года сближается с Белинским. Организует издание альманаха «Физиология Петербурга», к участию в котором привлекает Белинского. В 26 лет вместе с Панаевым приобретает права на издание журнала «Современник».
(Н.А.Некрасов)
2.) Обстоятельства своего рождения он стыдился и старался их скрывать. Его мать, немка, будучи беременна уже вторым ребёнком сбежала от мужа с русским офицером. В России они незаконно обвенчались, а через несколько месяцев после венчания родился мальчик, который был подложно записан на фамилию отца. Обман раскрылся, когда юноше исполнилось 14 лет. Он был лишён всех дворянских прав и записан на фамилию матери. В 40 лет приобрёл поместье в Орловской губернии, хозяйничал весьма успешно. Умер в возрасте 72 лет.
(А.А.Фет – Шеншин)
3.) Родился в Орловской губернии, начальное воспитание получил в семье. Своё образование продолжил в Московском Университетском Благородном Пансионе, где раскрылся его поэтический талант. По характеру был человеком скромным. Не приходилось ни знатностью, ни богатством гордиться. Все современники отмечали в нём высокую внутреннюю культуру, требовательность к себе и окружающим. С 1815 года – активный участник литературного общества «Арзамас». В самом расцвете творчества был приглашён в императорскую семью в качестве наставника Цесаревича. Он много путешествовал по России, Европе. Был дружен с Пушкиным и Вяземским, Карамзиным и Гоголем, немецким художником Фридрихом и поэтом Л.Тиком. Последние годы своей жизни провёл за границей. Умер в Германии в 1852 году.
(В.А.Жуковский)
III тур
Брейн-ринг
Описание игры
Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается от 0 до 1 балла.
Первый блиц(1 балл).
Угадайте героев, произведения и авторов.
1. «Он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
2. «Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
3. Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? Оно приятно, звучно; Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей.
Ответы
1. Раскольников, «Преступление и наказание», Достоевский
2. Базаров, «Отцы и дети» Тургенев
3. Татьяна, «Евгений Онегин, Пушкин
Второй блиц(1 балл).
1. Герой какого произведения сбежал от невесты накануне венчания, выпрыгнув в окошко?
2. В каком произведении Пушкина героиня была похищена в день свадьбы?
3. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?
Ответы
1. Подколесин, «Женитьба», Гоголь
2. «Руслан и Людмила»
3. Екатерине Великой
Третий блиц
«Обновленные» названия известных произведений русских писателей. Восстановите их истинные заголовки и укажите авторов.
«Предки и бэби», «Тинэйджер», «Записки «чайника», «Шнобель», «Не в свою тачку не садись», «Мочиловка и залет», «Кому в России кайф?»
Ответы
«Отцы и дети» Тургенева, «Подросток» Достоевского, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Нос» Гоголя, «Не в свои сани не садись» А. Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова.
Четвертый блиц
Перед вами начальные строки стихотворений известных русских поэтов. Продолжите их.
Я пришел к тебе с приветом ...
Три девицы под окном ...
Мороз и солнце. День чудесный...
Я помню чудное мгновенье ...
Как ныне сбирается вещий Олег ...
Скажи-ка, дядя, ведь недаром ...
Умом Россию не понять ...
Вчерашний день часу в шестом ...
Ответы
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Мороз и солнце. День чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Я помню чудное мгновенье – Передо мной явилась ты.
Как ныне сбирается вещий Олег – Отмстить неразумным хазарам.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром – Москва, спаленная пожаром.
Умом Россию не понять – Аршином общим не измерить.
Вчерашний день часу в шестом – Зашел я на Сенную.
Пятый блиц
1. Кому из литературных героев принадлежат следующие изречения?
– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
2. Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:
«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».
Ответы
1. Митрофан, «Недоросль», Фонвизин
Фамусов, «Горе от ума»
2. «Мертвые души», Чичиков
IV тур Команды задают друг другу подготовленные вопросы по литературе
V тур Русский язык
Правила проведения тура разные в каждом вопросе
1 вопрос. (2 балла).Исключения из какого правила иллюстрируют некоторые слова в этих стихотворениях? ( Индивидуально для каждой команды).
Я стих хочу сочинить
Еще никем не слыханный ранее,
Чтоб автором себя объявить,
Чтоб опубликовали в издании.
Я строки хочу рифмовать,
Я жду вдохновенья отчаянно,
Чтоб поэтом себя называть
И мир покорить нечаянно.
Вот, мол, молодой пиит,
Такой нежданный, негаданный,
Но муза ко мне не летит,
Чтоб помочь мне с шедевром желанным.
А я мечтал, что будут говорить:
«Ах, гений, доселе невиданный,
Но как же мне стих сочинить?
Слов нет, ведь я неначитанный.
Попадая в рот ягодой, словно жонглер,
Поедал крыжовник, качаясь на стуле, мажор,
А шов на шортах разошелся, оголив позор,
И началась изжога - таков удел обжор.
Но какой же шок испытал чопорный жокей,
Который в то время объезжал лошадей,
Подумав, что шофер на шоссе выезжает,
Поэтому слышно трещотку- мотор.
А оказалось, что звук от того, что обжора-мажор
Шотландский шоколад пожирает
2 вопрос (0,5 балла за одно слово).
Мы знаем, что дети часто сочиняют новые слова. Перед вами такие слова. «Переведите» их с детского на взрослый язык. ( Выдаются карточки командам).
Гребло, ползук, обернушка, стиралка, копатка, мык
Ответы
весло, червяк, обложка, ластик, лопатка, бык
3 вопрос (0,5 балла). Перед вами список слов, среди которых слова, образованные от имен собственных. Найдите их и подчеркните. (Выдаются карточки командам).
Названия каких месяцев образованы от имен собственных? (Ответы с места). Ответы: Январь – Янус, Март – Марс, июнь – Юнона, Июль – Юлий, Август – Август
5 вопрос (0,5 балла).
2. «Переведите» на русский язык следующие заимствованные слова: менеджер, вояж, колледж, спринтер. (Выдаются карточки командам).
Ответы
. Управленец, путешествие, училище, бегун на короткие дистанции.
6 вопрос (0,5 балла за слово)Выдаются карточки командам).