kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - экскурсия: «Соборная площадь Московского Кремля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» для учащихся 4 класса. На нём учащиеся знакомятся с историей возникновения, архитектурными особенностями и предназначением Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, а так же  с церковью Ризоположения и колокольней Ивана Великого.

Модуль: «Основы православной культуры

Раздел: «Храм» (14 урок) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - экскурсия: «Соборная площадь Московского Кремля» »

10



Аннотация к уроку.


Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» для учащихся 4 класса. На нём учащиеся знакомятся с историей возникновения, архитектурными особенностями и предназначением Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, а так же с церковью Ризоположения и колокольней Ивана Великого.

Модуль: «Основы православной культуры

Раздел: «Храм» (14 урок)

Тема: «Соборная площадь Московского Кремля»

Форма урока: Урок – экскурсия

Оборудование: фото и видео камеры, электронные планшеты, планшеты с прикреплёнными листами бумаги А4, простые карандаши, технологическая карта (бланки с заданиями).

Цели урока: осмысление духовного содержания и уникальности христианского искусства, его роли в культурной и политической жизни России.

Задачи:

1) ознакомление с историей возникновения архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля;

2) развитие познавательной активности и расширение кругозора учащихся

3) способствовать воспитанию духовно- ценностного отношения к архитектурному и культурному наследию России.

























Ход урока:

I. Основной этап: учитель проводит обзорную экскурсию по Соборной площади Московского Кремля

Учитель:

Сегодня мы поговорим о православной архитектуре. И решили мы начать наше путешествие с Соборной площади – главной площади Московского Кремля. Много площадей в Москве , но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году, когда на самотёчной площади шумел дремучий лес, а на далёкой Пресне деревянными сохами пахали землю.

Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. У каждого собора свой облик и назначение. Площадь трёх соборов в её теперешнем виде возникла в конце XV века при великом московском князе Иване III, который постоянно заботился о том, чтобы стольный град и чтобы выглядел он торжественно, величавым.

Итак, перед вами Успенский собор. Когда мы смотрим на Успенский собор, то он нас поражает тем, как он лёгок и светел при всей впечатляющей массивности. Действительно таким должен быть главный собор Москвы Ивана III, великого князя, сделавшего Московское княжество центром всей нашей Русской земли. К началу его правления Московский Кремль являл собой весьма печальное зрелище: стены, заплатанные в местах многочисленных пробоин, потрескавшиеся, грозившие обрушиться здания, подпёртые брёвнами купола храмов. Всё это было свидетельством былого запустения, кровопролитного татаро-монгольского нашествия, тяжкого ига, между усобиц.

Пришла новая эпоха – эпоха национального подъёма, и она потребовала новых , величественных зданий. Именно Успенский собор, продолжающий традиции Киева, воплощал идею мощи Москвы, идею силы православной церкви. Успенский собор вобрал в себя старинную русскую традицию: он стал преемником Десятинной церкви Киева, посвящённой Успению Богородицы. Затем символом преемственности Владимира по отношению к Киеву стал в XII веке. Успенский собор в новом центре русской земли. Московский собор более, чем на триста лет моложе Владимирского Успенского собора.

Московский храм – удивительное явление XV века Как мы уже сказали, это ответ Московской Руси на вызов времени. И в самой истории строительства храма проявилось отношение Ивана III к вопросам взаимоотношения Руси и Европы, русской и европейской культуры.

После того как рухнула Северная стена уже, по сути, возведённого собора, ( о причинах, приведших к беде, спорят до сих пор) Иван III принимает смелое решение: он приглашает строить русский храм итальянского мастера. Это был Аристотель Фиораванти. Как многие итальянские мастера того времени, он был разносторонне образованным и одарённым человеком. Убрав обломки упавшей стены и разрушив то, что мешало осуществлению его планов, Фиораванти, возглавив работы, за четыре года ( с 1475 по 1479) возвёл собор, который был освещён к празднику Успения Пресвятой Богородицы – 15 августа 1479 года. Образцом для итальянского мастера был, как мы уже и говорили, Успенский собор Владимира. Но московский храм строил итальянец, который привнёс в его архитектурный облик черты, связывающие его с архитектурой Европы того времени, с античной архитектурой, наследницей которой и была итальянская.

Успенский собор играет особую роль в истории отечественной культуры не только благодаря своим высочайшим художественным достоинствам, но и по значению в политической жизни России и в более поздние века. В Успенском соборе венчались на царство цари и императоры. Причём это было в те два столетия, когда столицей Империи стал Петербург. Именно потому, что в Москве совершались эти обряды, она в XVIII – XIX веках оставалась второй, по отношению к Петербургу, столицей Российской империи. В Успенском соборе проходило поставление иерархов ( высших чинов) церкви.

Не успели освятить Успенский собор, как приступили к строительству других церковных и светских зданий Кремля. Во все времена это свидетельствовало, во-первых, о возможностях государства, и, во-вторых, о том, что для него было наиболее предпочтительным. У московского князя Ивана III , было что тратить, и главное было понимание – на что тратить деньги.

Если взглянуть сейчас на Соборную площадь с высоты птичьего полёта, можно увидеть что плечом к плечу стоят храмы, построенные приблизительно в одно время. Они точно теснят друг друга. Но ансамбль московского Кремля производит удивительно целостное, гармоническое впечатление. Храмы и дворцы строились разными архитекторами, принадлежавшими к разным школам. Нам кажется, что время сделало этот ансамбль настолько органичным, что сегодня трудно себе представить, что здесь что-нибудь могло быть по-другому.

Вот мы подошли к Благовещенскому собору. Благовещенский собор – домовая церковь Ивана III соседствует по времени и месту с Успенским собором. Она чуть моложе его, но существенно от него отличается в архитектурном отношении. Её строили псковичи и в её облике угадываются черты северо-западной архитектуры в единстве с чертами, присущим владимирским и суздальским храмам.

Мощь, монументальность, характерные для псковско-новгородских храмов, удивительно сочетаются с изяществом и лёгкостью владимиро-суздальской школой. Высокий подклет, кубическая форма основного объёма храма делают его крепко стоящим на земле. Вместе с тем декоративные полуколонки, опоясывающие храм, килевидные закомары, такие же кокошники, кровля, повторяющая их форму, пристроенные позже четыре одноглавые приделы (самостоятельные церкви), и, главное, обильная позолота куполов и кровли, за что он в народе был прозван Златоверхим, делают его очень эффектным. Подстать внешнему облику собора и его внутреннее пространство и убранство.

Став центром русского государства, Москва объединила под своей властью отдельные разрозненные княжества. Но это объединение никогда не было бы по-настоящему прочным и долговечным, если бы здесь не объединились направления и стили, характерные для различных школ. Политический союз, не переросший в культурное единство, не вхолит в сознание современников и потомков Благовещенский собор в этом отношении – замечательное подтверждение уже состоявшегося объединения русских земель вокруг новой общей столицы. Новгородцы и псковичи узнали в нём своё. Потому что все они, пришедшие из разных земель, стали русским народом. Но здесь нет и не может быть простого сложения стилей. Их взаимодействие обязательно приводит к созданию совершенно нового.

А вот перед нами Архангельский собор. Строительство последнего начатого при жизни Ивана III собора Московского Кремля – Архангельского – можно считать архитектурным завещанием великого князя. Предчувствуя скорую смерть, Он решил создать усыпальницу московских князей. Соотечественник Аристотеля Фиораванти, Алевиз Новый, приехавший к московскому князю, пошёл тем же путём, что и строитель Успенского собора. Он соединил традиции русского зодчества с опытом итальянских архитекторов, основывавшихся на изучении античности: плоскости стен украшены широкими карнизами, плоскими колоннами-пилястрами. Нетрадиционно решил итальянский мастер и закомары ( полукруглые или килевидные завершения части наружной стены), они отделены от стены карнизом, а внутри их находятся раковины. Нововведение Алевиза Нового привилось в русской архитектуре. В более поздних храмах можно увидеть подобные конструкции. Так усвоение чужого опыта обогащало нашу культуру.

А это ещё одно звено в пятисоборной площади – церковь Ризоположения. Это однокупольный храм домашняя церковь митрополита. Её строили те же псковские мастера, которые строили Благовещенский собор. В ней то же взаимодействие стилей, характерных для разных земель Руси.

При всей разности соборы Московского Кремля составляют единое целое. Во многом они «обязаны» этим колокольне Ивана Великого – современнице Архангельского собора. Сама по себе высокое, внушительное сооружение – высотой с современный двадцатиэтажный дом. Она поддержана двумя могучими звонницами. В самом начале XV века старую колокольню, объединявшую соборы Московского Кремля, расположенные в непосредственной близости друг от друга, заменили на новую. Она называется Ивановской, или Иваном Великим. Первоначально это были два поставленных друг на друга восьмигранника, надстроенные позже третьим. Впечатление мощи и величия Ивана Великого усиливают лопатки на её гранях, большие арки, в которые видны колокола и венчающая её глава. Колокольня Ивана Великого на протяжении нескольких веков была самым высоким зданием Москвы, и звоны её колоколов были слышны ещё при подъезде к городу. Несмотря на то, что колокольню строил итальянский архитектор, она походит на характерные для средневековой Руси сторожевые башни.

Рядом с Иваном Великим в XVI и XVII веках поднялись ещё две звонницы, возведённые русскими зодчими. Они ниже Ивана Великого, но много мощнее его, поскольку предназначены для тяжёлых колоколов. Одна из них так же увенчана куполом, другая причудливыми пирамидами и шатром.

Есть архитектурные ансамбли, которые строились по единому замыслу, по заранее разработанному общему плану. Таким городом в древности была Александрия. В России XVIII века таким городом стал Петербург. Архитектурное чудо Москвы заключается в том, что город, строившийся на протяжении веков, представляет собой единое прекрасное целое.


II/ Блиц – опрос

После завершения основного этапа урока учитель проводит опрос учащихся/ За верный ответ можно давать конфеты, которыми после окончания экскурсии дети смогут перекусить.

Учитель: Как называется главная площадь Московского Кремля?

Дети: Соборная площадь


Учитель: Почему эта площадь получила такое название?

Дети: Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский.


Учитель: При каком великом князе Московский Кремль стал активно застраиваться?

Дети: При Иване III


Учитель: Кто главный архитектор Успенского собора?

Дети: Аристотель Фиораванти – итальянский мастер.


Учитель: Почему Успенский собор – главный собор Москвы Ивана III?

Дети: В Успенском соборе венчались на царство цари и императоры.


Учитель: Как называлась домовая церковь Ивана III?

Дети: Благовещенский собор


Учитель: Какой собор можно считать архитектурным завещанием великого князя Ивана III?

Дети: Архангельский собор.

Учитель: Почему?

Дети: Предчувствуя скорую смерть, Иван III решил создать усыпальницу московских князей.


Учитель: Какой собор был назван в народе Златоверхим, и за что? Дети: Благовещенский собор, за обильную позолоту кровли и куполов.


Учитель: А теперь вопрос на сообразительность: почему колокольня Ивана Великого получила такое название?

Дети: Иван – самое распространённое имя на Руси. Эта колокольня была долгое время самым высоким зданием в Москве, поэтому Великий.

После окончания опроса подсчитываем у кого больше верных ответов – количество конфет или жетонов. Победители становятся командирами и набирают себе команду для дальнейшей работы.


III. Рефлексия


Затем данные группы ещё раз самостоятельно осматривают архитектуру Соборной площади, делают зарисовки, фотографии.

После окончания данной работы командирам групп раздаются бланки с заданием.

Примечание: Задания могут быть выполнены и на следующем уроке в классе.



























Технологическая карта


Задание № 1 Установи соответствие между изображением и названием


ИЗОБРАЖЕНИЕ

НАЗВАНИЕ

1.





А. КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

2.



Б. ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ

3.




В. УСПЕНСКИЙ СОБОР

4.



Г. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

5.





Д. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.



Задание № 2

Подпиши назначение основных соборов Московского Кремля.


Название собора

Назначение

Успенский собор


Благовещенский собор


Архангельский собор



IV. Проверка выполнения заданий


V. Домашнее задание: сделать фотоотчёт об экскурсии в виде слайдов, презентаций, сообщений по выбору.


VI. Заключительное слово учителя:

Надеемся, что экскурсия была содержательной, интересной и заставила о многом поразмышлять. А на Соборную площадь мы ещё вернёмся, чтобы ознакомиться с внутренним убранством её соборов.

















Справочный материал для учителя:


Словарь терминов, используемых на уроке.


Подклет - нижний этаж храма.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.


Риза - Риза - (фелонь) -1) парчовое, тканное золотом или серебром одеяние безрукавов, верхнее церковное облачение священнослужителей.2) Металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа.


Це́рковь Ризополо́жения - Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.


УСПЕ́НИЕ БОГО́РОДИЦЫ — один из двунадесятых праздников православной церкви. Отмечается 15(28 августа) день кончины Божьей Матери, который был открыт ей Господом. В этот день апостолы были перенесены из разных мест в Иерусалим. Согласно ее воле тело погребли в Гефсимании рядом с могилами ее родителей. На 3-й день не присутствовавший при кончине апостол Фома, придя ко гробнице, не обнаружил там тела. Это считается свидетельством того, что оно было "взято на небо"


Митрополит - высшее почетное звание (духовный сан) архиерея.


Арха́нгел  «главный, старший» ангел.


Пилястры - прямоугольный выступ стены в виде вделанной в нее колонны.












Бланк для проверки заданий (ответы)


Задание № 1

Изображение

Название

1.

В.

2.

Д.

3.

Г.

4.

А.

5.

Б.


Задание № 2

Название собора

Назначение

Успенский собор

венчались на царство цари и императоры.

Благовещенский собор

домовая церковь Ивана III

Архангельский собор

усыпальница московских князей.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - экскурсия: «Соборная площадь Московского Кремля»

Автор: Гапоян Сусанна Аристаковна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок -экскурсия:  «Владимирская икона Божьей Матери - «древнейшая песнь материнства».» "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-ekskursiia-vladimirskaia-ikona-bozh-iei-matieri-drievnieishaia-piesn-matierinstva"
    ["file_id"] => string(6) "143684"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418569969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства