Занятие с элементами тренинга «Общение как нравственная составляющая личности младшего школьника»
Занятие с элементами тренинга «Общение как нравственная составляющая личности младшего школьника»
Тренинговое занятие способствует улучшению общения детей. Задачами, решаемыми в ходе тренингового занятия являются: осознание детьми мотивов своего поведения, осознание детьми ценности собственного мнения, резвитие рефлексии, развитие умения сотрудничать, формировать у детей любовь к окружающим, формирование эмоциональной децентрации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга «Общение как нравственная составляющая личности младшего школьника»»
Занятие с элементами тренинга «Общение как нравственная составляющая личности младшего школьника»
Цель - способствовать улучшению общения детей.
Задачи:
- осознание детьми мотивов своего поведения;
- осознание детьми ценности собственного мнения;
- развитие рефлексии;
- развитие умения сотрудничать;
- содействовать улучшению общения со сверстниками;
- формировать у детей любовь к окружающим;
- формирование эмоциональной децентрации детей.
Правила группы:
1.Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я-высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «стоп».
8. Конфиденциальность.
1. Здравствуй, это я! Цель • знакомство участников друг с другом.
Дети по кругу называют свои имена и качество, которое характеризует его на первую букву своего имени.
2. «Я хочу — они хотят — я поступаю» Цель • способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения.
Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде вы сегодня пойдете в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Каждый ребенок поочередно встает на каждый из листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, учительница), как он обычно поступает на самом деле.
3. «А как ты считаешь?» Цель • содействовать осознанию детьми ценности собственного мнения.
Для игры необходимо придумать проблемные ситуации, значимые для детей данного возраста, и описать их на листочках. Например: «Наташа забыла дома ластик, а учительница русского языка отругала ее». На обратной стороне этих листочков должны быть написаны слова: «А как ты считаешь, справедливо ли это?» Ведущий и ребенок по очереди вытягивают листочки, читают то, что на них написано, и высказывают свое мнение по поводу поступков того или иного действующего лица. Это упражнение создает ситуацию, в которой ребенок получает опыт высказывания собственного мнения и принятия его окружающими.
4. «Кто ты?» Цель • способствовать развитию рефлексии у детей.
Дети становятся около стены, повернувшись к ней спиной. Ведущий кидает мячик по очереди каждому ребенку и задает ему при этом вопрос «Кто ты?». Тот, получив мячик, должен быстро ответить на вопрос и сделать шаг вперед. Например: я — ученик, я — сын, я — личность и т. п. Если ребенок не может сделать это, он остается на месте. В конце игры определяется, кому удалось продвинуться дальше всех.
5. «Звериное пианино» Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.
6. «Массаж чувствами» Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
7. «Бросок любви» Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают другу друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
7. «Отгадай, в какой я роли»Цель • способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Дети по очереди задумывают какую-либо роль — мамы, учительницы, врача, водителя и т. п., затем из этой роли произносят любую фразу, например: «Я хочу тебя накормить», «Дай дневник», «Какая у тебя температура?», «Куда вас отвезти?» и т. п. Нужно догадаться, какая роль задумана.
Рефлексия:
-что нового я узнал на занятии?
-что понравилось?
- какие упражнения вызвали затруднения и в чем они выражались?