Тренинг-урок по теме «Жизненный путь или Дорога жизни» направлен на
формирование адаптивного отношения к жизни, осознание ценности жизни, и
профилактику суицида несовершеннолетних.
Учащиеся смогут освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения, научатся находить внутренние и внешние ресурсы для разрешения трудных ситуаций.
Тренинг-урок способствует развитию толерантного отношения друг к другу,
воспитанию у учащихся стойкой жизненной позиции.
В ходе тренинга-урока используются наглядный, демонстрационный,
словесный, практический, интерактивный, диагностический методы
обучения. Тренинг-урок рассчитан на старшие классы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Возраст участников: 10 класс.
Оборудование и материалы: аудитория с местом для работы над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, компьютер, релаксационная композиция - музыкальное сопровождение оркестра Джеймса Ласта «Одинокий пастух», видеоролик «Сказка о барашке», карточки с буквами для звуковой гимнастики, образцы стрел к тесту «Стрела жизни», мяч, белые листы бумаги А4, краски, кисточки, таблицы на каждого учащегося, картинка чемодана.
Хронометраж: 45минут-1ч.
Структура тренинга-урока:
Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, психологический настрой на работу, актуализация темы.
Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей тренинга-урока.
Заключительная часть – рефлексия состояния, ритуал завершения занятия.
Прогнозируемый результат:
анализ собственных источников негативных переживаний;
(Выполняется под музыкальное сопровождение оркестра Джеймса
Ласта «Одинокий пастух»).
6.Упражнение «Жалуется – хвастается».
7.Упражнение «Диалог двух карандашей».
8.Упражнение «Таблица».
V Заключительная часть тренинга-урока.
1.Видеоролик «Сказка о барашке».
2.Упражнение «Чемодан».
VI Рефлексия.
Упражнение «Заключительное слово».
VII Прощание.
Ход тренинга-урока
I Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
Возьмитесь за руки и встаньте в общий круг. Посмотрите друг другу в глаза. А теперь по кругу назовите цвет своего настроения.
II Психологический настрой на тренинг-урок.
Упражнение «Звуковая гимнастика».
- Прежде чем приступить к нашему занятию, примите спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Я – воздействует на работу всего организма;
ХА – помогает повысить настроение.
III Актуализация темы тренинга-урока.
- Благороден и прекрасен жизненный путь человека. Но как непросто складывается судьба каждого из нас. «В 15 реку жизни не войдешь дважды»,— говорили древние греки. «Каждому — свое»,— утверждали в Риме. «Каждый неповторим и уникален»,— говорим мы сейчас. Каждому человеку предстоит определить свой собственный путь, найти свою судьбу, создать себя для жизни, борьбы, труда, творчества и любви.
Наше сегодняшнее занятие о том:
как ум мешает нам жить и как сделать так, чтобы ум помогал жить;
что основополагающее влияние на наши чувства оказывают не события жизни, а наша система убеждений и каждый может разобраться в том, как появились эти убеждения, и изменить их;
каким образом мы сами себе создаем проблемы, и что нужно сделать для того, чтобы прямо сейчас жить эффективно;
как наши ожидания и наше отношение к миру влияют на то, что происходит с нами завтра.
1.Диагностическое упражнение «Стрела жизни».
- Ребята, сложите маленькие листочки пополам. Выберите одну из стрел, которая больше всего подходит к вашей жизни, и нарисуйте ее на листочке.
Интерпретация: много ухабов – кризисы, прямая – спокойная жизнь, круглая – жизнь замыкается в цикл. Верхняя часть листа – позитив, нижняя – негатив.
«Существует притча о человеке, который отправился в кругосветное путешествие. За время круиза он ни разу не зашел в ресторан поесть, и когда путешествие окончилось, капитан спросил у него:
- Почему Вы никогда не обедали у нас?
- Дело в том, что все деньги я отдал за билет на пароход, и мне не на что было купить еду, - ответил пассажир.
- Но ведь еда входила в стоимость вашего билета... - сказал ему капитан».
Обсуждение:
- О чем эта притча? (Ответы учащихся).
Вывод: Каждый из вас увидел в ней свой смысл, но один из них таков: в «стоимость» нашей жизни уже входят радость и любовь, самореализация и свобода выбора, и только личные ограничения мешают нам это понять и жить счастливо. Очень важно человеку уметь найти ценное в любой ситуации, в своем опыте переживания, взаимодействия и взять из этого опыта лучшее для развития. Искусство мудреца — это искусство ставить для себя жизненные цели, намечать путь движения вперед, оценивать препятствия и искать ресурсы для их преодоления.
IV Основная часть тренинга-урока.
1.Разминка «Капкан или замкнутый круг».
- Предлагаю вам встать в круг. Кто желает встать со мной в середину!?
Представьте, что те, кто стоит в центре - люди. А кто образует круг - это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.
Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.
Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия).
Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга.
Обсуждение:
- Что чувствовали себя пойманные люди?
- О чем думал капкан?
- Как пришли к верному решению?
Вывод: Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами.
2.Упражнение «Мои ресурсы».
- Многие люди, сталкиваясь с проблемами, чувствуют себя «загнанными» в тупик и неспособными изменить ситуацию. Это происходит потому, что их видение ситуации становится «туннельным», то есть они видят только тупик и не способны посмотреть на ситуацию со стороны. «Туннельное» зрение действительно похоже на то, что человек видит, находясь в настоящем туннеле. Он способен различить только светлое пятно. Для человека в ситуации беспомощности это светлое пятно – проблемная ситуация. Что же делать, как увидеть выход?
Ребятам предлагается самим попытаться найти ответ на этот вопрос. После того как будут озвучены разные точки зрения, ведущий продолжает.
Вывод: Самое главное, нужно успокоиться и оглянуться вокруг в поиске ресурсов. Ресурс – это запас, который есть у каждого. Ресурсы – это помощь друзей, значимых взрослых, обращение к людям, имеющим опыт разрешения подобных ситуаций. Ресурс – это собственные возможности, которых мы часто сами не осознаем.
3.Игра «Обрыв».
- На полу изображена черта, за чертой – «обрыв». Все становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы. Обратите внимание как использовать поддержку группы. Обсуждение: - Легко ли было идти?
- Какие способы использовали?
- Хотели ли бы вы реально оказаться в такой ситуации?
- Как вы себя повели?
- А если бы от этого зависела ваша жизнь или жизнь другого человека?
- Какое качество для этого понадобиться? (Мужество).
Вывод: Жизнь требует мужества.
4.Игра «Мяч».
- Сейчас я брошу мяч одному из вас и задам ситуацию, если вы отвечаете позитивно, группа соглашается, а если нет, то вам снова
отвечать, и так пока не найдете позитивного способа. Ответив позитивно, мяч возвращаете мне.
Ситуации: Получил двойку… Поскользнулся и упал в людном месте…
Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…
Хотел подарить подарок, а денег нет…Конфликт с учителем… Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…
Дали кличку…Провоцируют на драку… Потерял большую сумму денег или дорогую вещь… Ссора с другом…
Вывод: Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потруднее. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя.
5.«Сказка о милостивой судьбе» Д. Соколов.
Росло два деревца: молодых и красивых.
Вечерами они шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные... - Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе. Обсуждение: - Можно ли изменить судьбу?
- Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть). - Как хотело изменить судьбу второе дерево?
- Достигли ли они своих целей?
- Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?
- Что определяет: смысл жизни судьбу или судьба смысл жизни?
- Для чего живет человек, зачем он пришел в этот мир?
- Для чего живете вы?
Вывод: Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Релаксационное упражнение «Горная вершина». (Выполняется под музыкальное сопровождение оркестра Джеймса Ласта «Одинокий пастух»).
- Сядьте удобно. Глубоко вздохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? Удобна посадка? Опущены ли плечи? Насколько удобно положение рук и ног? Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
- Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха, и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки…Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины.
Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор.… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами? Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов.…С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…
Пауза
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам…. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы.…Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира.…Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…
6.Упражнение «Жалуется – хвастается».
- Я предлагаю вам встать в круг. Каждому из вас сейчас представится уникальная возможность пожаловаться на то, что сейчас доставляет беспокойство и похвастаться тем, что у вас случилось или лучше всего получается. Остальные должны повторить за вами то, что вы называете, хором.
Вывод: Обязательно нужно сбрасывать скопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими проблемами с близкими людьми и друзьями.
7.Упражнение «Диалог двух карандашей».
- Поделитесь на пары. Возьмите лист бумаги, один на двоих, краски и кисти для рисования.
Предлагаю вам сейчас одну минуту посмотреть в глаза друг другу и почувствовать человека, который находится рядом с вами (его самочувствие, состояние и т.п.) и затем, нарисовать одну общую картину на листе ватмана без слов, не общаясь друг с другом. Участники занятия должны почувствовать друг друга.
Вопросы в конце задания: по желанию можете поделиться своими чувствами, мыслями.
Демонстрация картин. Краткий рассказ о том кто и что хотел изобразить, насколько получилось изобразить общую картину.
Обсуждение:
- Трудно ли было выполнить это задание?
- Легко ли было рисовать общую картину, не общаясь друг с другом?
Вывод: Важно, чтобы в общении люди умели слышать и слушать, чувствовать друг друга.
8.Упражнение «Таблица».
- Заполните таблицу.
Кто из близких людей может тебе помочь в трудной ситуации?
В чем заключается эта помощь?
Кому ты можешь помочь? В какой ситуации (проблеме)?
Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсуждение.
Вывод: Многим людям мы нужны и многие из окружающих могут нам оказать помощь в трудной ситуации.
V Заключительная часть тренинга-урока.
1.Видеоролик «Сказка о барашке».
Обсуждение:
- О чем этом ролик?
-Как сначала воспринял подстрижку барашек?
- Как он начал относиться к жизни, после того, как он встретил Кроленя?
Вывод: Надо позитивно относиться к жизни.
2.Упражнение «Чемодан».
- Вы подготовились к жизненному пути и вам нужно собрать чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества. - Какие качества сегодня нужны молодому человеку, чтобы достойно интересно жить и добиться чего-то важного в жизни? - Какое главное качество вы возьмете с собой? (Все предложенные ответы записать на доске – в чемодан. Это – мужество, общительность, толерантность, уверенность, целеустремленность, позитивное отношение к жизни, умение справляться с трудностями и т.д. ). VI Рефлексия.
Упражнение «Заключительное слово».
Класс становится в круг, держась за руки. Каждый произносит:
«Я знаю, что в жизни есть успех, и он зависит от…».
VII Прощание.
- Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Список используемых источников.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Журнал “Воспитание школьника” 2002/№1.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15.
Притчи. http://basik.ru/wisdom/1550/.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях/ Автор-сост. М.Ю.Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград, 2008, 11-21.
Психология в сказках с комментариями / сост. : М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега, О.В. Липская (и др.). – 3-е изд. – Мозырь : Содействие, 2010. – 144 с.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4.
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2.