Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».
Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».
Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.
Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.
Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.
В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров». »
Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».
Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»
Уваровская Елена Александровна.
Пояснительная записка (актуальность):
Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.
Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.
Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.
В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.
Название: игра-проживание «Путешествие на необитаемый остров».
Цели и задачи игры:
создание условий для:
- развития готовности к сотрудничеству, умения присоединяться к группе, устанавливать и сохранять отношения;
- развития коммуникативных навыков, расширения представлений о способах конструктивного поведения;
- расширения сферы эмоциональных переживаний, развития умения справляться со своими эмоциями;
- построения своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений, развития умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:
Игра направлена на диагностику и решение коммуникативных проблем и рекомендована для проведения в группе, где есть дети, которые:
испытывают затруднения при знакомстве, бояться вступать в контакт;
теряют интерес к дружеским отношениям в течение короткого времени;
не умеют конструктивно взаимодействовать, управлять своими эмоциями;
боятся строить отношения из-за прошлого неудачного опыта.
Предполагаемый психологический результат:
- развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации,
- проживание различных эмоциональных состояний,
- развитие способности осознавать свои чувства,
- справляться со своими эмоциями,
- расширение представлений о новых способах конструктивного поведения,
- получение опыта решения проблемных ситуаций.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
Тип сюжета приближен к реальному.
На воздушном шаре участникам группы предлагается отправиться на необитаемый остров, который расположен в океане, и прожить там какое-то время, организовать совместную деятельность (поиски пищи, воды, разведение костра, постройка жилища и т. д.).
Это красивый зеленый остров с чистым воздухом и множеством маленьких голубых озер. На острове много плодовых деревьев, неизвестных нам, в зарослях – диковинных животных и птиц. Этот остров остался таким красивым до сих пор, потому что все на нем находится в полной гармонии. Но стоит на острове поселиться агрессии, эгоизму, лени, обиде, страху, раздражительности, остров сразу же начнет разрушаться. И, наоборот, если путешественники принесут с собой на остров положительные эмоции, остров станет еще прекраснее.
До острова участники группы добираются на воздушном шаре. Каждый может взять с собой в путешествие одну вещь, которая ему дорога или представляет для него наибольшую ценность и поможет ему в путешествии (вещь может быть как реальной, так и символичной).
В процессе всей игры инициативность и активность предоставляется самой группе. Участники группы сами распределяют роли, моделируют трудности, находят выход из создавшегося положения. Ведущий лишь «генерирует» возможные затруднения.
Действия участников обозначаются символически, оговаривая их и обозначая жестами. В помощь участникам предложены листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.
По окончании игры (жизнь на острове налажена) участники возвращаются из путешествия, и проводится рефлексия.
Время на игру и на обсуждение: от 1часа 15 минут.
Участники:
возраст участников 11 – 12 лет.
размер группы 12 – 14 человек.
сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих:
в качестве ведущего в игре участвует 1 взрослый – психолог. Ведущий выступает в качестве ведущего-наблюдателя и «генератора возможных затруднений».
Оборудование и материалы:
стулья по количеству игроков, канат, магнитофон, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Возможность продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя):
В деятельности психолога возможно продолжение игры в виде тренинга коммуникативных навыков, направленного на решение проблем, выявленных во время игры.
В деятельности классного руководителя возможно проведение общегрупповых мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности и решение коммуникативных проблем, выявленных во время игры.
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа:
№
этапа
Время
проведения
Содержание каждого этапа
Задачи, решаемые на каждом этапе
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
1.
7 – 10 мин
Сбор в путешествие.
Ведущий предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и предлагает взять с собой по одной вещи (символичной), представляющей ценность для участника.
Умение присоединяться к группе, устанавливать отношения.
«корзина воздушного шара» - стулья по количеству игроков, канат, обвязанный вокруг стульев.
2.
5 – 7 мин
Полет на воздушном шаре.
Ведущий предлагает участникам занять места на воздушном шаре и имитировать поездку.
Ведущий предлагает высадиться на остров, наметить план дальнейших действий и распределить кто и чем будет заниматься.
Построение своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений.
4.
20 мин
Налаживание жизни на острове.
(поиск пищи, разведение огня, постройка жилища и т. д.)
Участники группы выполняют намеченный план действий (ведущий наблюдает).
Расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие умений справляться со своими эмоциями, расширение представлений о способах конструктивного поведения, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других участников.
Участники имитируют жизнь на острове, отдыхают, ходят друг к другу в гости. Ведущий наблюдает.
Развитие коммуникативных навыков, расширение представлений о способах конструктивного поведения.
6.
5 – 7 мин
Возвращение с острова, завершение игры.
Ведущий предлагает занять свои места на воздушном шаре и вернуться обратно. Ведущий благодарит за игру и предлагает участникам поблагодарить друг друга.
Развитие умения сохранять, установленные отношения.
Стулья по количеству игроков, расставленные по кругу.
Формы обсуждения игры.
Групповая рефлексия – обсуждение игры проходит в форме обмена впечатлениями:
- что было трудно, что – легко?
- что самое важное?
- что помогало? Кто помогал?
- что мешало?
- какие чувства возникали на разных этапах игры?
- какие чувства участники игры испытывают сейчас?
- что понравилось и тронуло больше всего?
Самоотчет ведущего.
После проведения игры ведущий проводит рабочую рефлексию – анализ личностных проблем, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.
Результативность работы:
В результате проведенной игры осуществляется диагностика и решение коммуникативных проблем, развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации, умения осознавать свои чувства, справляться со своими эмоциями. Участники игры расширяют представления о новых способах конструктивного поведения, получают опыт решения проблемных ситуаций.