. ВВ нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: творческая работа, мини-диспут
Оборудование:иллюстрации, слайды
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания.
1. Задание №119 стр.52
2. Опрос теоретического материала
А) Что такое лексика?
Б) Какие слова называются однозначными и многозначными?
В) Что такое синонимы?
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя:
Рассмотрите рисунки на стр.50. Скажите, на каком рисунке изображено начало осени, а на каком – конец осени? Как изменяется погода осенью? Давно вы были в осеннем парке? Как много там деревьев? Опишите признаки ранней и поздней осени.
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему сегодняшнего урока: “Антонимы”.
V. Закрепление материала
1) Чтение текста
2) Словарная работа
Теплый-холодный – жылы-салқын
Поздний-ранний – кеш-ерте
Направо-налево – оңға-солға
Днем-ночью – күн-түн
3)Знакомство со словарями.
4) Выпишите из текста антонимы (упр №121)
Весна – осень,
Поблекшие – зацветающие
Теплый- холодный
Грустно – радостно
5) Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина, найдите антонимы (устно).
6) К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
близкий
злой
правдивый
холодный
узкий
незнакомый
известный
новый
говорить
молчать
активный
далекий
старый
ложный
горячий
широкий
добрый
Пассивный
7) Знакомство с осенними месяцами (упр №122)
пересказ текста
8) Инсценировка по ролям (упр№123)
ҮІ. Знакомство с теотеритическим материалом «Диалог и манолог»
ҮІІ. Обобщение
1. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
синонимы
антонимы
Больше
много
меньше
Друг
товарищ
враг
Хорошо
отлично
плохо
Грусть
печаль
веселье
Говорить
болтать
молчать
Старый
пожилой
новый
2. Игра “Отгадай, что я”.
Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонад, А зовут меня …(Прохлада).
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь…(Тишина).
VIІІ. Домашнее задание.
Упр №126-129 подготовьте устное сообщение на вопросы осенней викторины