Урок-путешествие по социально-бытовой ориентировке
Урок-путешествие по социально-бытовой ориентировке
Аннотация. Известно всем, что уроки – это ежедневная реальность учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Уроки направлены на то, чтобы помочь детям понять, осознать, а что ещё более важно, научить позитивному отношению к жизни. Обучающимся воспитанникам с ОВЗ «уроки социально-бытовой ориентировки» помогут:
- адаптироваться в современном жизненном пространстве;
- осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним своё отношение;
- вырабатывать нестереотипные способы действия в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по социально-бытовой ориентировке»
Ялбуган Кристина Георгиевна
Практический психолог
МОУ «Школа №93
имени Н.П.Жердева города Донецка»
Урок-путешествие
по социально-бытовой ориентировке
Аннотация. Известно всем, что уроки – это ежедневная реальность учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Уроки направлены на то, чтобы помочь детям понять, осознать, а что ещё более важно, научить позитивному отношению к жизни. Обучающимся воспитанникам с ОВЗ «уроки социально-бытовой ориентировки» помогут:
- адаптироваться в современном жизненном пространстве;
- осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним своё отношение;
- вырабатывать нестереотипные способы действия в повседневной жизни.
Тема урока: «Множество решений»
Тип урока: «Комбинированный»
Продолжительность: 45 минут
Цель: познакомить обучающихся с многообразием принимаемых решений в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- разъяснить связь поступков и решений;
- познакомить детей со способами принятия решений в трудных ситуациях
- разработать алгоритм принятия решения;
- воспитывать потребность в анализе ситуаций и принятии правильного решения выхода из этих ситуаций.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, предметы по количеству групп из 4 человек в классе: газета, катушка ниток, пластиковая бутылка.
Ход урока
Организационный этап.
Психолог:
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Создание психологической эмоциональной атмосферы .
Сегодня на уроке я желаю всем удачи и хочу, чтобы этот урок оказался действительно впрок, поздороваемся друг с другом.
Тренинг
Здравствуй друг! (пожимают руки друг другу)
Как ты тут? (хлопают по плечу)
Где ты был? (за мочку уха трогают)
Я скучал. (Руку к сердцу)
Ты пришел! (руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
Прежде чем начать урок, я хочу узнать с каким настроением вы на него пришли. У вас на партах лежат белые листы, переверните их. Перед Вами мордашки. У каждой мордашки свое настроение. Раскрасьте мордашку, у которой такое же настроение как у вас.
Поднимите руки, у кого мордашка с хорошим настроением!
А у кого с плохим? Кто волнуется?
Я надеюсь, что тревога и волнение у некоторых ребят пройдут к концу урока.
Мотивация и самоопределение к деятельности.
- Тем не менее, настроение у большинства из Вас очень даже неплохое и мы начнём урок.
Психолог
Урок СБО известен всем. Расшифруйте его название.
Ребенок
Социально -бытовая ориентировка.
Раздается стук в дверь.
Психолог:
- Ребята, кажется, к нам кто – то пришёл. Давайте посмотрим, кто же это.
Входит «Почтальон Печкин» из Простоквашино.
Психолог:
- Здравствуйте, господин Печкин! Проходите, не стесняйтесь! Зачем пожаловали? И почему такой печальный у Вас вид?
Печкин (обращается к ребятам):
- Ой, ребята, беда у меня большая. К нам в деревню приехали новые жители: дядя Фёдор, пёс и кот. На имя дяди Фёдора пришла посылка, но я не могу её отдать. У мальчика нет прописки в деревне. Да и посылку не могу держать у себя долго. Помогите мне принять решение в этой ситуации.
Психолог:
- Конечно, Печкин, мы поможем Вам принять решение, ведь тема нашего урока посвящена тому, как научиться принимать много решений. Предлагаем Вам поприсутствовать на нашем уроке, думаю, что мы сможем с ребятами помочь принять решение. Располагайтесь, пожалуйста, поудобней.
Итак, тема нашего урока: «Множество решений».
Формулировка цели и задач урока
Ребята, если тема урока посвящена тому, как принять решение, то чему мы будем учиться на уроке?
Дети: Будем учиться принимать решения в разных ситуациях.
Сегодня на уроке:
- познакомимся со способами принятия решений в различных ситуациях.
- разработаем и составим алгоритм «Как принять решение»
3. Актуализация вопроса, рассматриваемого на уроке
Ребята, в нашей жизни случаются моменты, когда необходимо принять какое - либо решение. Решение –это то, что вы сочли нужным делать после обдумывания ситуации, из которой необходимо найти выход. Принятие решения – такой же навык, как умение правильно переходить дорогу или делать покупки в магазине. От того какое решение примет для себя человек зависит его дальнейшая жизнь.
4.Организация взаимодействия психолога с учащимися по теме урока.
А) Игровой практикум.
Психолог: А сейчас, ребята, я хочу Вам открыть некоторые секреты того, как научиться принимать решения. Для этого предлагаю Вам и нашему гостю Печкину поиграть. Для того чтобы первая игра прошла веселее, я предлагаю Вам разделиться на 3 команды, в каждой команде должно быть по 4 человека.
Игра «Слепой строй»
Цель: развивать коммуникационные навыки и умение решать проблему.
Инвентарь: повязки на глаза.
Правила игры. Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.
Игра «Да - нет»
Цель: развитие умений принимать задачу и находить выход из проблемной ситуации.
Правила игры: В игре нельзя произносить слова «да» и «нет». В игре принимают участие два человека. Один задает провоцирующие вопросы, другой – отвечает на них, избегая слов «да» и «нет».
Вопросы:
1. Ты любишь школу?
2. Ты любишь смотреть телевизор?
3. Ты хочешь учиться?
4. Ты любишь болеть?
5. Ты хорошо учишься?
6. Ты занимаешься спортом?
7. Ты любишь читать книги?
8. Все зайцы серые?
9. Мячи бывают только резиновые?
После того как первая пара участников справилась с игровой задачей, вызывается следующая пара игроков.
Беседа по итогам игр.
- В какой игре было трудно выполнить игровую задачу?
- В чём заключались Ваши трудности?
- Какие решения вы попытались принять, чтобы упростить выполнение заданий
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне понравилось Ваша активность в играх!
- А сейчас предлагаю выполнить следующее задание «Разгадай ребус и объясни смысл пословицы»
Правильный вариант пословицы:
Организация дискуссии по теме задания:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Почему эту пословицу можно отнести к теме нашего урока?
Психолог: Молодцы, ребята, многие из Вас дали очень интересные ответы на вопросы.
Ребята, я считаю, что на основе понимания смысла этой русской пословицы можно определить самый первый пункт алгоритма «Как принять решение».
Кто сможет сформулировать первый шаг алгоритма?
Давайте попробуем вместе с Вами составить алгоритм «Как принять решение»
- А сейчас попробуйте объяснить каждый шаг алгоритма.(выслушиваю ответы детей)
- Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.
- А теперь попробуем представить наш алгоритм схематично.
Посмотрите, какую схему создала я. Вы должны нарисовать свою схему, используя опорные слова:
- подумай;
- проанализируй;
- сделай выбор;
- похвали себя.
Покажите мне составленные вами схемы. Все молодцы, но мне особенно понравились схемы Вики, Марка и Данила.
Б) Ситуативный практикум.
Психолог: А сейчас, используя алгоритм, попробуем найти выход их ситуаций.
Для этого разделимся на команды. Каждая команда получит по билету, в каждом билете написаны ситуации и проблемы, к которым вы должны принять решение. Время для принятия решений 7 минут.
Билет «Разреши ситуации»
Ситуация 1.
Вы играете на улице и видите, что ребята вашего возраста отнимают мяч у малыша. Как вы поступите?
Ситуация 2.
Перебегая улицу, вы выронили ключ от квартиры, а на дороге много машин. Какое решение вы примите?
Ситуация 3.
Вы нечаянно сломали игрушку младшего брата. Как вы поступите в такой ситуации?
Ребята, молодцы, вы отлично справились с поставленной перед вами задачей. Я заметила, что варианты принятых вами решения проблем у каждой команды разные, они не повторяются. Какой вывод можно сформулировать?
Вывод: ситуация может быть одна, а способов и вариантов принятия решений может быть несколько и все они могут быть верными.
Ребята, а если это экстремальная ситуация, то среди множества решений нужно выбрать самое оптимальное и безопасное решение.
- А сейчас вспомните, в какой ситуации оказался наш Печкин? Поработайте в парах и напишите на листочках выход из этой ситуации, он выберет самое оптимальное, а может быть примет и свое решение.
5. Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Я очень вами довольна. А теперь я хочу подвести итог урока и узнать, как вы усвоили тему урока. У вас на столах лежат карточки трёх цветов: поднимите ту карточку, которая расскажет мне, в какой степени был полезен для Вас урок.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка.Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Спасибо за урок, он оказался вам впрок.
Литература
Курмашина О.Н. Школа оптимизма: уроки социальной жизни – М.: ВАКО, 2008.
Учебно – методический кабинет [Электронный ресурс]. Матафонова Н. Н. Стихи в начале урока. – 5.06. 2015, URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
Wrike.[Электронный ресурс]. BriannaHansen, Пятнадцать лучших деловых игр, развивающих умение решать проблемы. – 10.02.2018, URL: https://www.wrike.com/ru/blog/pyatnadtsat-luchshih-delovyh-igr-razvivayushhih-umenie-reshat-problemy/
Libma [Электронный ресурс]. Развиваем психологическую готовность к обучению у младших школьников. Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания. – 2017, URL: http://www.libma.ru/psihologija/razvivaem_v_igre_intellekt_yemocii_lichnost_rebenka/p2.php