kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по профориентации "Профессия, специальность, должность. Формула профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обществе имеются десятки тысяч профессий и трудовых занятий, которые не поддаются какому-либо краткому и общедоступному описанию. Занятие способствует формированию общей готовности учащихся 9-х классов к самоопределению, расширению представлений о мире профессий и их особенностях. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как: профессия, специальность, должность. В ходе упражнений учатся составлять формулу профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«профессия, специальность, должность. Формула профессии.»

Профессия, специальность, должность. Формула профессии


Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях

 

Сообщение №1 Понятие о профессии и специальности.

В обществе имеются десятки тысяч профессий и трудовых занятий, которые не поддаются какому-либо краткому и общедоступному описанию. Это мир необозрим, и мы его почти не знаем. Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.


Выделим основные характеристики профессий:

- Область приложения духовных и физических сил человека;

- Ограниченный (вследствие разделения труда) вид трудовой деятельности;

- Работа, которая направлена на пользу общества, а не только на удовлетворение своих потребностей;

- Занятие, которое предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку;

- Дело, выполняемое за определенное вознаграждение (не только материальное, но и моральное);

- Деятельность, дающая человеку определенный социальный статус (дело человека его визитная карточка).

Весьма часто слово «профессия» как бы присоединяют к сложившейся социальной группе людей с общими интересами, стремлениями, с объединяющим их делом.

Профессия — это:

·        деятельность, направленная на пользу обществу,

·        деятельность, требующая профессионального обучения,

·        деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).


  Специальность – более частое обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство (например, профессия учителя и специальность учитель физики, профессия врача и специальность врач - анестезиолог). Часто понятия «профессия» и «специальность» путают между собой, смешивают при употреблении в обыденной речи, что вполне объяснимо, поскольку границы между профессией и специальностью со временем все больше размываются.

 Часто их смешивают и с понятием должность, которое понимается как место, занимаемое человеком в той или иной организационной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей. Так, должность директора организации часто по разным причинам могут именовать профессией, что в наши дни вполне объяснимо, так как управление все в большей мере становиться самостоятельной областью знания и деятельности.

Под квалификацией понимают уровень профессионального мастерства, причем различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную – тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

Часто перечисленные термины употребляются рядом со словом карьера. Под карьерой чаще всего понимают продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение призвания людей, известности, славы, финансовой выгоды, видного положения в обществе.

 

  1. Профориентационная игра “Самая – самая”.

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

самая зелёная профессия (садовник, лесник)

самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)

самая волосатая (парикмахер)

самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)

самая смешная (клоун)

самая общительная (учитель, журналист)

самая умная (учёный, профессор)

самая белая (врач)

самая зубастая (стоматолог)


  1. Упражнение «Найди профессии». Определите слова, обозначающие профессии и специальности.

 Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик,  начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач- терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург, швея-мотористка, летчик-испытатель, помощник воспитателя, пожарный, водитель такси, водитель, летчик, швея.

 

Почему «дворник» и «курьер» — не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель. Терапевт и хирург — специальности профессии врача).

 

  1. Упражнение «Определи квалификацию»

Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий (высшее, среднее специальное, среднетехническое, среднее)

Ветеринар, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, художник-оформитель, методист Вуза, парикмахер, водитель, швея, режиссер, экономист, бухгалтер, агент, юрист, грузчик.


Сообщение №2 Средства труда

Средства труда делятся на:

  1. Вещественные — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста.

Вещественные средства труда бывают:

    • ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть;

    • механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран;

    • автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

  1. Функциональные - это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.


  1. Упражнение «Определите средства труда»

Трактор, лопата, телефон, весы, компьютер, фотоаппарат, автомобиль, зеркало, голос, обоняние, скальпель, гаечный ключ, автокран, ткацкий станок, стиральная машина.


Сообщение №3 Условия труда.

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.


Различают четыре группы условий труда:

Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);

О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);

Н — необычные условия (шахтер, космонавт,  подводник, пожарный);

М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние  бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.


  1. Упражнение «Распредели профессии по условиям труда»

Чертежник, бухгалтер, агроном, тракторист, водолаз, маляр, монтажник-высотник, шахтер, учитель, судья, продавец, геолог, водитель автобуса, следователь, дворник.


  1. Упражнение «Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова). Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1—2 варианта). 

1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

2. Предмет труда:

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.

3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.5. Мышление.

3.6. Голос, мимика, пантомимика. 

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.

4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8.  Повышенная  ответственность.

 

Контрольные вопросы

1. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

2. Учитель работает:

а) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

3. В мире насчитывается:

а)  около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий;  в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а)  хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

4



Просмотр содержимого презентации
«Профессия, специальность, должность»

Профессия, специальность, должность.   Формула профессии Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.

Профессия — это:

Профессия — это:

  • ·        деятельность, направленная на пользу обществу,
  • ·        деятельность, требующая профессионального обучения,
  • ·        деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Специальность

Специальность

  • то, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство
  • (например, профессия учителя и специальность учитель физики, профессия врача и специальность врач - анестезиолог).
Должность

Должность

  • место, занимаемое человеком в той или иной организационной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей.
Квалификация

Квалификация

  • уровень профессионального мастерства, причем различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную – тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.
Профориентационная игра “Самая – самая”.   самая зелёная профессия садовник, лесник  самая сладкая профессия пчеловод, кондитер, дегустатор, повар  самая волосатая профессия парикмахер  самая детская профессия воспитатель, помощник воспитателя

Профориентационная игра “Самая – самая”.

  • самая зелёная профессия

садовник, лесник

  • самая сладкая профессия

пчеловод, кондитер, дегустатор, повар

  • самая волосатая профессия

парикмахер

  • самая детская профессия

воспитатель, помощник воспитателя

самая смешная профессия клоун  самая общительная профессия Учитель, журналист  самая умная профессия Ученый, профессор  самая белая профессия врач  самая зубастая профессия
  • самая смешная профессия

клоун

  • самая общительная профессия

Учитель, журналист

  • самая умная профессия

Ученый, профессор

  • самая белая профессия

врач

  • самая зубастая профессия

стоматолог

Упражнение «Найди профессии».

Упражнение «Найди профессии».

  • инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста,
  • кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик,   начальник отдела,
  • учитель, учитель начальных классов,
  • врач- терапевт, главный конструктор,
  • слесарь, курьер, хирург, швея-мотористка,
  • летчик-испытатель, помощник воспитателя, пожарный,
  • водитель такси, водитель, летчик, швея.
Упражнение «Определи квалификацию»

Упражнение «Определи квалификацию»

  • ветеринар, учитель, резчик по камню,
  • токарь, продавец книг, бульдозерист,
  • инженер, художник-оформитель,
  • методист Вуза, парикмахер,
  • водитель, швея, режиссер,
  • экономист, бухгалтер,
  • агент, юрист, грузчик.
Средства труда Вещественные:  ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы. 2. Функциональные средства организма человека

Средства труда

  • Вещественные:
  • ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть;
  • механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран;
  • автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

2. Функциональные средства организма человека

  • слух
  • зрение
  • обоняние
  • тактильные ощущения
Упражнение «Определите средства труда»

Упражнение «Определите средства труда»

  • т рактор, лопата, телефон, весы,
  • компьютер, фотоаппарат, автомобиль,
  • зеркало, голос, обоняние, скальпель,
  • гаечный ключ, автокран, ткацкий станок,
  • стиральная машина.
Условия труда

Условия труда

  • Б — обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец, ученый);
  • О — открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник, геолог);
  • Н — необычные условия (шахтер, космонавт,  подводник, пожарный);
  • М — повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).
Упражнение «Распредели профессии по условиям труда»

Упражнение «Распредели профессии по условиям труда»

  • чертежник, бухгалтер, агроном,
  • тракторист, водолаз, маляр,
  • монтажник-высотник, шахтер, учитель,
  • судья, продавец, геолог,
  • водитель автобуса, следователь, дворник.
Упражнение «Формула профессии» 1. Цели труда: 1.1. Оценивать, проверять. 1.2. Исследовать что-либо, делать открытия. 1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы. 1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы. 1.5. Учить, воспитывать, консультировать. 1.6. Создавать произведения искусства. 1.7. Руководить людьми. 1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

Упражнение «Формула профессии»

1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

2. Предмет труда: 2.1. Человек. 2.2. Информация. 2.3. Финансы. 2.4. Техника. 2.5. Искусство. 2.6. Животные и растения. 2.7. Изделия и продукты. 2.8. Природные ресурсы.
  • 2. Предмет труда:
  • 2.1. Человек.
  • 2.2. Информация.
  • 2.3. Финансы.
  • 2.4. Техника.
  • 2.5. Искусство.
  • 2.6. Животные и растения.
  • 2.7. Изделия и продукты.
  • 2.8. Природные ресурсы.
3. Средства труда: 3.1. Ручные. 3.2. Механические. 3.3. Автоматические. 3.4. Компьютерные. 3.5. Мышление. 3.6. Голос, мимика, пантомимика.  3.7. Физические возможности организма. 3.8. Органы чувств.

3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.5. Мышление.

3.6. Голос, мимика, пантомимика. 

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.

4. Условия труда: 4.1. Бытовой микроклимат. 4.2. Помещения с большим числом людей. 4.3. Разъезды и командировки. 4.4. Открытый воздух. 4.5. Экстремальные условия 4.6. Работа на дому. 4.7. Особые условия. 4.8.  Повышенная  ответственность.

4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8.  Повышенная  ответственность.

Контрольные вопросы 1. Предметом труда водителя является: а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ. 2. Учитель работает: а) в бытовых условия; б) на открытом воздухе ; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности. 3. В мире насчитывается: а)  около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий;  в) около 40 тысяч профессий ; г) 23 198 профессий. 4. Ручные орудия труда необходимы в работе: а)  хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

Контрольные вопросы

1. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

2. Учитель работает:

а) в бытовых условия; б) на открытом воздухе ; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

3. В мире насчитывается:

а)  около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий;  в) около 40 тысяч профессий ; г) 23 198 профессий.

4. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а)  хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Занятие по профориентации "Профессия, специальность, должность. Формула профессии"

Автор: Прикс Елена Валерьевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117267


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства