kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия для первоклассников "Путешествие колобка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия для первоклассников.Данное занятие направлено на обучение первокласников школьным правилам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия для первоклассников "Путешествие колобка"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«СУЗЕМСКИЙ ЦЕНТР ПМСС»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ









Автор-составитель:

педагог-психолог I квалификационной категории

МБОУ «Суземский центр ПМСС»

ЧУБУКОВА Ольга Анатольевна




СУЗЕМКА 2015г.

Пояснительная записка:

Введение

Данное занятие является одним из цикла занятий «Мы школьниками стали», направленных на адаптацию детей 6 – 7 лет к школьной жизни.

Одной  из  причин перехода к  четырехлетнему начальному обучению является неудовлетворительное состояние здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональные адаптации детей к школе.

Состояние здоровья младших школьников требует особенного внимания к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. (Письмо МО России от 25.09.2000 №2021/11-13)

Приходя в школу, первоклассник переживает возрастной кризис – особый этап в жизни ребенка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности.

По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:

  1. поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;

  2. манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;

  3. симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

Именно  кризис  семи  лет  венчает  развитие  ребенка в  дошкольном  возрасте и открывает перед собой  период  младшего  школьного  возраста. Можно    сказать, что если ребенок прошел кризис  семи  лет – он  школьник, не  прошел  кризиса  семи лет – он психологически  является  дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.

По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы:  организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни. Полагаем, что данный курс  будет способствовать облегчению прохождения периода адаптации и коррекции дезадаптативного поведения ребенка, для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма. 

Концептуальные  идеи

Адаптация (С.Холл), развитие детской психики (М.Г. Ярошевский, Н. Ланге, Д. Мид и др.), закономерности развития психики ребенка (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теории социального научения (Н. Миллер, Р. Сирс, Дж. Гевирц), культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), здоровье как биологическая, психологическая и социальная категория (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Гуревич)

Предлагаемый вариант педагогической поддержки первоклассников в школе основан на следующих принципах обучения:

- принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, позостатических)

- принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса, утверждающего необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными

- принцип деятельностного подхода – предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска

- принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество  подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома, как  к главному объекту педагогической работы  (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение с одноклассниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения  достоинства личности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся  должны  знать:

-  основные  школьные  правила,

- позитивные  взаимоотношения между  людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого  человека и др.);

-  формы обращения, слова-комплименты;

-  невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;

-   правила  дружбы, честной  игры;

- приемы мобилизации, концентрации внимания, а  также  снятия  мышечного и эмоционального  напряжения.

уметь:

- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;

-   общаться со сверстниками и старшими;

-   преодолевать негативные эмоциональные состояния;

- вести дискуссию, выслушивать  различные  мнения, доказывать  свою точку зрения;

-   анализировать собственный  жизненный  опыт;

-  останавливаться и принимать  конструктивное  решение в  трудных и опасных  ситуациях.

       Программа «Мы школьниками стали» рассчитана на 16 час. Занятия проводятся в 1 четверти 2 раза в неделю (по 20-25 минут),

Они строятся в доступных и интересных для детей формах:

•  ролевые игры

•  психогимнастика

•  рисование

•  групповые обсуждения

•  освоение приемов саморегуляции

•  направленное воображение

В  работе  используются группы  методов: метод  убеждения

(разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод  стимулирования, метод  самовоспитания, метод  психологической  саморегуляции, метод  игровой  терапии.

Тематический план программы «Мы школьниками стали»:

№ п.п.

Тема занятия

Форма контроля

1

Введение. Знакомство.

Рисуночная диагностика «Я и мои друзья»,

2

Введение знака «Поднятая рука» . Приветствие учителя.


3

Узнаем друг друга


4

Учимся договариваться.


5

Уважая себя, уважай других.


6

Правила поведения в школе и в классе. «Путешествие Колобка»


7

Все люди разные.

Диагности-ка  школьной мотивации; уровня тревожности;

8

«Если б я был волшебником»


9

В стране Доброландии и Злосландии


10

Учусь владеть собой


11

Я и другие


12

Познай себя и соблюдай правила для всех.


13

Мальчики и девочки.


14

Что я знаю о себе?


15

Моя семья.

Рисуночный тест «Моя семья»

16

Посвящение в ученики.


Цели занятия.

  1. Повысить уровень адаптации детей к школе.

  2. Формировать положительное отношение к правилам поведения в школе.

  3. Повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением.

  4. Развитие мелкой моторики, внимания, мышления детей 6 – 7 лет.

Задачи занятия:

1.Дать представление детям о правилах поведения в школе;

2. Учить конструктивному взаимодействию между учениками и учителями;

3. Развивать навыки самоконтроля учащихся;

4. Совершенствовать внимание, мышление, память, речь.

Участники: учащиеся 1-го класса (10 - 12 человек).

Оборудование: нарисованная лесенка, картина с изображением колобка, слайды, листы с заданиями для каждого ребёнка, цветные карандаши, ватман с заданием, красный маркер, карточки с правилами поведения, карточки из картона красного и зелёного цвета, компьютер, проектор, закладки с правилами поведения.

Продолжительность занятия: 40 - 45 минут.

Ход занятия

  1. Психологический настрой «Возьмёмся за руки». (5 минут)

- Здравствуйте, ребята. Выйдете все из-за парт и подойдите ко мне. Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся. Теперь посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, подарим улыбки друг другу. Вам стало приятнее и веселее? Вот с таким хорошим настроением начнём наше занятие. Садитесь за парты.

- Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, а с этой замечательной игрушкой. (Демонстрация колобка). Кто это? Колобок пришёл к нам на занятие чтобы вместе с вами, ребята, стать успешным и научиться правилам поведения в школе.

Как вы думаете, ребята, что значит стать успешным?

А что нужно делать, чтобы стать успешным?

Я вам предлагаю сегодня подняться по «Лесенке успеха» вместе с Колобком (плакат на магнитной доске). Если мы хорошо справляемся с заданием, то вместе с Колобком перемещаемся на новую ступеньку. А чтобы стать успешным нужно подняться на самую верхнюю ступеньку «Лесенки успеха».

Ребята, так как мы с вами очень дружно начали занятие, с хорошим настроением, подарили друг другу улыбки, это значит, что с первым заданием мы уже справились, поэтому можем подняться на первую ступеньку.

2. Тренинговое занятие «Сказка»

Хорошо. А вы любите сказки? (ответ учащихся).

Сейчас я вам расскажу необычную историю, которая произошла с колобком!

Демонстрационный слайд №1. Презентация

Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.

2. Работа со сказкой (10 мин).

Демонстрационный слайд №2

Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.

Демонстрационный слайд №3

Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.

Демонстрационный слайд №4

Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а навстречу ему заяц-прогульщик.

Демонстрационный слайд №5

- Привет, колобок, ты куда бежишь?

- В школу тороплюсь!

- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.

- Правда? А я не знал.

И побежал колобок дальше, навстречу ему волк-хулиган.

Демонстрационный слайд №6

- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?

- В школу бегу!

- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?

- Нет, не знаю.

- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.

- Спасибо тебе волк за совет.

Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.

Демонстрационный слайд №7

- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?

- В школу!

- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?

- Как? Расскажи.

- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.

- Спасибо медведь.

Демонстрационный слайд №8

Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.

- Привет колобок! Ты куда идешь?

- Иду в школу!

- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?

- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.

- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.

- Спасибо тебе лиса за совет!

Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.

Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.

Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.

“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…

Обсуждение: Вы послушали историю, которая произошла с колобком. А сейчас скажите:

Кто главный герой сказки?

Куда пошел колобок?

Кого он встретил на пути?

О чем говорил колобок с лесными жителями?

Правильные ли советы дали колобку лесные звери?

Давайте вспомним, какие советы они ему давали?

Ребята, а мы можем помочь Колобку? (Научить колобка правильно вести себя в школе и классе).

3. Динамическая пауза «Не ленись!»

- Ребята, давайте встанем из-за парт и немножко подвигаемся. Повторяйте слова и движения за мной.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Движение – это здоровье,

Движение – это жизнь.

Не ленись – подтянись,

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз,

На четвертый поднимись,

Раз – направо, два – налево.

Приседания каждый день

Прогоняют сон и лень.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.


4. “Правила поведения в школе” (10 минут).

Инструкция: Ребята, как вы думаете, для чего нужны правила в школе? Какие вы знаете правила?

(Ответы учащихся)

Молодцы!

Чтобы колобок знал как надо себя вести, мы с вами разработаем правила поведения в классе и школе.

Сейчас вы разделитесь на две команды. Для этого каждый из вас достанет из мешочка карточку. Те, кому досталась карточка красного цвета – вы команда красных. Те, кому досталась карточка зелёного цвета – команда зелёных. Теперь слушайте задание!!!

Команда зелёных отбирает из предложенных правил (Приложение 1) те, по которым вы живёте в своей школе, то есть как нужно вести себя в классе и школе. Вы поняли задание?

Команда красных отбирает из предложенных вариантов те правила, которые предложили колобку лесные звери. Вы поняли задание?

Команда зелёных подходит к своему столу, а команда красных – к своему.

Время работы ограничено, спешите!

Учащиеся работают в группах.

Внимание, время работы закончено!

Кто назовёт правила поведения в школе? (Ответы детей)

А теперь правила лесных зверей. (Ответы детей)

Молодцы! Вы со своей задачей справились – помогли колобку. Теперь он и вы знаете, как нужно себя вести в школе и классе, теперь он будет настоящим послушным учеником. Демонстрационный слайд №10.

А я очень хочу, чтобы вы запомнили правила поведения в школе и всегда их выполняли, поэтому, хочу подарить каждому из вас закладочки, на которых записаны эти правила (Приложение 2).

А мы поднимается по «Лесенке успеха» на вторую ступеньку.

5.Игра «Найди лишнее» развитие мышления. (5 мин.)

А сейчас давайте научим Колобка мыслить, находить лишние слова в ряду слов. (ватман на доске)

Читаем по очереди строчки слов, находим лишнее и вычёркиваем.

Объясните, почему это слово не подходит к остальным?

Молодцы! И с этим заданием справились! Поднимаемся вместе с Колобком ещё на одну ступеньку (третью).

6. «Закрась фигуры» развитие мелкой моторики. (5 мин)

Ребята перед вами листы с нарисованными фигурами. Давайте покажем нашему колобку, как аккуратно мы умеем разукрашивать. Возьмите любой цветной

карандаш в правую руку и закрасьте первый ряд фигур так, чтобы линии не выходили за края, и внутри не было белых мест. Начали.

А теперь возьмите карандаш другого цвета в левую руку и также постарайтесь закрасить следующий ряд фигур.

Молодцы. Все старались быть аккуратными и добились успеха. Поднимаемся на самую высокую ступеньку на нашей лесенке (четвёртую).

7. Рефлексия (2 минуты).

Вот и подошло к концу наше занятие.

1. Вам понравилось заниматься?

2. Что особенно понравилось?

3. Назовите правила поведения в школе.

4. Кто из вас будет соблюдать эти правила?

- Молодцы, ребята! И мне очень понравилось с вами работать! Сегодня вы стали еще умнее, внимательнее и сообразительнее, а это значит стали успешнее. Поэтому поднялись на самую верхнюю ступеньку по «Лесенке успеха».

- Давайте все погладим себя по головкам и скажем «Какая (или какой) я сегодня была умница, молодец!»


8. Домашнее задание.

Нарисуйте рисунок о том, как вы ведёте себя в школе.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.М., 2002.

  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997. 

  3. Бородкина Г.В.. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.

  4. Беймен В.Р. Первоклашка – здоровяшка. Мозарь. 1998

  5. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995. – с. 202

  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.

  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И.Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995

  8. Венгер Л.А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994. – с. 500

  9. “Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4. – с.61

  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996

  11. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995 

  12. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1998

  13. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1996. Знаете ли вы своего ученика? (книга для учителя). Под ред. М.М. Безруких и С.П. Ефимовой. - М., Просвещение, - 1991.

  14. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 

  15. Мухина В.С.. Шестилетний ребенок в школе. - М., Просвещение, - 2000.

  16. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.

  17. Русская народная сказка «Колобок»

  18. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига, 1997.

  19. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .

  20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993

  21. Цукерман Г.А. “Школьные трудности благополучных детей”. М., 1994.-с.133

  22. Эндрюс Тед. Искусство лечения цветом. М., 1998

  23. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Практический психолог. 1998. №5

  24. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия для первоклассников "Путешествие колобка"

Автор: Чубукова Ольга Анатольевна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства