МБОУ «Политехнический лицей»
Имени Героя Советского Союза
И.И. Стрельникова
Конспект занятия
«Лесная поляна знаний»
в комнате релаксации
«Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации».
Педагог-психолог: Шагимарданова Р.Р.
Хабаровск
2015
Конспект занятия
«Лесная поляна знаний»
Пояснительная записка:
В последнее время в школу приходят всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Данное занятие направлено на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.
Новизна и актуальность.
Новизна данного занятия направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Занятие предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводится в форме предметно-ориентированного тренинга. Так серьѐзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.
Тема: «Лесная поляна знаний».
Цели по содержанию:
Познавательная:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающия:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением,
- развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать,
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук),
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающия:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
Здоровьесберегающая:
- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
- формировать навыки саморегуляции.
Ожидаемый результат:
Личностный:
- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
- адекватная оценка своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать своё предположение в процессе работы;
-принимать и сохранять учебную задачу.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- адекватно воспринимать предложение, оценку педагога, учащихся;
Познавательные УУД:
- составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных,
рисунков, схем);
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
Коммуникативные УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Цели:
Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.
Задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; сухой бассейн; аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», «Шум воды»; зеркальный шар;
Ход занятия
I. Организационный момент занятия. «Дружба начинается с улыбки».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и молча улыбаются.
- Молодцы, получили заряд бодрости от улыбки своих товарищей….
Ритуал приветствия. Дети по очереди здороваются, называют себя ласковыми именами.
Ожидаемый результат:
-С каким настроением пришли на занятие?
-Что ожидаете, какие предположения?
Разминка. Упражнение на дыхание. «Задуем свечу» [4]
Цель: улучшить ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность.
-Исходное положение – сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Рефлексия.
-Как чувствуйте себя?
II. Начало занятия
1.Упражнение «Лесная тропинка»[3]
Цель: развитие тактильного восприятия, координации; профилактика плоскостопия.
-Сегодня мы с вами пойдем на лесную полянку по волшебной сенсорной тропинке. На ней много кочек, идите аккуратно, прислушивайтесь к своим ощущениям….
Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены –кочки. «Почувствуйте, какая кочка под ногами. Какие ощущения? (Пройти 1 раз). Вот и дошли. Оглянитесь вокруг…..Какие замечательные картины… Пы притшли на лесную поляну.
-Садимся на пенечки(стулья) на нашей поляне. Садимся по кругу.
Рефлексия.
-Что почувствовали?
-Какое настроение?
III. Основная часть.
1.Игра «Вопросы и ответы»(Приложение 1)
Цель: развитие остроты мышления, гибкости восприятия.
-Давайте поиграем в «Вопросы и ответы». Разделимся на 2 команды. В чьей команде будут быстре и правильней отвечать на вопросы, та и выиграет.
Рефлексия.
-Трудные были вопросы?
-Как оценивайте себя в игре?
-Кто отвечал быстрее?
-Как работали команды?
-Почему выиграли?
Игра «Шерлок Холмс» (Приложение 2)
Цель: Развитие речи, фантазии, внимания, мышления и памяти.
Психолог.-Сегодня мы займемся нашими глазками - чтобы они научились смотреть внимательно, нашими головками - чтобы они научились хорошо думать, нашей речью - чтобы знать много разных слов и уметь рассказывать интересные истории, а еще нашими фантазиями - чтобы придумывать разные необычные вещи. И для этого будем играть в забавные игры. На нашу поляну прибыл Шерлок Холмс и он хочет с вами поиграть.(Заходит ученик в шляпе)
Ученик.-Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами — внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».
Рефлексия.
-Как оценивайте свою деятельность?
-Кто был лучшим?
-Как оценивайте работу группы?
Разминка. «Веселая переменка»
Цель: учить расслаблению, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
а) Упражнение на дыхание «Ныряльщик» (Приложение 3)
б) Игра «Дерево и жижа» мышечное расслабление (Приложение 4)
-Неожиданно пошёл дождь, стало прохладно. Давайте поиграем в игру «Дерево, жижа». Когда я скажу дерево стоим прямо, жижа все мышцы расслабили и размякли.
в) Игра «Ловим солнечных зайчиков»
Цель: развитие двигательной сферы, снятие эмоционального напряжения, разрядка.
-Дождь перестал выглянуло солнце и пробивается сквозь ветви деревьев. Посмотрите сколько солнечных зайчиков. Давайте поймаем их. Посчитайте кто больше поймает.
Рефлексия.
-Сколько поймали зайчиков?
-Какое самочувствие?
Упражнение «Метафоры» (Приложение 5)
Цель: развитие особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.
-Я вам буду называть пословицы, а вы должны угадать их скрытый смысл.(Приложение 3)
-Как понимаете смысл метафоры «золотая голова»? (ответы детей)
-Что значит «каменное сердце»? (ответы детей)
-Что такое «железный характер»? (ответы детей)
-О ком говорят «ядовитый человек»? (ответы детей)
Рефлексия.
-Как оценивайте свою деятельность?
-Кто отвечал лучше всех?
-Как работала группа?
Разминка. Упражнение "Тихое озеро"
(Использование «Тропы здоровья», сухого бассейна с шариками. Аудиозапись «Шум воды»)
Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.
-Мы сейчас пройдемся по лесу, по лесной тропе. Посмотрите перед нами озеро, представьте себе, что вы стоите на берегу озера в нем прохладная вода.
-Вы ………..заходите в сухой бассейн. Представьте, что вы плаваете в озере на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения.
Рефлексия.
-Выходим из воды и придумаем рассказ о том, как вы плавали, что чувствовали.
IV. Завершение занятия.
Упражнение "Солнечные лучики".
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте, попытайтесь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
3. Упражнение "Речевка".
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
(Держась за руки, поднять их вверх, голову вверх и расцепить руки, спокойно опустив вниз)
Рефлексия.
-Как вам понравилось занятие?
-Что особенно понравилось?
-С каким настроением пришли? Покажите эмоцию.
-Какое сейчас настроение? Покажите эмоцию.
-Что получили от занятия?
-Выберите плод и повесьте на дерево настроения.(Приложение 6)
Список литературы
Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось-89», 2003 г.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. /Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста / - М.: Просвещение, 1989.
Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир
здоровья : учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург : ХОКА, 2007 г.
Подольянская Е. И. /Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г..
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm
E-mail: [email protected] website: www.Obektivcentr.ru
Приложение 1.
Вопросы:
П.-Назовите 6-й месяц года?
Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
Назовите 4-ю букву алфавита?
Женщина, у которой есть внуки?
Домик для собаки?
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
Гриб в горошек?
Приложение 1.
Правила игры «Шерлок Холмс».
Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол-минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу — делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса — обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».
Приложение 3
Упражнение на дыхание “Ныряльщик”.
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
Приложение 4.
Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.
Приложение 5.
Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок (лист 26)
Методика применяется для исследования особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста. Как метафоры, так и пословицы и поговорки представлены по степени усложнения понимания их переносного смысла в соответствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей. Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, смысл пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная трактовка метафор или пословиц.
Возрастные особенности использования. Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста.
Анализируемые показатели:
Приложение 6.