kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия

«Лесная поляна знаний»

Цели:

  Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

 Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; сухой бассейн; аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», «Шум воды»; зеркальный шар;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие»

МБОУ «Политехнический лицей»

Имени Героя Советского Союза

И.И. Стрельникова










Конспект занятия

«Лесная поляна знаний»

в комнате релаксации

«Развитие познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации».





Педагог-психолог: Шагимарданова Р.Р.









Хабаровск

2015

Конспект занятия

«Лесная поляна знаний»

Пояснительная записка:

В последнее время в школу приходят всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Данное занятие направлено на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.

Новизна и актуальность.

Новизна данного занятия направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Занятие предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводится в форме предметно-ориентированного тренинга. Так серьѐзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.

Тема: «Лесная поляна знаний».

Цели по содержанию:

Познавательная:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения,

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающия:

- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением,

- развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать,

- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук),

- развитие двигательной сферы.

Воспитывающия:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

Здоровьесберегающая:

- формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;

- развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;

 - формировать навыки саморегуляции.


Ожидаемый результат:

Личностный:

- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

- адекватная оценка своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение в процессе работы;

-принимать и сохранять учебную задачу.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- адекватно воспринимать предложение, оценку педагога, учащихся;

Познавательные УУД:

- составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных,

рисунков, схем);

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

Коммуникативные УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций

в сотрудничестве;

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной

и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Цели:

Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

 Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; сухой бассейн; аудиозаписи «Шум леса», «Пение птиц», «Шум воды»; зеркальный шар;






















Ход занятия


I. Организационный момент занятия. «Дружба начинается с улыбки».

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и молча улыбаются.

- Молодцы, получили заряд бодрости от улыбки своих товарищей….

Ритуал приветствия. Дети по очереди здороваются, называют себя ласковыми именами.

Ожидаемый результат:

-С каким настроением пришли на занятие?

-Что ожидаете, какие предположения?


Разминка. Упражнение на дыхание. «Задуем свечу» [4]

Цель: улучшить ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность.

-Исходное положение – сидя на стуле. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Рефлексия.

-Как чувствуйте себя?

II. Начало занятия

1.Упражнение «Лесная тропинка»[3]

Цель: развитие тактильного восприятия, координации; профилактика плоскостопия.

-Сегодня мы с вами пойдем на лесную полянку по волшебной сенсорной тропинке. На ней много кочек, идите аккуратно, прислушивайтесь к своим ощущениям….

Дети идут по сенсорной тропе, на которой разложены –кочки. «Почувствуйте, какая кочка под ногами. Какие ощущения? (Пройти 1 раз). Вот и дошли. Оглянитесь вокруг…..Какие замечательные картины… Пы притшли на лесную поляну.

-Садимся на пенечки(стулья) на нашей поляне. Садимся по кругу.

Рефлексия.

-Что почувствовали?

-Какое настроение?

III. Основная часть.

1.Игра «Вопросы и ответы»(Приложение 1)



Цель: развитие остроты мышления, гибкости восприятия.

-Давайте поиграем в «Вопросы и ответы». Разделимся на 2 команды. В чьей команде будут быстре и правильней отвечать на вопросы, та и выиграет.

Рефлексия.

-Трудные были вопросы?

-Как оценивайте себя в игре?

-Кто отвечал быстрее?

-Как работали команды?

-Почему выиграли?

  1. Игра «Шерлок Холмс» (Приложение 2)

Цель: Развитие речи, фантазии, внимания, мышления и памяти.

Психолог.-Сегодня мы займемся нашими глазками - чтобы они научились смотреть внимательно, нашими головками - чтобы они научились хорошо думать, нашей речью - чтобы знать много разных слов и уметь рассказывать интересные истории, а еще нашими фантазиями - чтобы придумывать разные необычные вещи. И для этого будем играть в забавные игры. На нашу поляну прибыл Шерлок Холмс и он хочет с вами поиграть.(Заходит ученик в шляпе)

Ученик.-Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами — внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».

Рефлексия.

-Как оценивайте свою деятельность?

-Кто был лучшим?

-Как оценивайте работу группы?

Разминка. «Веселая переменка»

Цель: учить расслаблению, снятию мышечного и эмоционального напряжения.

а) Упражнение на дыхание «Ныряльщик» (Приложение 3)

б) Игра «Дерево и жижа» мышечное расслабление (Приложение 4)

-Неожиданно пошёл дождь, стало прохладно. Давайте поиграем в игру «Дерево, жижа». Когда я скажу дерево стоим прямо, жижа все мышцы расслабили и размякли.

в) Игра «Ловим солнечных зайчиков»

Цель: развитие двигательной сферы, снятие эмоционального напряжения, разрядка.

-Дождь перестал выглянуло солнце и пробивается сквозь ветви деревьев. Посмотрите сколько солнечных зайчиков. Давайте поймаем их. Посчитайте кто больше поймает.

Рефлексия.

-Сколько поймали зайчиков?

-Какое самочувствие?

  1. Упражнение «Метафоры» (Приложение 5)

Цель: развитие особенностей мышления — целе­направленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.

-Я вам буду называть пословицы, а вы должны угадать их скрытый смысл.(Приложение 3)

-Как понимаете смысл метафоры «золотая голова»? (ответы детей)

-Что значит «каменное сердце»? (ответы детей)

-Что такое «железный характер»? (ответы детей)

-О ком говорят «ядовитый человек»? (ответы детей)

Рефлексия.

-Как оценивайте свою деятельность?

-Кто отвечал лучше всех?

-Как работала группа?

Разминка. Упражнение "Тихое озеро"

(Использование «Тропы здоровья», сухого бассейна с шариками. Аудиозапись «Шум воды»)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

-Мы сейчас пройдемся по лесу, по лесной тропе. Посмотрите перед нами озеро, представьте себе, что вы стоите на берегу озера в нем прохладная вода.

-Вы ………..заходите в сухой бассейн. Представьте, что вы плаваете в озере на спине (на животе, на боку и т.д.). Ребенок имитирует движения.

Рефлексия.

-Выходим из воды и придумаем рассказ о том, как вы плавали, что чувствовали.

IV. Завершение занятия.

  1. Упражнение "Солнечные лучики".

Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте, попытайтесь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

3. Упражнение "Речевка".

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо,

Будет радостно, светло!

(Держась за руки, поднять их вверх, голову вверх и расцепить руки, спокойно опустив вниз)

Рефлексия.

-Как вам понравилось занятие?

-Что особенно понравилось?

-С каким настроением пришли? Покажите эмоцию.

-Какое сейчас настроение? Покажите эмоцию.

-Что получили от занятия?

-Выберите плод и повесьте на дерево настроения.(Приложение 6)




















Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство «Ось-89», 2003 г.

  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. /Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей школьного возраста / - М.: Просвещение, 1989.

  3. Жевнеров В. Л. Сенсорная комната – волшебный мир

здоровья : учеб.-метод. пособие. – Санкт-Петербург : ХОКА, 2007 г.

  1. Подольянская Е. И. /Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.

  3. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г..

  4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010

  5. Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm

  6. E-mail: [email protected] website: www.Obektivcentr.ru



















Приложение 1.

Вопросы:

П.-Назовите 6-й месяц года?

Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?

Назовите 4-ю букву алфавита?

Женщина, у которой есть внуки?

Домик для собаки?

В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?

Гриб в горошек?

Приложение 1.



Правила игры «Шерлок Холмс».

Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол-минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу — делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса — обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».



Приложение 3

Упражнение на дыхание “Ныряльщик”.

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Приложение 4.

Игра для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей.

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.











Приложение 5.

Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок (лист 26)

Методика применяется для исследования особенностей мышления — целе­направленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста. Как метафоры, так и пословицы и поговорки представ­лены по степени усложнения понимания их переносного смысла в соответ­ствии с особенностями речемыслительной деятельности современных детей. Ребенку предлагают объяснить смысл метафор, смысл пословиц и погово­рок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склон­ность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная трактовка метафор или пословиц.

Возрастные особенности использования. Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста.

Анализируемые показатели:

  • характер деятельности ребенка, доступность задания;

  • уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уро­вень отвлеченности, понимания переносного смысла);

  • возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрос­лого;

  • критичность ребенка к результатам своей деятельности.




Приложение 6.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Шагимарданова Равиля Ринатовна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Совершенствование познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации "
    ["seo_title"] => string(189) "soviershienstvovaniie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-v-komnatie-rielaksatsii"
    ["file_id"] => string(6) "217970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433554566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства