kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭОР "Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит материал для проведения интеллектуальной игры "Словесная дуэль"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль»»

Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль» в 10 классе

Цель:

  1. Привитие интереса к изучению русского языка, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,

  2. Развитие мыслительной деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного запаса,

  3. Воспитание коллективизма.

Оборудование:

  • презентация,

  • раздаточный материал,

  • высказывания:

  1. «Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

  2. «Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

  3. «Слово толковое стоит целкового»

  4. «Слово – знак ума»

  5. «Ветры горы разрушают – слово народы поднимает»  (Народная мудрость)

Ведущий: Владение словом – неоценимое богатство. Каждое новое осмысленное, запомненное слово, как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребёнок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого – своё звучание (ударение, интонация, смысл, музыка). 

В игре принимают участие 2 команды. Играют в слова, играют со словами. Главная идея – слово! За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой: П, О, Б, Е, Д, И, Т, Е, Л, Ь. Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должно выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побед, тот и выигрывает.

РАЗМИНКА.

Назвать слова во множественном числе (например, плот – плоты): дуга-, рука- , мука- , житель- любитель- , учитель- , грек- , узбек- , человек- , ведро- , бедро- , метро- , цыплёнок- , козлёнок-бочонок- .

А теперь наоборот – множественное число преобразовать в единственное: певцы – венцы – , концы – , щипцы – , орехи – , успехи- , доспехи- . Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода: повар – , портной – , купец- , храбрец- . Слова женского рода – в слова мужского: жница – , жрица- , чтица- , львица- , коза – , оса – . Глаголы неопределённой формы - в глаголы 1 лица: мечтать – мечтаю, блистать – ,свистать – ,бросать –кромсать – , кусать – , писать – . Прилагательные преобразовать в существительные: суровый  – суровость, новый –, сосновый- , чёрный-, мёрзлый- , красный – , ясный – , полный –. Глаголы – в существительные: знать – знание, сиять – , гулять- , спать-, палить-, молить-, молотить- хвалить- . Глаголы – в деепричастия: ломать – ломая, вспоминать – , гулять- , мять –.


Ведущий: Итак, поразмялись, начинаем конкурсную программу! Каждая команда получает набор букв для слова, которое будет означать название этой команды, например: А, Р, П, У, С – ПАРУС.


Задание 1: «Какое начало, такой и конец». За 1 минуту написать как можно больше слов из 4-6 букв, начинающихся и заканчивающихся на одну и ту же букву. Например, на букву Т: торт, тест. Примеры: пикап, фотограф, философ, каток, потоп, окно, астра.


Задание 2: «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация. Кто быстрее?


Задание 3: «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето и т.д.


Задание 4: «Соедини половинки слов». Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время? (опт  пал,  пар кур, ата ика, лон ица, ага кет, кор бал, тан хис, ара арм, ада пля, ска кер).


Задание 5: «Таинственное слово». Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).


Задание 6: «Сегодня на ОРТ». Написать за определённое время как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ – порт, спорт, кортеж, торт.


Задание 7: «Построй треугольник». Выбирается какая – либо буква алфавита. Игроков просят за определённое время составить треугольник слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову. Если выбрана буква А, то треугольник может выглядеть следующим образом:

  • А

  • Ас

  • Акр

  • Арфа

  • Астра

  • Альянс

  • Анархия

  • Акварель.

Побеждает команда, составившая самый большой треугольник.


Задание 8: «Напиши верно». Командам надо написать 14 трёхбуквенных слов, значения которых приведены ниже. Если слова будут написаны правильно, то при чтении их в обратном порядке (с конца) получаются те же слова и в прежней последовательности.

Значения слов:

  1. Единица давления. (Бар)

  2. Проведённый в ворота мяч.  (Гол)

  3. Крупное дерево с гладкой кожей и твёрдой древесиной.  (Бук)

  4. Часть лица. (Нос)

  5. Горная вулканическая или осадочная порода. (Туф)

  6. Железный заострённый толстый стержень, которым ломают что – то твёрдое. (Лом)

  7. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. (Год)

  8. Крупная служебная собака. (Дог)

  9. Оградительное сооружение порта, примыкающее одним концом к берегу. (Мол)

  10. Мера длины. (Фут)

  11. Состояние покоя. (Сон)

  12. Правильный многогранник. (Куб)

  13. Овраг с пологими склонами. (Лог)

  14. Подневольный человек. (Раб)


Задание 9: «Алфавитные кольцовки». «Кольцовкой» задание называется, потому что оно будет выполняться командами по очереди. А «алфавитным» потому, что задания связаны с буквами русского алфавита. В алфавитных кольцовках командам нужно называть слова, в которых та или иная буква алфавита присутствует в определённом количестве или на определённом месте. Разрешается называть любые слова, лишь бы они соответствовали требованию. А требования к каждой букве свои. Вот примеры нескольких «алфавитных кольцовок»:

  • «А». Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а»: арба, акробатика, Анапа.

  • «Е». Назвать слова, в которых всего 2 гласные и обе «Е»: секрет, берет, лететь.

  • «Ж». Назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.

  • «З». Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова: бизон, позор, базар.

  • «И». Назвать слова, в которых всего одна гласная и это «и»: пик, крик, ил.

  • «О». Назвать слова, в которых три гласные и все три «о»: молоко, золото, долото.

  • «С». Назвать слова, в которых пишется подряд две буквы «с»: ссора, расследование, искусство.

  • «Ц». Назвать слова, в которых буква «ц» третья с конца: революция, цивилизация, Воронцов.

  • «Ы». Назвать слова, в которых буква «ы» вторая от начала: сыр, быстро, сымитировать.

Каждая буква для отдельной игры.


Задание 10: «Вор получил приговор». Командам называется слово, например, ВОР. Они должны составить слова, оканчивающиеся на буквосочетание «вор». Примеры: двор, говор, затвор, заговор, раствор, разговор, выговор.


Задание 11: «Молодец!». Участники должны расшифровать за 1 минуту фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

  • Умный человек – (мудрец)

  • Торговал на Руси – (купец)

  • Делает подковы – (кузнец)

  • Остался без жены – (вдовец)

  • Венчает дело – (конец)

  • Не самка – (самец)

  • Школьная сумка – (ранец)

  • Горькое растение – (перец)

  • Скрывается от милиции – (беглец)


Задание 12: «Добавь словечко». К рифмованной загадке добавить нужно слово.

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой …(велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит …(телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…( черепаха)


Ведущий: Слова, как сыры…

Слова, как бахча…

Слова, как укроп,

Как гвоздика с корицей,

Но каждому могут

Они покориться!

Итак, кто быстрее составил слово «Победитель!»?



Подведение итогов, вручение грамот, призов.




Игра – загадка по литературе «Обыкновенная необыкновенная классика» в 11 классе


Цель:

  1. Повторить программные произведения по литературе в старших классах в занимательной форме,

  2. Развивать память,

  3. Прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

  • презентация,

  • портреты русских писателей и поэтов.

Ход мероприятия:

1 тур «Вопросы – тексты» - назвать автора, произведение, героев:

  • 1 вопрос Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива влюблена в другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взять да и объявить его сумасшедшим. Узнав об этом, он возмущается. Какими словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь мило пошутить.  (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума»)

  • 2 вопрос  Шкурные интересы берут вверх, казалось бы, над вечными чувствами человека – добротой и милосердием, честью и бескорыстием. В восьмом часу вечера в своей квартире обнаружены 2 трупа – шестидесятилетней Алёны Ивановны и её сестры. Злоумышленник похитил также золотые изделия. Через некоторое время преступник (им оказался молодой человек, бросивший университет и нигде не работающий) сам явился с повинной и признался в совершённом злодеянии. Осуждён на 8лет. В места не столь отдалённые его сопровождает девица лёгкого поведения. (Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание»)

  • 3 вопрос  В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, не красавец, но и не дурной наружности, для создания семьи мечтает о женщине, умеющей создать домашний уют. Намерен заняться предпринимательством. Делая деньги из воздуха, можно получить не менее 20 тысяч дохода. Но в мире бизнеса трудно удержаться на плаву. Некие Н. и К. выдают его коммерческую тайну. В результате приходит конец не только предпринимательству, но и начавшимся разговорам о женитьбе.(Н.В.Гоголь Поэма «Мёртвые души»)

  • 4 вопрос  Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Но и одного иногда иметь полезно. Друг может стать управляющим имения. Может даже после смерти друга заняться воспитанием его детей. А что остаётся герою? Самое драгоценное в жизни- сон, покой, красивые мечты, лежание на диване. Есть правда и неприятный момент- друг может стать и мужем его невесты.  (И.А.Гончаров Роман «Обломов»)

  • 5 вопрос  Одна очаровательная особа поступает не совсем прилично. Влюбившись в красивого молодого человека, бросает семью – сына и мужа, естественно , не столь молодого и красивого. Любовь молодого человека оказалась недолговременной, что очень разочаровало особу. Возникает вопрос – а куда смотрела общественность? Общественность в лице высшего света действовала в нужном направлении. Но когда на уме одна любовь, даже общественность бессильна. Итог- трагичен. (Л.Н. Толстой Роман «Анна Каренина»)

  • 6 вопрос Ветреный молодой человек едет скучать в деревню, где знакомится с провинциальной дурнушкой. Она влюбляется в него. Он раздражён и учит её жизни. Она не растерялась, приняла его советы за жизненное кредо и вышла замуж за богатого. Он у разбитого корыта. (А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»)

  • 7 вопрос Она весела, наивна, доверчива. Влюбилась в одного, он уехал за границу на целый год. Изменяет жениху, влюбившись в другого – ловеласа, интригана. Жених от неё отказывается. Но третий не заставляет себя долго ждать и появляется как пирог из печи. Она добилась своего – вышла замуж и стала многодетной матерью. (Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»)

  • 8 вопрос Они довольно пожилые, но непрактичные. Из – за тунеядства и лени остались без родного дома и богатой растительности, удивляющей своей красотой всю округу. Уезжая, они впопыхах оставляют слугу в доме на голодную смерть. (А.П.Чехов Пьеса «Вишнёвый сад»)

2 тур «Музыкальный» - отгадайте, из какого произведения взят сюжет и положен на музыку (включить фонограмму оперы Бородина «Князь Игорь»).

Ответ: «Слово о полку Игореве»

3 тур «Кому принадлежат слова?» - назвать автора, произведение, героя

  • 1 вопрос «Доля народа, счастье его, свет и свобода – прежде всего» (А.Н.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо?», Гриша Добросклонов)

  • 2 вопрос «Он встретил смерть лицом к лицу как в битве следует бойцу» (М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри»)

  • 3 вопрос «Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!» (М.Ю.Лермонтов «Парус»)

  • 4 вопрос «Изведал враг в тот день немало,что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

  • 5 вопрос «Угас, как светоч, дивный гений, увял торжественный венок» (Н.А.Некрасов «Памяти Добролюбова»)

  • 6 вопрос «А поворотись - ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники?  И эдак все ходят в академии?» (Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба»)

4 тур «Чей это предмет?» - назвать автора, произведение, героя

  • 1 вопрос «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение они остервенились» (М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

  • 2 вопрос «Она была хороша: высока, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени»- повесть «Бела»)

  • 3 вопрос «Сними – ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём…» (А.П.Чехов Рассказ «Хамелеон»)

  • 4 вопрос «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата» (М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени»)

Подведение итога игры, награждение победителей, вручение призов.

Список использованной литературы

  1. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Москва: «Просвещение», 1989.

  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва: «Просвещение», 1991.

  3. Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе 10 класс. Волгоград: «Учитель», 2005.

  4. Предметные недели в школе. Русский язык. Литература. Волгоград: «Учитель», 2005



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭОР "Интеллектуально – развлекательная игра «Словесная дуэль»

Автор: Андреева Наталья Анатольевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства