«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»
«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»
Аннотация: разработка занятия, опыт работы с детьми с ОВЗ направлен на создание развивающей среды, способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, воображения, творческого потенциала, самоутверждения личности ребенка. В рамках занятия апробирована нетрадиционная техника рисования ватными палочками – «Пуантилизм».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 города Горно-Алтайска»
Опыт разработки и результативного использования новых
форм работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук
через нетрадиционные техники рисования
у детей с ОВЗ»
Медведева О.М.,
педагог-психолог
Горно-Алтайск
2015
«Пуантилизм - развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ОВЗ»
Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н. Кант
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Аннотация: разработка занятия, опыт работы с детьми с ОВЗ направлен на создание развивающей среды, способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, воображения, творческого потенциала, самоутверждения личности ребенка. В рамках занятия апробирована нетрадиционная техника рисования ватными палочками – «Пуантилизм».
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, уровень развития речи. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия развитие ребенка.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия у детей.
В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
Большинство детей, приходят в школу не подготовленными к обучению ни психологически, не физически, чаще всего это дети с ОВЗ, многие из них не посещали дошкольные образовательные учреждения. Поэтому большая ответственность за подготовку к обучению в школе, адаптацию, развитие всех психофизических функций детей с ограниченными возможностями здоровья ложится на учителей начальных классов, педагога-психолога школы и учителя-логопеда.
У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его моторики, в особенности – развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника и младшего школьника.
На психологических и логопедических занятиях мы развиваем мелкую моторику у детей, используем игры с мелкими предметами, пальчиковые игры, массаж кистей, пальцев и др. Но при этом, особое внимание мы уделяем нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками и «Пуантилизм» (рисование ватными палочками). Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками».
Рисование пальчиками – это хороший массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, ребенок творит и приносит себе пользу.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. От того как развита моторика руки зависит уровень подготовки руки ребенка к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в школе.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
На занятиях мы предлагаем детям освоить техники рисования ладошками, пальчиками и ватными пальчиками. Технику «пуантилизм» мы предлагаем осваивать с использованием традиционных материалов - краски гуашь и не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров или красок позволяет не только развивать мелкую моторику ребят, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, а использование красок – дает яркий эффект, возможность растекания или неаккуратное смешивание, что в свою очередь развивает воображение.
Для того, чтобы провести занятие с использованием данных техник нам понадобится: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).
1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.
2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.
4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.
5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.
В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!
Техники нанесения могут отличаться, в зависимости от преследуемой цели или от индивидуальных особенностей ребенка:
В процессе занятия ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать, или ребёнок опускает пальчик в гуашь и начинает наносить точечные движения на листе, или же можно взять ватные палочки и ими рисовать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Таким образом, при обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач обучения и воспитания.
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии и др.) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Разработка занятия с использованием техники «Пуантилизм»
Тема: «ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР» в технике «пуантилизм»;
Задачи:
- познакомить младших школьников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;
- обучать созданию композиции «ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР» в технике «пуантилизм»;
- развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей с ОВЗ младшего школьного возраста (6-7 лет) ;
- воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.
Цель: Расширять у детей знания и представления о морских жителях, их внешний вид, повадках, местах обитания, пользе и т. д
Программное содержание:
Образовательные задачи: Формировать навыки словообразования в употреблении существительных с увеличительными суффиксами.
Развивающие: Развивать связанную диалогическую речь, обучать умению составлять рассказы.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа:
1. Беседы расширяющие знания о жизни морских обитателей
2. Чтение стихов, загадок о них.
3. Рассматривание иллюстраций из альбома «Морские жители»
Словарная работа:
Названия морских жителей.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации с изображением обитателей.
2. Презентация, мультимедийное оборудование
3. Музыкальное сопровождение.
Материалы, необходимые для создания композиции:
1. Бумага А4
2. Простой карандаш
3. Стиральная резинка
4. Гуашевые краски
5. Стаканчик для воды
6. Ватные палочки
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал приветствия
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (улыбнуться и кивнуть головой.) — Доброе утро, Маша! (называются имена детей по кругу.) — Доброе утро, Оксана Михайловна! — Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают.) — Доброе утро, небо! (аналогичные движения руками.) — Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают.)
2.Вводное вступление в тему занятия:
Звучит музыка. (Слушаем шум моря)
Ведущий: Ребята, подскажите, о чем напоминает вам эта музыка?
- А почему говорят, что море живое?
Ответы детей: (Оно шумит. Плещет волнами, иногда гудит, ухает о скалы. А еще в его глубинах живет множество морских обитателей).
3.Далее ведущий загадывает детям тематические загадки:
-Вильну хвостом туда-сюда
И нет меня, и нет следа.
***
-Ловко движется всегда
В синей речке без следа,
От хвоста и плавников
Нет ни ям, ни бугорков.
4. Физкультминутка «Рыбки»
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли - В чистой тепленькой воде. - То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. - Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны. - То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Молодцы!
5. Педагог рассказывает детям, что давным-давно, примерно 250 лет назад путешественники - европейцы обратили внимание на красоту маленьких рыбок в теплых странах и привезли в Европу для разведения в аквариумах (слайды презентации на экране).
Посмотрите какие разные рыбки по цвету, по форме.
-кто знает чем покрыто тело рыб?
-какая у рыб форма тела?
Дети отвечают, затем педагог говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма позволяет рыбкам хорошо плавать.
-что рыбке помогает при плаванье? (хвост, плавники)
-как вы думаете рыбки нас видят? (у рыб есть глаза)
-рыба любит жить в воде, это ее дом
Затем педагог просит обвести жестом контур рыбок
-покажите мне какая форма у тела рыбок....
-а можно ли нарисовать рыбок?
Ответы детей.
6.Беседа:
Давайте, ребята, сделать выставку рисунков «ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР»? Для этого нам нужно нарисовать наших морских обитателей.
Какие же морские животные будут на ваших картинах?
Постарайтесь их представить нам.
Ответы детей. (Я нарисую очень яркую, разноцветную рыбку.
Я нарисую веселую черепашку со сказочным панцирем и т. д)
Ну раз тема выставки волшебная. То и стиль, которым мы будем рисовать будет необычным.
7.Знакомство с техникой рисования:
Сегодня я хочу познакомить вас с техникой «паунтилизма» – точечной техникой. Паунтилизм произошел от названия французского слова pointiller – писать точками. Еще говорят, что название техники пуантилизм произошло от слова «пуанты» - тапочки балерины. Они оставляют воображаемые точечки на сцене, балерины танцуют опираясь на кончики пальцев. Придумал этот вид живописи Жорж Сера. (показываю слайды картин). В основе пуантилизма лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Краски не смешиваются, подбираются по тону. Когда рассматриваешь такие картины, то смешение цветов можно определить только рассматривая их с некоторого расстояния.
Вы в этой технике уже рисовали: пальчиками расписывали зайчика на снежной поляне, с помощью кончика кисточки точками украшали разные предметы, кончиками старых фломастеров печатали букетики – все это пуантилизм. А сегодня в манере пуантилизма изобразите своих любимых морских обитателей разноцветными точками с помощью ватных палочек.
Почему у каждого из вас по семь палочек? (ответ детей)
Как называются краски, которыми вы будете рисовать? (ответ детей)
Повторите, как называется техника, которой вы будете работать? (ответы детей).
8. Ребята, а что нужно нам сделать перед тем как мы приступим рисовать?
Правильно – размять наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика«РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут»).
9.Напоминаю правила рисования:
1. Рисуя ватной палочкой старайтесь аккуратно погружать ее в краску.
2. Аккуратно оставляйте точку на листе бумаги.
3. После работы с определенным цветом, аккуратно отложите палочку на подставку, она может вам пригодится.
10. После выполнения задания педагог вывешивает на доске получившиеся рисунки и обращает внимание детей, что в аквариуме несколько стаек рыбок, разного оттенка (синего, красного, желтого).
В каждой стайке разное количество рыб
-Давите пересчитаем наших рыбок, сколько появилось жильцов у нас в аквариуме.....
Дети считают рыбок, определяют в какой стайке больше рыб.
Так же педагог заостряет внимание детей на том, что аквариум большой и красивый, уютный потому что трудились все дружно, вместе, правильно и аккуратно рисовали рыбок.
в заключении занятия стихотворение:
Рыбы.
Плавниками водят рыбы
Воду чистую мутят.
Пообедают -спасибо
Никому не говорят.
Так живут они веками.
И куда не бросишь взгляд,-
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И сказать они спасибо не сумеют ни когда.
11. Ритуал прощания «Волна»:
Педагог-психолог: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и по очереди пожмем их друг другу.
Спасибо за занятие!
Используемая литература:
Бардышева Т. Ю. «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз», 2012.
Белая А.Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.
Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.
Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
Жукова О. «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во: Речь,2008.-159с.
Копытин А.И. Руководство по групповой АРТ-терапии. - Спб.: Изд-во: Речь, 2003.-320 с.
Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.
Медведева Н. Г. «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.
«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
Ткачева В. В. «О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» // Дефектология. 1998.
Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004.
Шанина С. «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик», 2008.
Юровицкая М. Адаптация детей с ОВЗ в школе. - М.: Просвещение, 2008.