Брейн-ринг по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса
Брейн-ринг по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса
Данная разработка направлена на закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку и литературе, а также на повышение интереса учеников 7 класса к данным гуманитарным предметам. Представленные задания и упражнения способствуют развитию логического мышления и повышают общую эрудицию учащихся, помимо этого, развивают навыки эффективного сотрудничества, умение работать в группе, слушать друг друга и аргументированно представлять свою точку зрения в процессе обсуждения какого-либо вопроса в команде. Также в разработке, несомненно, прослеживается воспитательная составляющая, которая состоит в формировании уважительного отношения к русскому языку и русской культуре, любви к литературе и языку. Стоит отметить, что проведение данного мероприятия требует предварительной подготовки, в ходе которой учителю необходимо выбрать составы команд, определить их капитанов, предупредить команды о необходимости заранее придумать себе название и девиз. Также учителю, организующему брейн-ринг, необходимо заранее предупредить и пригласить на урок членов жюри- учителей русского языка и литературы. Структура брейн-ринга включает в себя 3 раунда, состоящих из вопросов разного уровня сложности, однако включащих в себя как вопросы по русскому языку, так и по литературе. Практика проведения данного мероприятия автором и ее коллегами показывает, что в ходе данной интеллектуальной игры у ребят сохраняется устойчивый интерес к новым знаниям, представляемым учителем в ходе мероприятия, наблюдается всеобщая вовлеченность в процесс обсуждения, заинтересованность предметом и повение мотивации к получению новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса »
Автор: Зиновьева Анна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г.Казани
Конспект мероприятия «Брейн-ринг по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса».
Цели мероприятия:
Образовательные: закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения русского языка и литературы в школе, способствовать формированию языковой компетенции учащихся, способствовать повышению интереса учеников к русскому языку и русской литературе.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления и эрудиции учащихся; развивать умение учащихся работать в группах, умение слушать друг друга;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русской литературе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, черный ящик, листы бумаги, ручки, призы победителям соревнования.
Ход мероприятия
Предварительная подготовка:
• формирование состава команд;
• выбор названия, подготовка приветствия;
1. Вступительное слово учителя
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка и литературы. Конкурсные задания нашего Брейн-ринга проверят ваши уже имеющиеся знания по русскому языку и литературе, а также помогут открыть для себя что-то новое и интересное. Прежде, чем мы начнем наше интеллектуальное состязание, вам предстоит разделиться на 4 команды. Для этого вам предстоит в течение 1 минуты выдвинуть кандидатуры 4 капитанов. Я попрошу капитанов подойти ко мне.
Итак, капитаны выбраны. Теперь каждый из капитанов по очереди будет выбирать в свою команду по одному человеку из класса и громко называть имя выбранного человека. В конечном итоге, в каждой команде окажется 5 или 6 участников. Итак, начнем. ( разумеется, количество участников в команде напрямую зависит от количества присутствующих учеников в этот день в школе, поэтому в процессе отбора учитель контролирует число участников в каждой команде, т.к. оно должно быть максимально равномерным)
Организуются команды.
Итак, перед нами 4 команды. А это значит, что мы можем начинать! Команды, занимайте свои места.
Обратите внимание, ребята, за ходом нашего мероприятия сегодня будет наблюдать почтенное жюри в составе учителя русского языка и литературы (ФИО) и учителя русского языка и литературы (ФИО). Давайте их поприветствуем! (Аплодисменты).
Чтобы члены жюри без труда могли оценить работу наших групп, каждой из команд необходимо придумать свое собственное название. Как корабль назовешь, так он и поплывёт! Подумайте над названием команды и огласите его через 2 минуты.
Команды зачитывают названия и при необходимости поясняют его.
Итак, теперь, когда команды организованы и названы, мы можем начинать игру. Наше соревнование будет состоять из 3 раундов, где вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы. Однако, чтобы одержать победу в нашей игре, вам понадобится не только логика, смекалка и эрудиция, но и чуткость, внимание и умение слушать друг друга. Только дружная команда, где прислушиваются друг к другу и ценят слово каждого, способна показать достойный результат. Я надеюсь, отношения в наших командах будут именно такими. Ну, а теперь в добрый путь!
Итак, 1 раунд.
1 раунд.
Первый раунд содержит в себе 5 заданий. Какие-то из них, возможно, покажутся вам легкими, а какие-то заставят серьезно задуматься и посовещаться. Правильный ответ на вопрос этого раунда принесет вашей команде 2 балла. Однако будьте очень внимательны: очки за правильный ответ в этом раунде будут зачислены только тем двум командам, которые быстрее других предоставят ответ на мой вопрос. На ваших игровых столах вы видите колокольчики. Они оказались там неспроста. Как только обсуждение в вашей команде завершилось, и найден единый ответ, капитан команды звенит в колокольчик и называет имя человека, который зачитает ответ или зачитывает ответ сам. Итак, условия первого раунда понятны? Тогда начинаем!
1.Назовите автора данного афоризма: Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)
2. Вопрос о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова: комплимент, майонез, аплодисменты, бюджет.
3. Это художественное произведение уже изучено вами в курсе русской литературы. Ваша задача- вспомнить и узнать его. Угадайте откуда эти строки и чьему перу они принадлежат: «бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра». (Тургенев «Бежин луг»)
4. Что обозначают в русском языке следующие заимствованные слова: дебаты, зорбинг, стенография, анчоус, менталитет, икебана . За каждое верно истолкованное слово команде начисляется 0, 5 балла. Таким образом, если команда верно объяснила все слова, ей присуждается сразу 3 балла.
(Дебаты – обсуждение. Зорбинг - экстремальный аттракцион, вид спорта, заключающийся в спуске человека в прозрачном шаре зорбе с горы. Стенография-способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений. Анчоус - род морских рыб из семейства анчоусовых. Менталитет – склад ума. Икебана - создание композиций из срезанныхцветов, побегов в специальных сосудах и размещение их винтерьере).
5. Блиц-конкурс.
Конкурс на смекалку. Вам открыть секрет придётся, кто умён, тот разберётся. Будьте очень внимательны, ребята. Ответ на каждый заданный вопрос содержится в нем самом. Если в предыдущих заданиях, преимущество ответа было у двух команд, которые быстрее всех справились с заданием, то в этом задании, призовой балл получает только 1 команда, которая быстрее всех остальных 3 команд, отгадала ответ. Итак, найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос.
• Какой цветок вручили чемпиону? (пион)
• Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха)
• Куда забросили хомут? (омут)
• Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)
• На кого напали москиты? (кита)
Молодцы, ребята. 1 раунд подошел к концу, и совсем скоро жюри огласит нам его итоги. А пока жюри совещается, предлагаю вам сыграть в небольшую игру.
Игра. Ярким и точным называем мы русский язык, одно из средств языка –фразеологизмы. Я прочитаю вам несколько четверостиший, где эти фразеологизмы пропущены. Ваша задача – вставить подходящий по смыслу оборот и объяснить его. Начнём!
Ежата – детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых… (рукавицах).
Как это принято у змей, Кусают за ногу гадюки. А потому при встрече с ней Берите, дети, ноги… (в руки).
За обедом в разговоре Весь извелся, с нами споря. А потом сказал: - Друзья, Не в своей… (тарелке) я!
Хорошо, ребята! А теперь давайте выслушаем наше почтенное жюри, которое готово огласить нам результаты 1 раунда.
Выступление жюри по результатам 1 раунда.
2 раунд.
Итак, ребята, наша интеллектуальная игра продолжается. Второй раунд.
Вопросы этого раунда будут несколько сложнее предыдущих. Здесь вам не нужно будет стараться отгадать правильный ответ быстрее других команд. На обдумывание ответа каждой команде будет даваться целых 2 минуты. По окончании 2 минут я выслушаю ответы всех четырёх команд. Та команда, что дала верный или максимально приближенный к верному ответ, получает 2 балла. Если все команды огласили верный ответ, 2 балла присуждаются всем командам.
1. Почему популярную головоломку для развития пространственного воображения у детей , изобретенную в 1975 г. преподавателем архитектуры из Будапешта назвали кубиком Рубика? (фамилия преподавателя Эрне Рубик)
2. Определите о каком герое идет речь. Внимание: это произведение было изучено нами совсем не давно. «…волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел…» (Павлуша, «Бежин луг»)
3. Сколько фразеологизмов со словом «вода» в данном стихотворении
В. Суслова (чтение учителем стихотворения) ? В качестве ответа вам нужно назвать не только цифру, но и назвать любые 2 фразеологизма, которые вы услышали. Я читаю стихотворение всего 1 раз.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода»,
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало « воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь трубы пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди «как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал ,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай»
Работать впустую!
Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»! (8 фразеологизмов)
4. Закончите следующие русские пословицы. Каждая команда должна зачитать все пословицы в законченном виде. ( Все пословицы также представлены на экране с помощью проектора). За каждую верно угаданную пословицу команде начисляется 0, 5 балла. Итого: если команда зачитала абсолютно все пословицы верно, она зарабатывает сразу 4 балла.
Делу время… .
Жизнь прожить … .
Труд человека кормит, а….
Дела как ….
Худой мир лучше….
Волка бояться…в лес не ходить.
Хлеб - батюшка ….
Все хорошо, что….
5. «Черный ящик». Итак, ребята, внимание, перед вами – черный ящик. Вам необходимо отгадать, что в нем находится. В этом ящике находится нечто съедобное, причем в русском языке об этом предмете есть отдельная пословица. В пословице этой подчеркивается то, как похожи друг на друга родные по крови люди. (яблоко – яблоко от яблони недалеко падает).
Итак, второй раунд подошел к концу. Думаю, нашему жюри снова необходимо несколько минут на обсуждение. А пока давайте немного поиграем. На ваших столах лежат карточки, где написано слово. Задание: один человек из каждой команды должен объяснить всем остальным участникам записанное на карточке слово, не используя однокоренные слова. Например, если на вашей карточке записано слово «солнце», вы объясняете его остальным, например, так: «это то, что светит на небе». Задание понятно? Старайтесь не выкрикивать слово, если знаете ответ. Поднимаем руку и отвечаем.
Слова для команд: рандеву, покемон, саундтрек, халва.
Повеселились? А теперь прошу внимания. Жюри готово огласить результаты.
Оглашение результатов 2 раунда.
3 раунд.
Молодцы, ребята. Теперь нас ждет заключительный раунд. Его правила такие же, как в предыдущем. Однако, отвечая на вопросы этого раунда, помимо блестящих знаний русского языка и литературы, для ответа на некоторые из вопросов вы должны вспомнить и свои познания в математике.
Будьте очень внимательны. Итак, первый вопрос.
1. В известном произведении Тургенева «МУМУ», главный герой Герасим имел рост 2 аршина 12 вершков. Какого роста был Герасим в сантиметрах.
Известно, что 1 аршин = 16 вершкам.
1 аршин = 71, 12 см.
(195,04 см)
2. Персидский ученый визирь Сахиб (он жил в середине 10 в.), будучи государственным деятелем и воином, большую часть жизни проводил в седле, вместе с собой в походы он снаряжал караван из 400 верблюдов. На этих верблюдах он перевозил свое хобби т.е.вещи без которых не мог жить. Что он перевозил на этих верблюдах? (книги)
3. Вашему вниманию представляются портреты великих русских писателей. (портреты представлены в слайде) Задание состоит в том, назвать фамилии писателей. 1. Салтыков – Щедрин М. Е. 2. Крылов И.А. 3. Тургенев И.С. 4. Аксаков С. Т. 5. Достоевский Ф. М.
4. Вы пришли в гости, принесли цветы и подарок. Как правильно их нужно преподнести по этикету. Как именинник должен поступить с подарком? Выскажите свои предположения.
(Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде или в красивой упаковке. Именинник должен обязательно раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)
Итак, ребята, наша игра подходит к концу. Пока жюри совещается и подводит окончательные итоги за 3 раунда, вы попробуете отгадать мои шуточные загадки.
Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.) Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон.) Какую ноту кладут в суп? (Соль.) Из какого крана не льётся вода? (Подъёмного.) Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
Подведение итогов. Выступление членов жюри. Награждение.
Итак, ребята, наше интеллектуальное соревнование подходит к концу. Спасибо вам за то, что проявили себя как настоящие знатоки русского языка и литературы, работали дружно и честно, искали и находили, спорили и приходили к единому решению. Мне хочется поблагодарить всех коллег и учащихся, которые принимали участие, оказывали помощь в проведении нашего брейн-ринга и пожелать вам, ребята, получать с интересом новые знания в стенах нашей школы. Спасибо за внимание.