Урок-тренинг "Что такое чувства?" разработан для учащихся подросткового возраста. Цель урока - научить распознавать основные чувства, показать, что чувства - это особая часть нас. Поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскивать им названия.
Просмотр содержимого документа
«Урок-тренинг "Что такое чувства?" »
Урок составила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 2 им. Д, Х. Скрябина»
ГО «Жатай» Уваровская Елена Александровна.
Тема: ЧТО ТАКОЕ ЧУВСТВА?
Цель: Научить распознавать основные чувства, показать, что чувства – это особая часть нас. Поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскивать им названия.
Предложить участникам написать на бейдже свое имя и прикрепить к одежде.
Участники становятся в круг, взявшись за руки. Ведущий предлагает вспомнить правила работы в группе.
Разминка: 3 мин.
Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает познакомиться, предлагает назвать по кругу свое имя и имена соседей справа и слева, стараясь вместе с именем сказать что-либо описывающее соседа. Например: «Справа от меня стоит Саша, у него лучистые глаза, а слева от меня стоит Лена, у нее яркая розовая кофточка.
Работа по теме занятия:
1. Ведущий объявляет тему и цель занятия.
«Галерея эмоций» (5 минут)
Ведущий: Чувства являются особой частью нас, частью, которая помогает понять самих себя и других людей.
Некоторые чувства, такие как любовь, привязанность, радость и счастье, вызывают в нас ощущение тепла и защищенности.
Другие чувства, такие как страх, печаль и злость – заставляют нас испытать холод и беззащитность.
Сами по себе чувства не плохи и не хороши. Очень важно научиться распознавать эти чувства в себе, признать их и понять, о чем они говорят нам. Важно также уметь поделиться ими как частью того, чем мы являемся.
Ведущий предлагает посмотреть участникам на экран с «Галереей эмоций» и рассказать что чувствует персонаж, изображенный на экране, какие эмоции испытывает.
Игра «Скульптор». (10 минут)
Ведущий: «Чувства живут в нашем теле. Место этих чувств - секретное, но, если быть внимательным к себе, его можно отыскать. Самое интересное - это то, что у каждого из нас место для чувства свое. Может быть, когда я сержусь, у меня хмурятся брови, значит, мой гнев живет между бровями (покажите, как это), а у Сашеньки, например, когда она сердится, напрягается живот, вот здесь. Наша задача - найти место хотя бы одного чувства. Давайте поиграем в игру «Скульптор».
Правила игры: «Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я буду называть чувство, а ваша задача – изобразить его своим телом.
Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда вам любопытно? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас есть минута времени, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом).
Потом я обойду всех, чтобы рассмотреть ваши интересные фигуры.
Теперь перейдем к следующем.чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Покажите мне очень. усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что "статуя" не обязательно должна стоять, она может сидеть или лежать».
Чувства: Радость, ярость, страх, нежность.
Анализ игры: (участники сидят в кругу)
- Как вы себя чувствуете?
- Чему вы научились, играя в эту игру?
- Легко ли вам было изображать чувства?
- Какие из чувств вам больше всего понравились?
- Какие чувства вам не понравились и вы не хотели бы их испытывать? Почему?
- Что вы нового узнали о других?
- Что вы нового узнали о себе?
Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу.
Упражнение «Паровозик» (7 минут). Звучит музыка.
Ведущий: Встаньте «паровозиком». Делаем друг другу массаж спины со словами: «Светит солнышко. (Пальчиком рисуем круг и лучики).
Пришла туча (ладошкой поглаживаем).
Начался маленький дождик (поcтукиваем одним пальцем),
пошел дождь посильнее (двумя пальцами),
сильный дождь (всеми пальцами),
стихает дождь (двумя пальцами),
еще тише (одним пальцем), туча ушла (ладошкой поглаживаем).
Выглянуло солнышко. (Пальчиком рисуем круг и лучики).
Этот массаж постепенно подведет участников к тактильным прикосновениям или дружеским объятиям.
Анализ урока: (3 минуты)
- Что вы чувствуете?
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Что важное вы для себя открыли?
- Что можно сделать, чтобы в жизни каждого стало больше приятных чувств?
- Что можно сделать, чтобы неприятных чувств стало меньше?
- Чему бы вы хотели научиться?
Ведущий благодарит всех, предлагает поаплодировать друг другу, затем выбрать из предложенных пиктограмм ту, которая на данный момент отражает эмоциональное состояние участника. Пиктограмму предлагается прикрепить на лист ватмана.