Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему :Роль учебников,газет и журналов в преподавании марийского языка".»
Доклад на тему Роль книг, газет и журналов в преподавании родных языков.
«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что: Республика Башкортостан представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии; любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов; полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.
Принятые в республике Закон «О языках народов Республики Башкортостан» и Государственная программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан предоставили нам дополнительные возможности сохранению, изучению развитию языков народов, проживающих в нашем районе. Для организации учебно-воспитательной работы в Уразаевской школе имеются кабинет родных языков , где накапливаются методическая, справочная литература, наглядный материал. Большая роль в успешном осуществлении языковой и национальной политики, несомненно, принадлежит учителям родных языков. А всё богатство родного марийского языка и татарского языков , духовный потенциал и ценности своего народа доносят до детей учителя Салиева О.Е и Суфиярова Ф.М.
Активными помощниками учителя, семьи и общественности являются средства массовой информации, поскольку значительную часть своих функций марийский язык реализует с помощью этих средств. Использование средств массовой информации в учебном процессе в национальной школе создает своеобразную марийскую речевую среду. Читая газеты и журналы на марийском языке, школьники становятся участниками естественной речевой коммуникаций на марийском языке и постепенно, без особого умственного напряжения запоминают литературные слова и фразы.
Учителю марийского языка и литературы национальной школы нужно умело использовать этот материал в учебном процессе, ежедневно устраивая на уроках и внеклассных мероприятиях беседы с детьми о просмотренном, изыскивая новые формы применения средств массовой информации в учебно-воспитательных целях.
Газета - оперативный и самый массовый вид издания. Вот почему из всех видов периодических изданий в первую очередь газету целесообразно применять в учебном процессе. Это обусловлено тем, что при использовании газетных материалов:
- у учащихся воспитывается привычка регулярно (ежедневно) читать газету; вырабатываются навыки осмысленного чтения как вида речевой деятельности; формируется умение извлекать информацию из газетных статей , что ,в свою очередь, повышает интерес к чтению газет на родном языке;
-пополняется активный словарь учащихся; - расширяется кругозор учащихся: газета отражает жизнь страны и мира многогранно, дает возможность правильно представить общую картину современной жизни;
Эффективность работы с газетным материалом во многом зависит от того, насколько методически верно вписывается эта работа в общую систему уроков марийского языка и литературы в национальной школе, как сочетаются газетные материалы с материалами учебника, насколько их использование способствует активизации речевой деятельности учащихся на уроках. Чтобы работа с газетой действительно стала одним из эффективных средств
обучения родному языку учащихся, необходимо
соблюдать определенные методические условия. В первую очередь это:
-учет степени информативности ,познавательной значимости, занимательности и доступности используемого газетного материала;
-знание учителем цели, места и времени использования газетного материала;
-разнообразие форм и видов работы с газетным материалом;
-соблюдение определенных этапов работы с газетой;
-регулярное (а не от случая к случаю) использование газетного материала.
В школе газетные материалы могут быть использованы:
а) на уроках;
б) на факультативных занятиях;
в) на внеклассных мероприятиях: вечерах, утренниках, тематических сборах, в работе кружков;
г) на классных часах;
Я считаю, что среди множества газет, издаваемых в нашей стране, на уроках марийского языка целесообразно использовать, в первую очередь, газету «Ямде лий»». "Ямде лий" ("Будь готов") - республиканская детская газета. Издается на марийском языке. Первый номер вышел 1 февраля 1933 года. Тираж составил 500 экземпляров.
Первым редактором была З.Е.Емельянова, редакторами газеты в разные годы были П. А. Клюкин (1938-1941), П. В. Краснов (60-е годы), Г. В. Алексеев (1986-1988), В. Крылов (1991-1997). В настоящее время редакцию возглавляет Л.В.Семенова.
Например, в 5,6 классах, показав один из номеров « Ямде лий», сообщаю о том, что в нашей стране издается много газет и у детей есть своя газета, которая рассказывает о жизни школы, о жизни людей, о спорте, о музыке, искусстве; в ней помещаются фотоснимки, рассказывающие о жизни школьников, печатаются фельетоны, шутки, песни с нотами и т. д. На страницах «Ямде лий» ребята рассказывают о своих школьных делах, о своих увлечениях и планах. Через газету с ребятами разговаривают видные ученые и известные писатели, рабочие, мастера спорта и артисты, художники и композиторы .Они знакомят читателей с особенностями той или иной профессии, дают полезные советы.
Довожу до сведения учащихся информацию о том, что они сами могут писать в газету «Ямде лий» о своих школьных делах, увлечениях.
Для старшеклассников использую на уроках газету «Чолман» Газета «Чолман» освещает общественно-политические события, происходящие в республике, а также публикует материалы по истории и культуре марийцев. Учредителями газеты являются Курултай и Кабинет министров Башкортостана. Газета выходит 1 раз в неделю на 4 полосах формата А 3. Тираж — 4328 экземпляров. С 2011 года по электронной почте можно получать PDF копии.
На страницах отдельных номеров можно найти разнообразную информацию о главных событиях, происходящих в Республике Башкортостан, в Марий Эл, в других регионах Российской Федерации, спортивные новости, новости финно-угорского мира, об участниках Великой Отечественной войны, об общественных, молодежных движениях.
Газета «Чолман» объединяет марийцев со всех уголков Башкортостана и близлежащих республик и областей с марийским населением (Татарстан, Удмуртия, Пермская и Свердловская области) и позволяет обмениваться информацией. Газета – своеобразный плацдарм учителей для полемики по вопросам преподавания марийского языка и литературы.
Газета богата фотоматериалами, иллюстрациями. Она востребована: печатается интересный материал, посредством чего достигаются образовательные, воспитательные и познавательные цели. Она доступна каждому и недорогая для подписки, привлекает внимание, читается легко.
Использование газеты «Чолман» в преподавании марийского языка и литературы преследует следующие цели:
- через знакомство с новостями на родном языке, их анализ и обсуждение формирование патриотические чувства;
- закрепление умений самоорганизовывать учебный процесс, анализировать и оценивать события и определять своё отношение к ним;
- разграничивание объективных фактов и субъективных мнений (стереотипов);
- усиление мотивации обучающихся к самостоятельному познанию;
- способствование обогащению их социального опыта.
Достижение целей повышает способность учащихся понимать, оценивать и анализировать материал на страницах газеты .
В целях развития речи могут быть использованы также индивидуальные формы работы с газетой, в частности:
сообщения учащихся о том, что они узнали из очередного номера газеты;
пересказ (подробный или сжатый) содержания одной из статей, опубликованных в очередном номере газеты;
информация на определенную тему по материалам газет: отдельным учащимся ( или лучше группе учащихся) поручается следить в газете за материалами на определенную тему, о спорте, о культурной жизни в стране и т. д. и регулярно информировать класс об этом на уроках, на занятиях кружка. 2-3 ученика почти на каждом уроке выступают с краткими сообщениями на определенную тему, которые готовят дома.
Подобная работа со свежим газетным материалом оживляет уроки марийского языка и литературы .
С целью возрождения интереса к чтению литературы на родном языке, удовлетворения запросов читателей, фонд библиотеки школы пополняется национальной литературой, изданиями на башкирском, марийском языках и русском.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература с одной стороны расширяет представление у детей об окружающем мире, формирует первичные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, с другой стороны она вводит детей в особый исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Сознавая актуальность данной проблемы, я определила основные задачи своей педагогической деятельности- развитие всех компонентов устной речи детей, приобщение их к словесному искусству, развитие их художественного восприятия и эстетического вкуса.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Далее мы учим детей отвечать на вопросы по содержанию текста. При чтении стихотворений, педагог, выделяем ритмичность, подчёркиваем образные выражения, развиваем у детей способность понимать богатство родного языка.
Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов на марийском языке.
Таким образом, чтение художественной литературы на родном языке , раскрывает творческий потенциал детей.
Воспитание детей - всегда актуально. Задачу вырастить умную, смелую, добрую, трудолюбивую смену жизнь ставит не только перед нами, учителями, но и перед родителями. Она стояла и пред нашими дедами тысячелетиями Сегодня ни у кого не вызывает сомнение значение роли урока родного языка в развитии личности ученика. Все мы понимаем, что язык - душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык, долг каждого человека - серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку.