Просмотр содержимого документа
«Разработка коррекционного занятия педагога-психолога для детей ОВЗ в школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Аскино Муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан
Тема занятия: "Мир моих эмоций: Учимся понимать себя и других"
Разработка коррекционного занятия педагога-психолога для детей ОВЗ в школе
Педагог-психолог: Карамова Э.М.
Аскино-2025
Цель: Развитие навыков эмоциональной регуляции, эмпатии и эффективной коммуникации у детей с ОВЗ для успешной адаптации в школьной среде.
Целевая группа: Дети младшего школьного возраста (8-10 лет) с ОВЗ (задержка психического развития (ЗПР), легкая степень умственной отсталости.
Количество детей: 4-6 человек (оптимально для индивидуализированного подхода).
Длительность: 40-45 минут.
Задачи:
1.Коррекционно-развивающие:
Расширить словарный запас, связанный с эмоциями (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие). Научить распознавать эмоции по мимике, пантомимике и интонации голоса. Формировать адекватные способы выражения и регуляции собственных эмоций. Развивать эмпатию и умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия и общения. Повысить самооценку и уверенность в себе.
3. Воспитательные: Воспитывать толерантное отношение к эмоциональным проявлениям других. Создать атмосферу доверия, принятия и безопасности в группе.
Материалы:
Мягкая игрушка (например, "игрушка-передатчик настроения").
Набор карточек с изображением различных эмоций (пиктограммы, фотографии лиц детей/животных).
Большое зеркало.
Листы бумаги А4, цветные карандаши/фломастеры.
"Волшебный мешочек" с предметами разной текстуры (гладкий, шершавый, колючий, мягкий).
Музыкальный центр с спокойной и бодрой музыкой.
Песочница или емкость с песком (при наличии).
Ламинированные правила группы.
Структура занятия:
I. Вводная часть (5-7 минут)
1. Приветствие и ритуал начала занятия "Клубочек настроения":
Дети садятся в круг. Психолог приветствует каждого по имени.
Психолог: "Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Давайте поприветствуем друг друга нашим волшебным клубочком. Когда он окажется у вас в руках, назовите свое имя и расскажите, какое у вас сейчас настроение (например: 'Я Катя, мне немного грустно', или 'Я Саша, мне весело')." (Психолог первый начинает).
Цель: Создание доверительной атмосферы, настрой на занятие, выявление актуального эмоционального состояния детей, тренировка вербализации эмоций.
Примечание: Для невербальных детей или детей с трудностями вербализации можно использовать карточки эмоций, показывая соответствующую карточку.
2. Повторение правил работы в группе:
Психолог: "Чтобы всем нам было комфортно и интересно работать, давайте вспомним наши правила." (Показывает карточки с правилами: "Говорим по очереди", "Слушаем друг друга", "Не смеемся над ошибками", "Уважаем каждого", "Можно поделиться, если хочешь").
Цель: Структурирование деятельности, формирование навыков самоконтроля, создание безопасной среды.
II. Основная часть (30-35 минут)
1. Упражнение "Зеркало эмоций" (5-7 минут):
Психолог: "Ребята, давайте посмотримся в это волшебное зеркало (или представьте его). Сейчас я буду называть эмоции и показывать их, а вы будете повторять за мной, как будто смотритесь в зеркало."
Психолог демонстрирует базовые эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие) с помощью мимики и пантомимики, произнося название эмоции.
После каждого показа обсуждение: "Как вы думаете, что чувствует этот человек? Что изменилось на его лице?"
Затем дети по очереди вытягивают карточки с эмоциями и сами пытаются показать их в зеркале, остальные угадывают.
«ПОХВАЛИЛКИ»
Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость, в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами)
Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: "однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.
«ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ, ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ»
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)» Затем все названные персонал-си ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.