Просмотр содержимого документа
«Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку Дружим с грамматикой»
Брейн – ринг. Интеллектуальная игра по русскому языку, 2 класс
Цель: углубить знания учащихся по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
Оформление: «Брейн – ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев), «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Оборудование: задания командам написаны на карточках. На игровых столах – листы бумаги, ручки, игрушки – пищалки (сигнальные карточки), с помощью которых капитаны команд будут подавать сигнал о выполнении заданий.
Ход игры.
I. Мотивация.
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!
Посмотрите на оформление, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.
Писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
Ученик 1.
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь-
За минуту пропадёшь.
Ученик 2.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в брейн-ринг всех вас!
Ученик 3.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
2. Сегодня мы проведём брейн-ринг и узнаем лучших знатоков русского языка. В игре участвуют 2 команды.
Разделение и представление команд (картинки или буквы).
Команда 1: «Умники и умницы»
Капитан:
Нет ошибкам! – наш девиз
Мы грамотны – и это лучший приз!
Команда 2: «Знатоки»
Капитан:
Русский язык для нас не загадка,
Не будем играть с ошибками в прятки.
Мы правила знаем и их применяем!
Победителей брейн-ринга определит наше жюри… (Представляются члены жюри.)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся не более 1 минуты.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – подать сигнал (игрушкой-пищалкой или сигнальным флажком).
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть время для обсуждения.
Дети берутся в группе за руки и желают друг другу удачи и успехов.
1 раунд «Разминка»
«Вопрос- ответ».
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Чего в русском языке больше: гласных букв или звуков? (10 б. ,6з.)
Какие буквы в русском языке не имеют звука? (ъ, ь)
Эта гласная не может быть в начале слова? ( ы )
Сколько звуков в слове соль? (3)
Сколько слогов в слове «зелёная»? (4)
2 раунд «Узнай звук»
Определи одинаковый звук в словах каждой строки.
Метро, мятлик, мясо, ремень [м']
Стон, нос, план, поклон [н]
Веник, привет, святой, ковёр [в']
Лук, лавка, лыжи, столы [л]
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Жюри подводит итоги первых двух раундов.
Игра со зрителями.
От неудач не вешайте нос,
Вот вам конкурс«Шуточный вопрос».
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Ц)
В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (стонет)
Что находится между горой и оврагом? (и)
Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук р)
3 раунд «Расшифруй слова»
Расшифруйте слова и найдите «лишнее» слово.
Жыил (лыжи)
ански (санки)
кьоинк (коньки)
нолс (слон).
За каждое слово – 1 балл. За «лишнее» слово – 1 балл.
Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХБ
Игра со зрителями «Это правда или нет?»
Тёплая весна сейчас?
Виноград созрел у нас?
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу?
А зимой среди ветвей.
«Га – га- га ! - пел соловей?
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
6 раунд «Перевёртыши» (слайд)
Прочитай слова. Произнеси звуки в обратном порядке. Назовите слова, которые получились.
ДОГ КОТ АРАБ
(КОД ТОК ПАРА)
Жюри проверяет и подводит итоги.
Игра со зрителями.
Играть играй, да дело знай.
«Скажи правильно».
Я СДЕЛАЛ СВОЙ РИСУНОК РАСКРАШЕННЫМ. ( Я раскрасил свой рисунок).
МОЙ ЗУБ СТАЛ БОЛЬНЫМ. (У меня заболел зуб).
МОИ ОЦЕНКИ СДЕЛАЛИ МОЮ МАМУ ГРУСТНОЙ. (Мои оценки огорчили маму).
ПОДАРОК ДРУГА СДЕЛАЛ КОСТЮ РАДОСТНЫМ. (Подарок друга обрадовал Костю).
ДОЖДЬ СДЕЛАЛ НАС МОКРЫМИ, А СОЛНЫШКО СУХИМИ. (Дождик намочил нас, а солнышко обсушило).
7 раунд «Узнай пословицу» (слайд)
Смекалка во всяком деле поможет.
Игра со зрителями.
• Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
• Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.)
• Какую ноту кладут в суп? (Соль.)
• Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.)
8 раунд «Вставь недостающий слог»
Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.
ТРА (ВА) ЗА ВЕС (НА) РОД
ССО ( РА) КЕТА КО (ЗА) БОР
ДЕ (ЛО) КОТЬ ЗУ (БЫ) ЧОК
Задание болельщикам.
Закончи пословицу.
1. Жизнь дана на …. (добрые дела).
2. Про доброе дело …(говори смело).
3. Слово серебро, молчанье - …(золото).
4. Доброе слово и кошке …(приятно).
5. Что посеешь, то и …(пожнешь).
6. Один ум хорошо, … (а два лучше).
7. Терпенье и труд, …(все перетрут).
9. раунд
За одну минуту составьте и запишите «цепочку» из слов. Последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова.
Карандаш - …
За каждое слово – 1 балл.
10 раунд
Из слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше слов.
Игра с болельщиками.
Игра «Потопаем – похлопаем». Если вы согласны с высказыванием – похлопайте, если нет – потопайте ногами.
- Сначала приходит лето, а затем осень.
- Снег тает весной.
- Кота в сапогах придумал А.Пушкин.
- Утка крякает.
- На реках взламывается лед осенью.
- В алфавите 33 буквы.
- Учебный год в школе начинается летом.
- Все согласные звуки глухие.
- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.
- Если дорога мокрая, то идет дождь.
III. Подведение итогов.
Ведущий: Пока уважаемое жюри подсчитывает баллы, предлагаю послушать
Обобщение: русский язык очень богат; с помощью слов можно передать все: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
К. Паустовский.
IV. Награждение победителей.
Вручение призов участникам и болельщикам.
. Заключительное слово.– С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!
Используемая литература
1. Классные часы 1 класс / сост. Васильева О.В. – Изд.2-е. переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007
2. Сборник творческих работ учителей начальных классов «Знать – любить – беречь» - Глизерина Л.И.
3. Предметные Недели и праздники /авт.-сост. Аверьянова И.В. Лапшина Н.Н.- Волгоград: Учитель, 2008
4. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс/ Соколова Т.Н. – М: Росткнига. 2010
5. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей/ методическое пособие, 2 класс Емельянова Н. - М: Издательство РОСТ, 2011.
1. Доскажи словечко в устойчивых сочетаниях:
а) цветик – (семицветик), мальчик – (с пальчик);
б) ковёр – (самолёт), палочка – (выручалочка);
в) лягушка – (квакушка), шапка – (невидимка);
г) сапоги – (скороходы), скатерть – (самобранка
3 тур: найди в стихотворении ошибки
Мидвижат я принисла
Посадила устала
Предлажиыла угощене-
Мёт на блюце и варене.
Мишки скучьные сидят
И не пют и не едят,
А мидку ани бы сели,
Если б род открыть сумели.
(Ответ:
Медвежат я принесла,
Посадила у стола,
Предложила угощенье –
Мёд на блюдце и варенье.
Мишки скучные сидят,
И не пьют, и не едят.
А медку они бы съели,
Если б рот открыть сумели.)
Задание болельщикам.
Назовите предмет, о котором идёт речь.
1. Зелёный, продолговатый, сочный…
2. Маленькая, серая, пугливая…
3. Белое, пушистое, лёгкое…
4. Ветвистая, зелёная, колючая…
5. Вкусный, сочный, алый…
6. Новая, интересная, библиотечная…
7. Красное, спелое, сладкое…
8. Жёлтые, красные, осенние…
За правильное слово - 1 балл.
4 конкурс «Прятки»
1.
В каждом слове спряталось ещё 1 слово (название животного) если мы уберём несколько букв. Назвать новые слова.
СОЛИСТКА-ЛИСА
КУРОРТ-КРОТ
ПОЛОСТЬ-ЛОСЬ
ПОЛДЕНЬ-ОЛЕНЬ
2.
В каком слове одинаковое количество букв и звуков.
ПАЛЬТО ЁЛКА ВЬЮГА-5 б. 5з
3.Сегодня 17 марта, как нам назвать сегодня 15 марта(позавчера),19 марта(послезавтра)
4 Прочитай в обратном порядке звуки из которых состоят эти слова: