Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия для первоклассников "Путешествие колобка"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«СУЗЕМСКИЙ ЦЕНТР ПМСС»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ
Автор-составитель:
педагог-психолог I квалификационной категории
МБОУ «Суземский центр ПМСС»
ЧУБУКОВА Ольга Анатольевна
СУЗЕМКА 2015г.
Пояснительная записка:
Введение
Данное занятие является одним из цикла занятий «Мы школьниками стали», направленных на адаптацию детей 6 – 7 лет к школьной жизни.
Одной из причин перехода к четырехлетнему начальному обучению является неудовлетворительное состояние здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональные адаптации детей к школе.
Состояние здоровья младших школьников требует особенного внимания к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. (Письмо МО России от 25.09.2000 №2021/11-13)
Приходя в школу, первоклассник переживает возрастной кризис – особый этап в жизни ребенка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности.
По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.
Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:
поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.
Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает перед собой период младшего школьного возраста. Можно сказать, что если ребенок прошел кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.
По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы: организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни. Полагаем, что данный курс будет способствовать облегчению прохождения периода адаптации и коррекции дезадаптативного поведения ребенка, для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма.
Концептуальные идеи
Адаптация (С.Холл), развитие детской психики (М.Г. Ярошевский, Н. Ланге, Д. Мид и др.), закономерности развития психики ребенка (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теории социального научения (Н. Миллер, Р. Сирс, Дж. Гевирц), культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), здоровье как биологическая, психологическая и социальная категория (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Гуревич)
Предлагаемый вариант педагогической поддержки первоклассников в школе основан на следующих принципах обучения:
- принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, позостатических)
- принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса, утверждающего необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными
- принцип деятельностного подхода – предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска
- принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение с одноклассниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- основные школьные правила,
- позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
- формы обращения, слова-комплименты;
- невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
- правила дружбы, честной игры;
- приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.
уметь:
- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
Участники: учащиеся 1-го класса (10 - 12 человек).
Оборудование: нарисованная лесенка, картина с изображением колобка, слайды, листы с заданиями для каждого ребёнка, цветные карандаши, ватман с заданием, красный маркер, карточки с правилами поведения, карточки из картона красного и зелёного цвета, компьютер, проектор, закладки с правилами поведения.
Продолжительность занятия: 40 - 45 минут.
Ход занятия
Психологический настрой «Возьмёмся за руки». (5 минут)
- Здравствуйте, ребята. Выйдете все из-за парт и подойдите ко мне. Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся. Теперь посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, подарим улыбки друг другу. Вам стало приятнее и веселее? Вот с таким хорошим настроением начнём наше занятие. Садитесь за парты.
- Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, а с этой замечательной игрушкой. (Демонстрация колобка). Кто это? Колобок пришёл к нам на занятие чтобы вместе с вами, ребята, стать успешным и научиться правилам поведения в школе.
Как вы думаете, ребята, что значит стать успешным?
А что нужно делать, чтобы стать успешным?
Я вам предлагаю сегодня подняться по «Лесенке успеха» вместе с Колобком (плакат на магнитной доске). Если мы хорошо справляемся с заданием, то вместе с Колобком перемещаемся на новую ступеньку. А чтобы стать успешным нужно подняться на самую верхнюю ступеньку «Лесенки успеха».
Ребята, так как мы с вами очень дружно начали занятие, с хорошим настроением, подарили друг другу улыбки, это значит, что с первым заданием мы уже справились, поэтому можем подняться на первую ступеньку.
2. Тренинговое занятие «Сказка»
Хорошо. А вы любите сказки? (ответ учащихся).
Сейчас я вам расскажу необычную историю, которая произошла с колобком!
Демонстрационный слайд №1. Презентация
Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.
2. Работа со сказкой (10 мин).
Демонстрационный слайд №2
Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.
Демонстрационный слайд №3
Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.
Демонстрационный слайд №4
Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а навстречу ему заяц-прогульщик.
Демонстрационный слайд №5
- Привет, колобок, ты куда бежишь?
- В школу тороплюсь!
- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.
- Правда? А я не знал.
И побежал колобок дальше, навстречу ему волк-хулиган.
Демонстрационный слайд №6
- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?
- В школу бегу!
- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?
- Нет, не знаю.
- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.
- Спасибо тебе волк за совет.
Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.
Демонстрационный слайд №7
- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?
- В школу!
- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?
- Как? Расскажи.
- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.
- Спасибо медведь.
Демонстрационный слайд №8
Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.
- Привет колобок! Ты куда идешь?
- Иду в школу!
- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?
- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.
- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.
- Спасибо тебе лиса за совет!
Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.
Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.
Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.
“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…
Обсуждение: Вы послушали историю, которая произошла с колобком. А сейчас скажите:
Кто главный герой сказки?
Куда пошел колобок?
Кого он встретил на пути?
О чем говорил колобок с лесными жителями?
Правильные ли советы дали колобку лесные звери?
Давайте вспомним, какие советы они ему давали?
Ребята, а мы можем помочь Колобку? (Научить колобка правильно вести себя в школе и классе).
3. Динамическая пауза «Не ленись!»
- Ребята, давайте встанем из-за парт и немножко подвигаемся. Повторяйте слова и движения за мной.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Движение – это здоровье,
Движение – это жизнь.
Не ленись – подтянись,
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвертый поднимись,
Раз – направо, два – налево.
Приседания каждый день
Прогоняют сон и лень.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
4. “Правила поведения в школе” (10 минут).
Инструкция: Ребята, как вы думаете, для чего нужны правила в школе? Какие вы знаете правила?
(Ответы учащихся)
Молодцы!
Чтобы колобок знал как надо себя вести, мы с вами разработаем правила поведения в классе и школе.
Сейчас вы разделитесь на две команды. Для этого каждый из вас достанет из мешочка карточку. Те, кому досталась карточка красного цвета – вы команда красных. Те, кому досталась карточка зелёного цвета – команда зелёных. Теперь слушайте задание!!!
Команда зелёных отбирает из предложенных правил (Приложение 1) те, по которым вы живёте в своей школе, то есть как нужно вести себя в классе и школе. Вы поняли задание?
Команда красных отбирает из предложенных вариантов те правила, которые предложили колобку лесные звери. Вы поняли задание?
Команда зелёных подходит к своему столу, а команда красных – к своему.
Время работы ограничено, спешите!
Учащиеся работают в группах.
Внимание, время работы закончено!
Кто назовёт правила поведения в школе? (Ответы детей)
А теперь правила лесных зверей. (Ответы детей)
Молодцы! Вы со своей задачей справились – помогли колобку. Теперь он и вы знаете, как нужно себя вести в школе и классе, теперь он будет настоящим послушным учеником. Демонстрационный слайд №10.
А я очень хочу, чтобы вы запомнили правила поведения в школе и всегда их выполняли, поэтому, хочу подарить каждому из вас закладочки, на которых записаны эти правила (Приложение 2).
А мы поднимается по «Лесенке успеха» на вторую ступеньку.
5.Игра «Найди лишнее» развитие мышления. (5 мин.)
А сейчас давайте научим Колобка мыслить, находить лишние слова в ряду слов. (ватман на доске)
Читаем по очереди строчки слов, находим лишнее и вычёркиваем.
Объясните, почему это слово не подходит к остальным?
Молодцы! И с этим заданием справились! Поднимаемся вместе с Колобком ещё на одну ступеньку (третью).
6. «Закрась фигуры» развитие мелкой моторики. (5 мин)
Ребята перед вами листы с нарисованными фигурами. Давайте покажем нашему колобку, как аккуратно мы умеем разукрашивать. Возьмите любой цветной
карандаш в правую руку и закрасьте первый ряд фигур так, чтобы линии не выходили за края, и внутри не было белых мест. Начали.
А теперь возьмите карандаш другого цвета в левую руку и также постарайтесь закрасить следующий ряд фигур.
Молодцы. Все старались быть аккуратными и добились успеха. Поднимаемся на самую высокую ступеньку на нашей лесенке (четвёртую).
7. Рефлексия (2 минуты).
Вот и подошло к концу наше занятие.
1. Вам понравилось заниматься?
2. Что особенно понравилось?
3. Назовите правила поведения в школе.
4. Кто из вас будет соблюдать эти правила?
- Молодцы, ребята! И мне очень понравилось с вами работать! Сегодня вы стали еще умнее, внимательнее и сообразительнее, а это значит стали успешнее. Поэтому поднялись на самую верхнюю ступеньку по «Лесенке успеха».
- Давайте все погладим себя по головкам и скажем «Какая (или какой) я сегодня была умница, молодец!»
8. Домашнее задание.
Нарисуйте рисунок о том, как вы ведёте себя в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.М., 2002.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997.
Бородкина Г.В.. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1996. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под ред. М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994
Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - М., Просвещение, - 2000.
Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
Русская народная сказка «Колобок»
Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.
Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993
Цукерман Г.А. “Школьные трудности благополучных детей”. М., 1994.-с.133
Эндрюс Тед. Искусство лечения цветом. М., 1998
Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Практический психолог. 1998. №5
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.