Социально-педагогическая программа "Развивайка" направлена на развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие навыков общения, формирование элементов произвольного поведения, а также более успешное проведение процесса адаптации детей к школьному обучению, преодоление тревожности и страхов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическая программа "Развивайка" »
Пояснительная записка
Социально-педагогическая программа «Развивай-ка» направлена на развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие навыков общения, формирование элементов произвольного поведения, а также более успешное проведение процесса адаптации детей к школьному обучению, преодоление тревожности и страхов.
Ведь у ребенка, пришедшего в 1 класс начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально-значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил.
Начало школьной жизни накладывает отпечаток на поведение ребенка. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку.
Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.
Повышенный уровень личной тревожности может стать причиной первых школьных неуспехов. Низкий уровень школьной готовности, несформированность навыков общения и элементов произвольного поведения — стать причиной невозможности адекватной реакции ребенка на систему новых требований.
Цель программы: Создание благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задачи:
развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения;
развитие навыков общения;
формирование элементов произвольного поведения;
оказание психологической помощи детям в преодолении тревожности и страхов.
Материал программы рассчитан на 36 занятий (1 раз в неделю по 40 минут).
Проектируемые результаты
По окончании курса занятий для детей должны быть характерны следующие показатели:
изменения поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.);
умение успешно выполнять контрольные психологические задания;
изменение эмоционального состояния каждого ученика.
Для более успешной адаптации первоклассников к школе и избегания у них негативных эмоций используются коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа» (Московский психологический журнал № 7), а также проективные рисунки и коррекционные игры для релаксации, снятия напряжения, расслабления и успокоения: «Поза покоя», «Росток», «Прикосновение», «Насос и мяч», «Шалтай-болтай»; игры на знакомство, на поднятие эмоционального фона: «Снежный ком», «Три слова», «Мяч по кругу», «Я знаю пять имен», «Построиться по...», «Давайте поздороваемся»
Тема 2 Выявление причин тревожности первоклассников
В данном разделе проводится диагностика школьной тревожности у первоклассников. В качестве диагностического материала для выявления нарушений произвольного поведения используется методика А.Л. Венгера «Образец и правило», для диагностики сферы общения ребенка применяется методика А.Л.Венгера «Два дома», для проверки гипотезы о несформированности средств общения используется методика «Школа зверей», для выявления характера детско-родительских отношений будет использоваться «Рисунок семьи».
В качестве коррекции и профилактики школьной тревожности используются игры, способствующие расслаблению и формированию чувства уверенности в себе: «Зайки и слоники», «Театр масок», «Солдат и тряпичная кукла», «Морские волны».
Тема 3 Развитие коммуникативных навыков
В данной теме используются беседы о дружбе, взаимопонимании, добром отношении друг ко другу, а также игры на развитие способов группового взаимодействия, на сплочение, контактность: «Сиамские близнецы», «Последний штрих»; игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уважения друг ко другу: «Волшебный стул», «Зеркало», «Иголка и нитка», «Гусеница», «Вежливые слова», «Разговор через стекло», «Попроси игрушку».
Тема 4 Развитие познавательных процессов.
В этой теме используются развивающие упражнения и игры на соответствующий познавательный процесс.
Упражнения, направленные на развитие мыслительной деятельности: «Заселение домика», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Учимся сравнивать», «Чего не хватает на рисунке?».
«Барабанщики», «Нарисуй по памяти», «Платочек», «У кого ряд длиннее?», «Запомни порядок», «Запомни картинки и фигуры».
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики:
«Найди путь», «Знакомимся с видами штриховки», «Выполни штриховку», «Нарисуй также», «Продолжи узор», «Раскрась как на образце», «Дорисуй вторые половинки».
Упражнения, направленные на развитие воображения, восприятия:
«Волшебный карандаш», «Назови фигуры», «Составь узор», «На что похоже?».
Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений:
«Куда указывает стрелка?», «Составь рассказ», «Где находится обезьянка?»,
«Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Где этот домик?»
Коррекционные игры: «Я весь во внимании», «Ушки на макушке», «Зоркий глаз», «Все наоборот», «Только об одном», «Найди отличия», «Колпак мой треугольный», «Я вижу» и творческие игры: «Быстрая рифма», «Чтение с импровизацией», «Рассказ охотника», «Писатель», «Новое применение ненужного предмета».
Тема 5 Развитие волевой регуляции.
В этой теме используются беседы и развивающие игры: «Час тишины и час можно», «Молчу — шепчу — кричу», «Говори по сигналу», «Замри», «Царевна несмеяна»
Литература
1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 1998.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - Спб.: Питер, 2002.
Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - М.; Рига: Эксперимент, 2000.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов на Дону: Феникс, 2011.
Моргулец Г.Г. , Расулова о.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция. - Волгоград: Учитель, 2012.