kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по психологическому сопровождению итоговой аттестации в 11 классе "Стресс... Как много в этом слове!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по программе психологического сопровождения подготовки к сдаче итоговой аттестации в форме ЕНТ. Разработано для учащихся 11 класса. Вводное занятие по теме "Стресс", после которого предполагается несколько занятий, направленных на овладение практическими навыками снижения уровня тревоги и стресса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по психологическому сопровождению итоговой аттестации в 11 классе "Стресс... Как много в этом слове!" »


Тренинговое занятие по психологическому сопровождению

подготовки к ЕНТ в 11 классе



Тема: Стресс… Как много в этом слове!

Цель: создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх; раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»; познакомить учащихся со «здоровыми» способами преодоления тревожности и упражнениями на расслабление; обучить навыкам саморегуляции; формировать навыки констуктивного взаимодействия; развивать коммуникативные умения, групповую сплоченность, сотрудничество, чувство эмпатии; формировать уверенное поведение во время стрессовых ситуаций, умение управлять своим психофизическим состоянием.

Оборудование: ноутбук, презентация, секундомер, спокойная и веселая музыка, листы А-4, фломастеры, мяч, акварельные краски, кисточки, бланки в тестами, ручки, ватман, елочные украшения из бумаги, снежинки, ножницы, тарелка, бутылка с водой, старые газеты, «волшебные» мешочки, монеты по 100 тенге, свеча, спички, памятки.


Ход занятия.

№№

Содержание

Оборудование

Время

1

Упражнение «Моя рабочая минута».

Цель: диагностика работоспособности группы.

Для того, чтобы определить вашу готовность к занятию, я предлагаю вам упражнение, которое называется «Моя рабочая минута».

Сейчас вы все сядете удобно, закроете глаза и будете слушать музыку, пытаясь внутренне почувствовать, когда пройдет одна минута. Считать нельзя!

Когда кто-то из вас внутренне почувствует, что минута прошла, он откроет глаза.


Обсуждение:

- Кто открыл глаза раньше?

- Кто позже?

- Кто вовремя?


На самом деле данное упражнение имеет еще и диагностический момент. Те, кто открыл глаза раньше, чем прошла 1 минута, всегда спешат и хотят все успеть. Кроме того, возможно, у данных людей присутствует некоторая доля тревожности.

Те, кто открыл глаза позже, чем прошла одна минута, спокойные, рассудительные, неторопливые, нетревожные люди.

Спокойная музыка, секундомер

3 мин

2

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день».

Цель: включение в работу, развитие групповой сплоченности.

Психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

мяч

1 мин

3

Упражнение «Клякса».

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Психолог каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле акварельной краски.

Условие: каждый учащийся складывает лист пополам, а затем открывает. Обычно у разных учащихся получаются разные картинки, похожие на что-то конкретное.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!


Психолог: Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? Над чем мы будем работать?

Листы А-4, акварельные краски, кисточка

2 мин

4

- Давайте, обобщим все, что мы знаем о стрессе.


Беседа.


2 мин

5

Интерактивная слайд-лекция «Тревожность. Стресс».

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «тревожность», «стресс».

Психолог: Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стрессв переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие (Г. Селье).


Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

Стрессоры – ситуации, вызывающие стресс.


Классификация стрессоров (стрессоры окружающией среды, психологические, социологические, стрессоры философского характера).


Стрессовые ситуации могут быть:

  1. физиологические;

  2. эмоциональные;

  3. поведенческие.


Стресс - это психофизиологическая реакция организма на воздействие внешней среды, выходящая за границы адаптационной нормы. В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение.

Интерактивная доска, презентация

5 мин

6

Диагностика.

Психолог: Американские ученые условно разделили людей по характеру отношения к стрессорным воздействиям на две группы: «А» и «В».

Классический представитель первой группы всегда суетлив, несдержан, нетерпелив. Он вечно куда-то торопится, ощущая хроническую нехватку времени, он всегда в напряжении.

Представители второй группы степенны, рассудочны, не склонны к опрометчивым поступкам.

Конечно, подобное деление весьма условно. Как показывает практика, не следует исключать влияния на устойчивость к стрессорным воздействиям темперамента человека (так, стрессы тяжело переносят меланхолики; в стрессовых ситуациях нередко срываются холерики; сангвиники переносят все легче, как и флегматики, которые в подобных случаях сохраняют олимпийское спокойствие.

Для желающих проверить, к какой группе относится он сам, предлагаю тест из тридцати утверждений.

Интерактивная доска, презентация, бланки с тестами, ручки

2 мин

Следующие несколько этапов работы вы будете выполнять в группах (парах).

7

Упражнение «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

Цель: определить здоровые и нездоровые способы преодоления тревожности.

Учащиеся в группах (парах) записывают все известные им способы снятия стресса.



Обсуждение:

Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

Как вы понимаете смысл выражения «нездоровые способы»?

Какие способы более эффективны: здоровые или нездоровые? Почему?


Сейчас вашим главным стрессором является ЕНТ, и мы сегодня будем отрабатывать именно стресс, который вы получаете при подготовке и сдаче ЕНТ.


3 мин

8

Упражнение «Плюсы и минусы тестирования».

Цель: осознание положительных сторон тестирования.

Одна группа будет писать на листе бумаги минусы тестирования, а другая – плюсы.

Сначала зачитываются минусы, затем – плюсы.

Психолог: В любом случае, тестирование является положительным стрессом. Независимо от результата, вы получаете ни с чем несравнимый жизненный опыт и, самое главное, можете спокойно выдохнуть, что испытание позади. В конце концов, что такое тестирование? Три часа – и свобода!

Листы А-4, фломастеры

4 мин

9

Упражнение «Сказка». 

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения логически мыслить, фантазии и креативности.
Психолог: Сегодня мы попробуем придумать общую сказку, у которой есть начало и известен конец. Ваша задача - воссоздать основную часть сказки.

Учащимся в группах (парах) предлагается придумать короткую сказку, имея готовые начало и конец сказки.


Начало сказки: «В день тестирования я проснулась…», и заканчивается она фразой: «…И с тех пор в нашем поселке не было ни одного несчастного жителя». 

Мяч, листки с началом и концом сказки

4 мин

10

Упражнение «Украшаем ёлочку». (авторское упражнение).

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе и других индивидуальные особенности, развивать коммуникативные навыки.

Учащимся предлагается ватман, снежинки, набор вырезанных из бумаги елочных украшений, ножницы и клей.

Задание: Во время первого куплета песни первая пара пишет на елочных украшениях свои положительные качества, вторая – на снежинках пожелания своим одноклассникам.

Во время припева все это клеится на ватман – наряжается елка.

Во время второго куплета пары меняются местами. Во время припева опять наряжается елка.


Презентация работы.

Обсуждение:

- Легко ли вам было во время выполнения упражнения?

- Что было делать легче: писать свои положительные качества или пожелания одноклассникам?

Ватман, елочные игрушки из цветной бумаги, бумажные снежинки, клей, фломастеры, песня «Снежинка»

6 мин

11

Упражнение «Тарелка».

Цель: активизация участников, формирование навыков слаженной групповой работы, развитие умения координировать совместные действия.

Этап №1. Участники садятся в круг и передают по кругу тарелку.

Этап №2. Психолог наливает в тарелку воду и предлагает учащимся передавать тарелку друг другу, но с закрытыми глазами (при этом тарелка меняется, и учащиеся, не зная этого, передают друг другу пестую тарелку).


Обсуждение: Участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки.

- Какую тарелку – полную или пустую – было легче передавать? С открытыми глазами или с закрытыми?

- Были бы Вы увереннее, если бы знали, что тарелка во втором случае пустая?

- Стоит ли заранее волноваться о результатах ЕНТ, если вы их еще не видели?

Тарелка, вода, веселая музыка

3 мин

12

Визуализация.

Ассоциативный тест «В черной-черной комнате…».

Цель: эмоциональная разрядка, релаксация, внутренняя установка.

Инструкция: Отвлекитесь от посторонних мыслей, сядьте удобнее и представьте себе, что вы находитесь в темном, загадочном коридоре, а где-то впереди должна быть дверь. Вы идете по направлению к двери и видите, что она зеленого цвета. Вглядитесь в нее. Затем откройте дверь и войдите внутрь. Перед вами комната и как же она выглядит? Что в ней находится? Пройдитесь мысленно по комнате, запомните предметы, находящиеся в ней, и возвращайтесь обратно.
***
Продолжите путь по коридору. Теперь перед вами еще одна дверь, окрашенная в голубой цвет. Откройте ее. Каковы размеры этой комнаты, уютно ли вам в ней?
***
В очередной раз вы оказываетесь перед дверью красного цвета. Мысленно проведите рукой по ее поверхности и прочувствуйте цвет. Входите, какая комната находится за ней?
***
Вы снова вернулись в коридор, идете к последней двери черного цвета и оказываетесь в четвертой комнате. Какие чувства посетили вас в эту минуту? Хотелось бы вам остаться в ней?
***
Возвращайтесь обратно в реальный мир и вспомните по порядку все увиденное.

Интерпретация:
Зеленый цвет символизирует детство. Если в этой комнате вам было уютно, значит, самые светлые и приятные минуты вы пережили именно в детстве и до сих пор нередко в мыслях возвращаетесь туда. Может быть, в повседневной жизни вам не хватает тепла и душевного участия со стороны других людей? А может, мало внимания уделяют близкие люди?
***
Комната за голубой дверью отражает душевное состояние в настоящую минуту. Если в комнате был порядок и все вещи находились на своих местах, это значит, что вы собранный, организованный человек и на душе у вас мир и покой. Ощущение неудобства в этой комнате говорит о вашем желании изменить свою жизнь, сделать ее более размеренной или, наоборот, более насыщенной событиями.
***
Красный цвет означает чувственность, любовь. Светлая, просторная комната определяет вас, как человека романтичного склада, склонного переживать сильные чувства. Напротив, небольшое помещение выдает скованность, робость в проявлении чувств. Или у вас все еще впереди, или вы недавно пережили разочарование в любви.
***
Комната за черной дверью показывает отношение к работе, к делу. Если все там было вам знакомо и вы хорошо ориентировались, зная, где лежит тот или иной предмет, — похоже, что в профессиональной жизни вы на своем месте.


3 мин

13

Упражнение «Бумажные мячики (Снежки)».

Цель: снятие стресса.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Психолог: Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

Старые газеты, веселая музыка (кантри)

2 мин

14

Упражнение «Свеча».

Цель: рефлексия.

Психолог: У меня в руках горящая свеча. И мне хочется, чтобы в ваших руках все спорилось, горело и получалось так, как надо. У кого в руках окажется горящая свеча, пусть расскажет нам о своих открытиях и достижениях, которые он сделал во время наших занятий. 

Удачи вам всем при сдаче тестирования и в дальнейшей жизни! 

Свеча, спички, спокойная музыка

2 мин

15

Рефлексия.

Психолог:

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (включается последний слайд презентации). Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.


Издавна существует поверье, что для успешной сдачи экзамена нужно положить под пятку монетку. Сегодня я дарю вам волшебные монетки, которые будут для вас своего рода талисманами и помогут успешно сдать ЕНТ и идти на тестирование без страха.

Также я хотела бы дать вам памятки «Сегодня», правила в которых сформулировал Дейл Карнеги.

Спасибо за занятие! Всем удачи!

Презентация

3 мин





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Базаркина Ирина Викторовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151653


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства