Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль»»
Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль» в 10 классе
Цель:
Привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,
Развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса,
Воспитание коллективизма.
Оборудование:
презентация,
раздаточный материал,
высказывания:
«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»
«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»
«Слово толковое стоит целкового»
«Слово – знак ума»
«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает» (Народная мудрость)
Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка).
В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.
РАЗМИНКА.
Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты): дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок-бочонок- .
А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- . Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- . Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – . Глаголы неопределённой формы - в глаголы 1 лица: мечтать – мечтаю, блистать – ,свистать – ,бросать –кромсать – , кусать – , писать – . Прилагательные преобразовать в существительные: суровый – суровость, новый –, сосновый- , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –. Глаголы – в существительные: знать – знание, сиять – , гулять- , спать-, палить-, молить-, молотить- хвалить- . Глаголы – в деепричастия: ломать – ломая, вспоминать – , гулять- , мять –.
Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, У, С – ПАРУС.
Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.
Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?
Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.
Задание 4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт пал, пар кур, ата ика, лон ица, ага кет, кор бал, тан хис, ара арм, ада пля, ска кер).
Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).
Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.
Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:
А
Ас
Акр
Арфа
Астра
Альянс
Анархия
Акварель.
Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.
Задание 8: «Напиши верно». Командам надо написать 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.
Значения слов:
Единица давления. (Бар)
Проведённый в ворота мяч. (Гол)
Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной. (Бук)
Часть лица. (Нос)
Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)
Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)
Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)
Крупная служебная собака. (Дог)
Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)
Мера длины. (Фут)
Состояние покоя. (Сон)
Правильный многогранник. (Куб)
Овраг с пологими склонами. (Лог)
Подневольный человек. (Раб)
Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:
«А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.
«Е». Назвать слова, в которых всего 2 гласные и обе «Е»: секрет, берет, лететь.
«Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.
«З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.
«И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.
«О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.
«С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.
«Ц». Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца: революция, цивилизация, Воронцов.
«Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.
Каждая буква для отдельной игры.
Задание 10: «Вор получил приговор». Командам называется слово, например, ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.
Задание 11: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».
Умный человек – (мудрец)
Торговал на Руси – (купец)
Делает подковы – (кузнец)
Остался без жены – (вдовец)
Венчает дело – (конец)
Не самка – (самец)
Школьная сумка – (ранец)
Горькое растение – (перец)
Скрывается от милиции – (беглец)
Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой …(велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит …(телефон)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная …(юла)
Идёт спокойно, не спеша –
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…( черепаха)
Ведущий: Слова, как сыры…
Слова, как бахча…
Слова, как укроп,
Как гвоздика с корицей,
Но каждому могут
Они покориться!
Итак, кто быстрее составил слово «Победитель!»?
Подведение итогов, вручение грамот, призов.
Игра – загадка по литературе «Обыкновенная необыкновенная классика» в 11 классе
Цель:
Повторить программные произведения по литературе в старших классах в занимательной форме,
Развивать память,
Прививать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:
презентация,
портреты русских писателей и поэтов.
Ход мероприятия:
1 тур «Вопросы – тексты» - назвать автора, произведение, героев:
1 вопрос Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива влюблена в другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взять да и объявить его сумасшедшим. Узнав об этом, он возмущается. Какими словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь мило пошутить. (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума»)
2 вопрос Шкурные интересы берут вверх, казалось бы, над вечными чувствами человека – добротой и милосердием, честью и бескорыстием. В восьмом часу вечера в своей квартире обнаружены 2 трупа – шестидесятилетней Алёны Ивановны и её сестры. Злоумышленник похитил также золотые изделия. Через некоторое время преступник (им оказался молодой человек, бросивший университет и нигде не работающий) сам явился с повинной и признался в совершённом злодеянии. Осуждён на 8лет. В места не столь отдалённые его сопровождает девица лёгкого поведения. (Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание»)
3 вопрос В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, не красавец, но и не дурной наружности, для создания семьи мечтает о женщине, умеющей создать домашний уют. Намерен заняться предпринимательством. Делая деньги из воздуха, можно получить не менее 20 тысяч дохода. Но в мире бизнеса трудно удержаться на плаву. Некие Н. и К. выдают его коммерческую тайну. В результате приходит конец не только предпринимательству, но и начавшимся разговорам о женитьбе.(Н.В.Гоголь Поэма «Мёртвые души»)
4 вопрос Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Но и одного иногда иметь полезно. Друг может стать управляющим имения. Может даже после смерти друга заняться воспитанием его детей. А что остаётся герою? Самое драгоценное в жизни- сон, покой, красивые мечты, лежание на диване. Есть правда и неприятный момент- друг может стать и мужем его невесты. (И.А.Гончаров Роман «Обломов»)
5 вопрос Одна очаровательная особа поступает не совсем прилично. Влюбившись в красивого молодого человека, бросает семью – сына и мужа, естественно , не столь молодого и красивого. Любовь молодого человека оказалась недолговременной, что очень разочаровало особу. Возникает вопрос – а куда смотрела общественность? Общественность в лице высшего света действовала в нужном направлении. Но когда на уме одна любовь, даже общественность бессильна. Итог- трагичен. (Л.Н. Толстой Роман «Анна Каренина»)
6 вопрос Ветреный молодой человек едет скучать в деревню, где знакомится с провинциальной дурнушкой. Она влюбляется в него. Он раздражён и учит её жизни. Она не растерялась, приняла его советы за жизненное кредо и вышла замуж за богатого. Он у разбитого корыта. (А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»)
7 вопрос Она весела, наивна, доверчива. Влюбилась в одного, он уехал за границу на целый год. Изменяет жениху, влюбившись в другого – ловеласа, интригана. Жених от неё отказывается. Но третий не заставляет себя долго ждать и появляется как пирог из печи. Она добилась своего – вышла замуж и стала многодетной матерью. (Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»)
8 вопрос Они довольно пожилые, но непрактичные. Из – за тунеядства и лени остались без родного дома и богатой растительности, удивляющей своей красотой всю округу. Уезжая, они впопыхах оставляют слугу в доме на голодную смерть. (А.П.Чехов Пьеса «Вишнёвый сад»)
2 тур «Музыкальный» - отгадайте, из какого произведения взят сюжет и положен на музыку (включить фонограмму оперы Бородина «Князь Игорь»).
Ответ: «Слово о полку Игореве»
3 тур «Кому принадлежат слова?» - назвать автора, произведение, героя
1 вопрос «Доля народа, счастье его, свет и свобода – прежде всего» (А.Н.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо?», Гриша Добросклонов)
2 вопрос «Он встретил смерть лицом к лицу как в битве следует бойцу» (М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри»)
3 вопрос «Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!» (М.Ю.Лермонтов «Парус»)
4 вопрос «Изведал враг в тот день немало,что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
5 вопрос «Угас, как светоч, дивный гений, увял торжественный венок» (Н.А.Некрасов «Памяти Добролюбова»)
6 вопрос «А поворотись - ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?» (Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба»)
4 тур «Чей это предмет?» - назвать автора, произведение, героя
1 вопрос «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение они остервенились» (М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
2 вопрос «Она была хороша: высока, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени»- повесть «Бела»)
3 вопрос «Сними – ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём…» (А.П.Чехов Рассказ «Хамелеон»)
4 вопрос «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата» (М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени»)
Подведение итога игры, награждение победителей, вручение призов.
Список использованной литературы
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Москва: «Просвещение», 1989.