Просмотр содержимого документа
«Значение выявления ведущей репрезентативной системы обучающихся для повышения эффективности обучения»
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
Статья по теме: «Значение выявления ведущей репрезентативной системы обучающихся для повышения эффективности обучения»
Составил преподаватель психологии Е.В. Дмитрушкова
Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит педагогу осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку.
Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.
Первичными репрезентативными системами являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.
Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими.
Зрительное восприятие дает богатство и разнообразие дифференцированной информации, что способствует наиболее подлинному и совершенному восприятию объектов окружающего мира. Лучше всего визуал запоминает то, что видит. В процессе обучения и подготовки к занятиям учащемуся лучше иметь наглядные пособия, учебники, иллюстрации, схемы. Хорошо помогают учебные фильмы и видео презентации.
При доминировании слуховой модальности учащийся обращает внимание на информацию, представленную в виде звукового раздражителя. Хорошо запоминает то, что слышит. Такой ученик способен хорошо воспринимать речь преподавателя.
Обучающиеся с данной модальностью обладают хорошей слуховой памятью, легко могут пересказать недавно услышанную информацию. При этом стоит учесть, что такой ученик легко может отвлекаться на посторонние звуки и сопровождать свои действия слуховой стимуляцией. Проверку знаний лучше проводить в устной форме.
При доминировании кинестетического восприятия обучающийся обращает внимание на свою двигательную активность. На занятиях часто вскакивает со своего места, в руках всегда что-то крутит, вертит, любит жестикулировать.
Кинестетика, как и аудиала, можно отвлечь чем угодно. Из-за того, что таким учащимся вообще трудно концентрировать свое внимание, им нужно предлагать небольшие по объему задания и не препятствовать манипуляциям с различными предметами в процессе усвоения материала. Проверку понимания необходимо проводить в активной форме, хорошо подойдут деловые игры, исследовательская работа, конструирование, эксперименты.
Бывает, что модальности восприятия у учителя и ученика не совпадают. Например, если преподаватель предпочитает аудиальную форму подачи материала, а учащиеся плохо воспринимают на слух, то эффективность такой работы будет невелика. Если ни преподаватель, ни ученик не обладает достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счёте это может серьёзно сказаться на эффективности обучения и на обстановке в группе.
Для того чтобы не возникало таких трудностей можно использовать экспресс тестирования для определения ведущей модальности обучающегося. Например, диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, которая служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. Результаты теста помогу найти индивидуальный подход к каждому ученику. Для того чтобы развить ресурсные модальности весьма полезно использовать групповые методы работы, причем объединять в одну группу учащихся с разными ведущими репрезентативными системами.
Таким образом, знания о репрезентативных систем, могут оказать неоценимую помощь преподавателю. Преподаватель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности учащегося, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.