kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭОР Интерактивная игра "Фестиваль фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит ЭОР - интерактивная игра "Фестиваль фразеологизмов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭОР Интерактивная игра "Фестиваль фразеологизмов"»

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА


ФЕСТИВАЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ


Ключевые слова: фразеологизм; крылатое выражение.

«Фестиваль фразеологизмов» знакомит учащихся с разными группами фразеологиз­мов по их происхождению и тематической направленности, а также содержит интерес­ные игровые задания, связанные со структурой и семантикой устойчивых оборотов.


Цель: расширить представления о фра­зеологизмах, их происхождении и значе­ниях; воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку.

Оборудование: эпиграф (стихотворе­ние И. А. Бунина «Слово»), тематиче­ские рисунки, презентация.


Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы

И страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

И.Бунин


1-й ведущий: Начинаем нашу экскур­сию в страну Лингвистику, в область Фразеологию. Приглашаем вас на па­рад фразеологизмов и крылатых выра­жений.


2-й ведущий: Шествие открывают из­речения из Библии, так называемая Архаическая тьма.

(Ведущие по очереди называют фразео­логизмы.)

Альфа и омега

Бог с тобой

Бес попутал

Вавилонское столпотворение

Валаамова ослица

Всякой твари по паре

Запретный плод

Зарыть талант (в землю)

Иерихонская труба

Камень преткновения

Камня на камне не оставить

Ставить во главу угла


1-й ведущий: Теперь пройдут предста­вители греко-римской культуры, это Античный легион:

Авгиевы конюшни

Ахиллесова пята

Гомерический смех

Дамоклов меч

Кануть в Лету

Перейти Рубикон

Прокрустово ложе

Сизифов труд

Сжечь корабли

Со щитом или на щите

Танталовы муки

Яблоко раздора


2-й ведущий:

Звучат речения писате­лей, их мы назвали Всадники Пегаса:

Эзопов язык. (Выражение связано с име­нем древнегреческого баснописца Эзопа.)

Круги Ада. (Образ из поэмы Данте «Бо­жественная комедия».)

Быть или не быть? (Шекспир).

Сражаться с ветряными мельницами. (Фразеологизм связан с эпизодом из романа Сервантеса «Дон Кихот».)

А судьи кто? (Грибоедов).

Свинья под дубом. (Крылов).

Куда ж нам плыть? (Пушкин).

Исторический человек. (Из ав­торской характеристики одного из героев поэмы Гоголя «Мерт­вые души».)

Зри в корень! (Козьма Прут­ков).

Премудрый пискарь. (Главный герой одноименной сказки Сал­тыкова-Щедрина. )

Умом Россию не понять. (Тют­чев).

Рожденный ползать — летать не может. (Горький).



1-й ведущий: Внимание! На параде крылатые народные выражения!

Душа

Душа в душу

Душа уходит в пятки

Заячья душа

Сколько душе угодно

Всеми фибрами души

Камень с души свалился

Выворачивает душу

Как бог на душу положит

За милую душу


Сердце

Вырывать из сердца

От чистого сердца

В сердцах

Положа руку на сердце

Сердце не на месте

Скрепя сердце

Сердце кровью обливается

Отлегло от сердца

С легким сердцем


Голова

Вскружить голову

Голова идет кругом

Как снег на голову

Морочить голову

Не сносить головы

Отвечать головой

Потерять голову

Свалить с больной головы на здоровую

Человек с головой


Глаз

Глазом не моргнуть

Говорить в глаза

Как бельмо в глазу

Мозолить глаза

С глазу на глаз

Открыть глаза

Пускать пыль в глаза

Смотреть чужими глазами

Хлопать глазами

Нос

Вешать нос

Водить за нос

Встретиться носом к носу

Задирать нос

Зарубить на носу

Клевать носом

Остаться с носом

Ухо

Держать ухо востро

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Слышать краем уха

Покраснеть до ушей

Прожужжать все уши

Пропустить мимо ушей

Развесить уши

Ушки на макушке

Рука

Все валится из рук

На скорую руку

Не с руки

Отбиться от рук

Прибрать к рукам

Рука руку моет

Своя рука владыка

Сходить с рук

Умывать руки

Язык

Держать язык за зубами

Злой язык

Найти общий язык

Остер на язык

Прикусить язык

Развязать язык

Тянуть за язык

Язык проглотил

Язык без костей

Нога

Падать с ног

Потерять почву под ногами

Путаться под ногами

Сбиться с ног

Унести ноги

Встать с левой ноги

Ног под собой не чуять

Одна нога здесь, другая там





2-й ведущий: Завершает шествие Эскорт из фауны:

Голодный как волк

Гусь свинье не товарищ

Вертится как белка в колесе

Играть в кошки-мышки

Как собаке пятая нога

Раздуть из мухи слона

Сел на любимого конька

Сказка про белого бычка

Отставной козы барабанщик


1-й ведущий: И, наконец, всему делу венец — Счастливое число семь:

До седьмого пота

За семь верст киселя хлебать

За семью замками

За семью печатями

На седьмом небе

Сгонять семь потов

Седьмая вода на киселе

Семь верст до небес (и все лесом)

Семимильными шагами

Семь потов сошло

Семи пядей во лбу

Семь пятниц на неделе


2-й ведущий: Теперь предлагаем вам блеснуть своими знаниями в решении тестов.

Тесты для команд

1. Назовите запретный плод:

а) картофель в) яблоко

б) груша г) апельсин

2. Что такое ахиллесова пята!

а) пятка с мозолью в) сильный удар

б) слабое место г) крепкий нажим

3. Какое место называют авгиевы ко­нюшни!

а) конюшни олигарха в) аукцион лошадей

б) захламленное место г) скотный двор

4. Что означает оседлать своего (лю­бимого) конька!

а) отдыхать на диване в) гонять на мотоцикле

б) распространяться на излюбленную тему г) навалиться на мороженое

5. Что означает кануть в Лету!

а) уехать в командировку в) погрузиться в мечты

б) быть забытым г) зависнуть в Интернете

6. Как понимать выражение бить баклуши!

а) выбивать ковры в) заниматься пустяками

б) играть в городки г) забивать голы

7. Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове?

а) солянка сборная в) каша

б) винегрет г) сосиски с капустой

Восстановите фразеологизмы. 1. Запретный плод...

а) вкусен в) сладок

б) кисел г) горек

2. Волк в овечьей...

а) шубе в) шапке

б) кофте г) шкуре

3. Нужен как собаке...

а) второй нос в) четвертая конура

б) третье ухо г) пятая нога

4. ... скребут на душе.

а) мыши в) ногти

б) ножи г) кошки

5. ... вода на киселе.

а) первая в) горячая

б) последняя г) седьмая

6. Как... вода.

а) с крыши в) с утки

б) с цыпленка г) с гуся

7. Что советуют троечнику?

а) почивать на лаврах в) браться за ум

б) держать хвост трубой г) валять дурака (ваньку)

1-й ведущий: Приглашаем в зал наглядных пособий. Предлагаем вашем; вниманию рисунки.

2-й ведущий: Команды подбирают рисункам названия-фразеологизмы дают им толкование. Болельщики дел; ют подбор фразеологического оборота без его толкования.

(Демонстрируются рисунки к фразеологизмам вылететь в трубу, по горячим следам, носить воду в решете, обвести вокруг пальца.)

1-й ведущий: В зале есть не толь рисунки, иллюстрирующие устойчив обороты речи, но и стенды с интересными историями возникновения

отдельных высказываний. Прочитаем некоторые из них.

2-й ведущий: Почему мы так говорим?

Аника-воин

Про Анику-воина народом сложена сказания. Убив в единоборстве своего противника, Аника начал хвастать, что никто на свете сможет против него устоять, даже Смерть испугается его. Услышала Смерть речи хвастуна и предстала перед ним. Куда только девались у Аники пыл и задор! Он сник и стал вымаливать у костлявой гостьи прощение за свою дерзость. Имя Аника по гречески означает «непобедимый». Теперь кличка Аника-воин прилагается ко всякому задире и хвастуну, боевому лишь на словах.

1-й ведущий: Пересолил. Уйти не солоно - хлебавши.

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим. Не так делали в старину. Тогда варили, пекли без соли, а солили еду уже за столом. Хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить почтение какому - нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе.

Значит, одному пересаливал, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас пересолить, кроме прямого своего смысла, означает «перестараться, перейти меру в чем-нибудь, а уйти не солоно хлебавши — «остаться неудовлетворенным, разочарованным, не получить того, на что рассчитывал».


2-й ведущий: Среди наглядных пособий на полках поставлены книжки с лингвистическими задачами для детей. На последних страницах таких изданий до печатают ответы для проверки.


1-й ведущий: Команды записывают в подсказки к рисункам фразеологизмы по их толкованию, а болельщики ставят «фразеологические точки», т.е. дописывают выражения и тексты.

Материал для команд

1.Очень много людей в тесном помещении

2.Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать

3.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4.Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать.

6.Рухнуть тяжело, всем телом.

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8.Появляться быстро, в большом количестве

9.Чувствовать себя неловко; беспокоиться, волноваться.

10Проливной дождь, ливень.

11.Все видно очень ясно, отчетливо.

12Тщательно, заботливо охранять что-либо


Материал для болельщиков


Заверши фразеологизм

1.Делать из мухи... 4.Не сносить...

2.Переливать из пустого... 5.Смотреть сквозь...

3.Сматывать... 6.По щучьему...


Фразеологическая точка

1.Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь,

О них обычно говорят:

Водой...

2. Мы исходили городок

Буквально вдоль...

И так устали мы в дороге,

Что еле...

3. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь...

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши...


2-й ведущий: Продолжим нашу экс­курсию. Перед нами редакция. Здесь готовят к изданию разнообразную лите­ратуру.

1-й ведущий: Игроки помогут редак­тору обогатить текст с фразеологически­ми оборотами, а болельщики сделают надписи в виде устойчивых выражений к нескольким рисункам художника в книге для детей «Фразеологический зоопарк».


Материал для команд

Текст для редактирования

Петя плохо работал. Дома он ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.


Материал для болельщиков

Приведите примеры фразеологиче­ских оборотов с названиями представи­телей фауны:

ворона, раки, зайцы, комар, лебедь, мар­тышка, коза, петух, свинья, птица.

2-й ведущий: Наш фестиваль подошел к концу. Мы узнали много нового и показали свои знания. Теперь выразим большую благодарность могучему рус­скому языку словами завещания, кото­рое оставил великий русский писатель И. С. Тургенев.

1-й ведущий: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, наш клад, наше достояние, переданное нам нашими предшественниками».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭОР Интерактивная игра "Фестиваль фразеологизмов"

Автор: Андреева Наталья Анатольевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства