1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты: · Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс? · Как сделать так, чтобы класс стал дружным? · Какие традиции есть в нашем классе? · Назови твои «можно» и «нельзя» в классе. · Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными? Ввести традицию обратной связи. · В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу. · Создать «ящик пожеланий». Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий. · Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир». · Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни. ·Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми. · Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. · Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. · Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
4. Распределение между учащимися поручений. Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
- дежурные по классу, по школе, по этажу;
- медицинская служба класса – фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;
- библиотечная служба класса – помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;
- дежурные по столовой и гардеробу;
- хозяйственная служба класса;
- служба озеленения;
- сценарная группа и т. д.
От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классные руководители должны помочь поддерживать инициативу детей. Самое главное – классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.