Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг по русскому языку»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Цель:
В занимательной форме формировать познавательный интерес учащихся к русскому языку
Задачи:
Развивать речь, память, мышление
Формировать умение работать в группе
Воспитывать уважение и любовь к родному языку
Оборудование:
стойки с названиями команд
ведомости для жюри
чёрные ящики с предметами
фонограмма мелодий
оформление класса
раздаточный материал.
Ход урока.
Оргмомент.
Слово учителя.
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. И это происходит благодаря языку. Мы говорим о языке вообще. А что такое русский язык?
(ученики читают стихи)
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Русский язык- это национальный язык русского народа. Мы на нём говорим, читаем, пишем, слышим его по радио и с экрана телевизора.
А как вы думаете, хорошо ли мы его знаем? Вот это мы сейчас и выясним.
Итак, сегодня –состязание команд знатоков русского языка, на котором мы должны лишний раз убедиться в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Вы поделились на команды, у каждой команды есть капитан.
( команды представляют названия, девиз)
Никакое соревнование не обходится без жюри.
Разрешите мне представить
Неподкупное жюри:
Будет баллы строго ставить,
За ошибки вас журить.
Надо очень постараться,
Веру в нас не обмануть.
Ну, команды, вы готовы?
Что ж, желаю в добрый путь!
Начнём с разминки, с « хитрого « вопроса. (конкурс не оценивается)
Как сказать правильно?
У рыб нет зубов.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубов.
(у рыб есть зубы)
2. конкурс «творческое задание». Восстановите текст.
Змиа.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Змйио.
На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиоа стклеа змслвтмаыоаыи зрмуоаи. Врбьоои пргтяаю по зснжннмаееы држкмооа. Глднооо им змйио.
3.могуч наш язык, есть в нём много разделов. Вспомните, что изучает фонетика. ( отвечают)
Сейчас каждая команда будет разгадывать фонетические загадки, и вам необходимо будет произвести фонетический разбор отгадок. А капитаны в это время выполняют своё задание.
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите- не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела)
Задание для капитанов.
Распределить слова в три колонки так, чтобы было:
- букв звуков
- букв звуков
- буквы = звукам.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
Конкурс « тёмная комната».
Угадайте слово по его описанию.
– «глаз» автомобиля (фара)
–«архитектурное строение» пчёл (улей)
–шляпка на ножке (гриб)
–лесной барабанщик (дятел)
–не носки и не чулки (гольфы)
5. Следующий конкурс для тех, у кого богатый словарный запас: конкурс полиглотов. У вас на листочках записано слово и три варианта ответов.
Табу- это:
- сокращённо табуретка
-порода обезьяны
-запрет
Лорнет- это:
-очки
-кабинет
- туалет
Ассорти- это:
-вид цветов
-смесь
-шорты.
6. А сейчас конкурс капитанов, который называется « чёрный ящик». У меня есть чёрный ящик с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что в нём находится. Ваша задача - угадать этот предмет и записать на листочек.
1.За ним ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать её среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (иголка)
3. Её нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет-то и вообще не клали. Что это за съедобный предмет? (соль)
4. она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, хватать в охапку, ими можно даже закидать. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
И немного математики. В таблице зашифровано слово, вам надо угадать его.
№ п/п
Примеры
Да
Нет
!!!
1
5+2+1=8
П
У
П
2
7-1-3=4
Ц
Р
Р
3
10+5-8=8
Х
Е
Е
4
2+7=7+2
В
Ы
В
5
6+2+1=1+2+6
О
Ф
О
6
5-3=10-7
Й
С
С
7
7+1+1=10-2+1
Х
А
Х
8
8 6+1
О
Я
О
9
10-5
Д
Л
Д
10
1+2+3 9-2-1
М
Н
Н
11
10-5-4
Ю
О
О
3. Подведение итога.
Вот и закончились наши испытания. Пока жюри готовится назвать победителей, хочется еще раз отметить значимость русского языка в нашей жизни. Прислушайтесь к тому, о чём говорил академик Д. С. Лихачёв: « Язык - самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным или письменным – надо следить постоянно». Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
По праву русский язык велик и могуч. Почаще вспоминайте слова И. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чуде