-формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
-класс родительского мастерства.
Программа рассчитана на 48 занятий. Возраст детей от 6 до 8 лет. В основе психолого-педагогической программы лежат индивидуальные и групповые занятия. Занятия проходят три раз в неделю по 30 минут.
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
1.Необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
2.По возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
3.Учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
4. Помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Цель задания |
1.Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания |
1 | Занятие "Сделаем лодочки" | 1 | Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. |
2 | Занятие "Оденемся на прогулку" | 1 | Учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки. |
3 | Занятие "Убери со стола" | 1 | Формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. |
4 | Занятие "У нас порядок" | 1 | Вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям |
5 | Лепка из глины и пластилина. | 1 | Совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений |
6 | Изготовление поделок из природного материала: шишек, соломы и других доступных материалов | 1 | Развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу. |
7 | Графические упражнения | 1 | Развитие ориентировки на листе бумаги и готовность руки к письму. |
8 | Штриховка. | 1 | Задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. |
2.Формирование игровой деятельности |
1 | Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях | 1 | Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. |
2 | Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»; «Занимательные таблицы» | 1 | Умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?» |
3 | Подарок на всех | 1 | Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. |
4 | Волшебный букет цветов | 1 | Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. |
5 | Игры-ситуации | 1 | Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. |
6 | Сюжетные игры | 1 | Формирование модели социальных отношений |
7 | Подвижные игры | 1 | Научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу преподавателя. |
8 | Через ручеек (подвижная игра с прыжками) | 1 | Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие. |
3.Развитие коммуникативной сферы |
1 | «Передай мяч» | 1 | Обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт. |
2 | «Давай меняться» | 1 | Учить адекватно выражать желание обменять предмет |
3 | «Магнитофон» | 1 | Овладеть темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи |
4 | «Телефончик знакомства» | 1 | Формирование умения преодолевать барьеры общения |
5 | «Что? Где? Когда?» | 1 | Формирование умения отвечать на личные вопросы и дать комментарий в ответ на неожиданное событие |
6 | «Телевизор» | 1 | Формирование умения называть различных персонажей |
7 | «Диалог» | 1 | Формирование умения инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени |
8 | Соблюдение правил разговора | 1 | Формирование умения соблюдать правила социального поведения при разговоре |
4.Сенсорная интеграция |
1 | Тактильно-двигательное восприятие: 1. Волшебный мешочек. 2. Шнуровка. 3. Прищепки. 4. Общая физическая подготовка | 1 | -Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, щекотания, пальчиковые игры; -Развитие тактильной чувствительности в играх по физическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной и пр. поверхности; -Развитие тактильной чувствительности в играх с предметами из разных форм и текстуры, использование «полосы препятствий» |
2 | Слуховое восприятие: 1. Различение звуков окружающего мира. 2. Называние, показ картинок по заданию. 3. Выполнение простых инструкций (встань, подойди ко мне, подними руки) | 1 | – Расширить рамки слухового восприятия. – Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти. – Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков. – Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. – Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка. |
3 | Восприятие форм, цвета, величины: 1. Называние показ основных цветов. 2. Называние, показ основных геометрических форм. 3. Соотнесение предметов по размеру. | 1 | -Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны). -Развитие мыслительных операций обобщения, классификации. -Развитие устойчивости внимания. -Развития памяти. |
4 | Зрительное восприятие: 1. Нахождение предмета по образцу. 2. Нахождение предмета по контуру. 3. Разрезные картинки. | 1 | -Развитие зрительного восприятия, восприятия формы. -Увеличить внимание к предмету и сохранить зрительный образ в памяти ребенка |
5 | Восприятие пространства: 1. Ориентация в схеме своего тела. 2. ориентация в помещении класса. 3. Ориентация на листе бумаги. | 1 | -Ощущение себя и всех частей своего тела; -Понимание мест расположения предметов по отношению к своему телу; -Понимание мест расположения предметов по отношению друг к другу; -Понимание времени и связывание его с определенными событиями. |
6 | Вкусовое восприятие | 1 | Формировать способности дифференцировать вкусовые предпочтения |
7 | Развитие общей и мелкой моторики: 1. Мозаика, вкладыши. 2. Обводки, штриховки. 3. Нанизывание бус. | 1 | Направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки |
8 | Лечебная физическая культура | 1 | -Укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств; -коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики; -стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности |
5.Академические навыки |
1 | Учебный стереотип | 1 | -Умение работать за столом -Упорядоченность и целенаправленность деятельности -Понимание и выполнение инструкции |
2 | Элементарные математические представления | 2 | -Количественный счет -Сравнение предметов по количеству |
3 | Навык чтения | 1 | -Знание букв -Фонематический слух -Навык чтения |
4 | Зрительно-моторная координация | 1 | -Формирование графомоторных навыков (проведение линий различной конфигурации, штриховка, обводка, раскрашивание) |
5 | Письмо печатными и прописными буквами | 2 | Навыки письма |
6 | «Что здесь лишнее»? | 1 | Развитие мыслительных операций обобщения, классификации. |
6.Класс родительского мастерства. | | 1 |
1 | Детско-родительские отношения | 8 | Развитие позитивных детско-родительских отношении |