kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-педагогическая программа "Развивайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-педагогическая программа "Развивайка" направлена на развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие навыков общения, формирование элементов произвольного поведения, а также более успешное проведение процесса адаптации детей к школьному обучению, преодоление тревожности и страхов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическая программа "Развивайка" »

Пояснительная записка

Социально-педагогическая программа «Развивай-ка» направлена на развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие навыков общения, формирование элементов произвольного поведения, а также более успешное проведение процесса адаптации детей к школьному обучению, преодоление тревожности и страхов.

Ведь у ребенка, пришедшего в 1 класс начинается новый этап в его жизни: появляется новый вид социально-значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это требует большого напряжения физических и нравственных сил.

Начало школьной жизни накладывает отпечаток на поведение ребенка. В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку.

Психологическая напряженность зачастую усугубляется напряжением физическим: изменяется режим дня, нужно быть внимательным на всех уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку школьной жизни. Повышенные нагрузки могут нарушать сон и аппетит, ослаблять естественный иммунитет.

Повышенный уровень личной тревожности может стать причиной первых школьных неуспехов. Низкий уровень школьной готовности, несформированность навыков общения и элементов произвольного поведения — стать причиной невозможности адекватной реакции ребенка на систему новых требований.

Цель программы: Создание благоприятных условий для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.

Задачи:

  1. развитие познавательных процессов у первоклассников: внимания, памяти, мышления, воображения;

  2. развитие навыков общения;

  3. формирование элементов произвольного поведения;

  4. оказание психологической помощи детям в преодолении тревожности и страхов.

Материал программы рассчитан на 36 занятий (1 раз в неделю по 40 минут).

Проектируемые результаты

По окончании курса занятий для детей должны быть характерны следующие показатели:

  • изменения поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;

  • повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.);

  • умение успешно выполнять контрольные психологические задания;

  • изменение эмоционального состояния каждого ученика.

Тематический план


Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

1

Адаптация к школьному обучению.

1. Здравствуй, школа

2. Смешные страхи

3. Игры в школе

4. Школьные правила

5. Мир школьных вещей

6. Школьная аккуратность

7. Добрые поступки

8. Недобрые поступки


8

2

Выявление причин тревожности первоклассников

  1. Несформированность компонентов произвольного поведения

  2. Несформированность навыков общения,

  3. Проблема взаимоотношений «ребенок - родитель.

4

3

Развитие коммуникативных навыков


4

4

Развитие познавательных процессов.

  1. Развитие восприятия.

  2. Развитие внимания

  3. Развитие памяти

  4. Развитие мыслительной деятельности

  5. Развитие воображения

  6. Развитие пространственных представлений

18

5

Развитие волевой регуляции

2


Итого:

36



Содержание программы

Тема 1 Адаптация к школьному обучению.

Для более успешной адаптации первоклассников к школе и избегания у них негативных эмоций используются коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа» (Московский психологический журнал № 7), а также проективные рисунки и коррекционные игры для релаксации, снятия напряжения, расслабления и успокоения: «Поза покоя», «Росток», «Прикосновение», «Насос и мяч», «Шалтай-болтай»; игры на знакомство, на поднятие эмоционального фона: «Снежный ком», «Три слова», «Мяч по кругу», «Я знаю пять имен», «Построиться по...», «Давайте поздороваемся»

Тема 2 Выявление причин тревожности первоклассников

В данном разделе проводится диагностика школьной тревожности у первоклассников. В качестве диагностического материала для выявления нарушений произвольного поведения используется методика А.Л. Венгера «Образец и правило», для диагностики сферы общения ребенка применяется методика А.Л.Венгера «Два дома», для проверки гипотезы о несформированности средств общения используется методика «Школа зверей», для выявления характера детско-родительских отношений будет использоваться «Рисунок семьи».

В качестве коррекции и профилактики школьной тревожности используются игры, способствующие расслаблению и формированию чувства уверенности в себе: «Зайки и слоники», «Театр масок», «Солдат и тряпичная кукла», «Морские волны».



Тема 3 Развитие коммуникативных навыков

В данной теме используются беседы о дружбе, взаимопонимании, добром отношении друг ко другу, а также игры на развитие способов группового взаимодействия, на сплочение, контактность: «Сиамские близнецы», «Последний штрих»; игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уважения друг ко другу: «Волшебный стул», «Зеркало», «Иголка и нитка», «Гусеница», «Вежливые слова», «Разговор через стекло», «Попроси игрушку».

Тема 4 Развитие познавательных процессов.

В этой теме используются развивающие упражнения и игры на соответствующий познавательный процесс.

Упражнения, направленные на развитие мыслительной деятельности: «Заселение домика», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Учимся сравнивать», «Чего не хватает на рисунке?».

Упражнения, направленные на развитие внимания:

«Корректурные пробы», «Найди цифры по порядку», «Машина, стрекоза», «Соблюдай правило», «Перепутанные линии», «Зашифруй слова», «Графический диктант», «Чей узор лучше», «Срисуй фигуры точно».

Упражнения, направленные на развитие памяти:

«Барабанщики», «Нарисуй по памяти», «Платочек», «У кого ряд длиннее?», «Запомни порядок», «Запомни картинки и фигуры».

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики:

«Найди путь», «Знакомимся с видами штриховки», «Выполни штриховку», «Нарисуй также», «Продолжи узор», «Раскрась как на образце», «Дорисуй вторые половинки».

Упражнения, направленные на развитие воображения, восприятия:

«Волшебный карандаш», «Назови фигуры», «Составь узор», «На что похоже?».

Упражнения, направленные на развитие пространственных представлений:

«Куда указывает стрелка?», «Составь рассказ», «Где находится обезьянка?»,

«Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Где этот домик?»

Коррекционные игры: «Я весь во внимании», «Ушки на макушке», «Зоркий глаз», «Все наоборот», «Только об одном», «Найди отличия», «Колпак мой треугольный», «Я вижу» и творческие игры: «Быстрая рифма», «Чтение с импровизацией», «Рассказ охотника», «Писатель», «Новое применение ненужного предмета».



Тема 5 Развитие волевой регуляции.

В этой теме используются беседы и развивающие игры: «Час тишины и час можно», «Молчу — шепчу — кричу», «Говори по сигналу», «Замри», «Царевна несмеяна»



Литература

  1. 1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 1998.

  2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - Спб.: Питер, 2002.

  3. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - М.; Рига: Эксперимент, 2000.

  4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов на Дону: Феникс, 2011.

  5. Моргулец Г.Г. , Расулова о.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция. - Волгоград: Учитель, 2012.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-педагогическая программа "Развивайка"

Автор: Бабина Татьяна Сергеевна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства