kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая программа для детей с диагнозом аутизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая программа формирования социально-педагогической адаптации детей с ранним детским аутизмом к учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая программа для детей с диагнозом аутизм»














Психолого-педагогическая программа формирования социально-педагогической адаптации детей с ранним детским аутизмом

к учебной деятельности.












Подготовил: Манатов А.А.,

психолог, магистр педагогических наук.















Республика Казахстан, г.Костанай,2020г.

Психолого-педагогическая программа формирования социально-педагогической адаптации детей с ранним детским аутизмом к учебной деятельности.


Цель программы: обеспечение социально-педагогических условий, направленных на адаптацию детей с ранним детским аутизмом к учебной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

  • повышение активности детей в процессе общения;

  • ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

  • обучение его простым навыкам контакта;

  • обучение ребенка более сложным формам поведения;

  • формирование социально –педагогического поведения;

  • обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;

  • обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;

  • формирование учебного поведения и школьно значимых навыков.

Развивающие:

  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

  • развитие психических процессов (внимания; памяти, мышления,речи)

  • развитие понятийного аппарата и моторики рук;

Воспитывающие:

-формировать интерес к художественной деятельности;

-формировать умение работать в коллективе;

-формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.

Методы работы:

  • консультирование родителей;

  • психодиагностика;

  • «холдинг-терапия»;

  • арт-терапия: игровая терапия, имаготерапия, музыкотерапия, изотерапия;

  • индивидуальное обследование;

  • анкетирование;

  • психолого-педагогические занятия (индивидуальные и подгрупповые);

Направления работы:

-формирование моторных навыков и навыков самообслуживания;

-формирование игровой деятельности;

-развитие коммуникативной сферы;

-сенсорная интеграция;

-академические навыки;

-класс родительского мастерства.


Основные этапы коррекции:

Программа рассчитана на 48 занятий. Возраст детей от 6 до 8 лет. В основе психолого-педагогической программы лежат индивидуальные и групповые занятия. Занятия проходят три раз в неделю по 30 минут.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
1.Необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

2.По возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

3.Учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

4. Помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.


Таблица 1. Календарно - тематическое планирование психолого-пегагогических занятий.


Тема занятий

Кол-во часов

Цель задания


1.Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания

1

Занятие "Сделаем лодочки"


1

Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

2

Занятие "Оденемся на прогулку"


1

Учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

3

Занятие "Убери со стола"


1

Формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

4

Занятие "У нас порядок"


1

Вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям

5

Лепка из глины и пластилина.

1

Совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений

6

Изготовление поделок из природного материала: шишек, соломы и других доступных материалов

1

Развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.


7

Графические упражнения


1

Развитие ориентировки на листе бумаги и готовность руки к письму.

8

Штриховка.


1

Задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук.

2.Формирование игровой деятельности

1

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях

1

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. 

2

Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»; «Занимательные таблицы» 

1

Умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»

3

Подарок на всех

1

Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

4

Волшебный букет цветов


1

Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

5

Игры-ситуации

1

Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

6

Сюжетные игры

1

Формирование модели социальных отношений

7

Подвижные игры

1

Научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу преподавателя.

8

Через ручеек (подвижная игра с прыжками)


1

Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

3.Развитие коммуникативной сферы

1

«Передай мяч»


1

Обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт.


2

«Давай меняться»


1

Учить адекватно выражать желание обменять предмет

3

«Магнитофон»


1

 Овладеть темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи


4

«Телефончик знакомства»


1

Формирование умения преодолевать барьеры общения


5

«Что? Где? Когда?»

1

Формирование умения отвечать на личные вопросы и дать комментарий в ответ на неожиданное событие

6

«Телевизор»

1

Формирование умения называть различных персонажей

7

«Диалог»

1

Формирование умения инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

8

Соблюдение правил разговора

1

Формирование умения соблюдать правила социального поведения при разговоре

4.Сенсорная интеграция

1

Тактильно-двигательное восприятие:

1. Волшебный мешочек.

2. Шнуровка.

3. Прищепки.

4. Общая физическая подготовка



1

-Развитие положительных эмоций на прикосновения, поглаживания, щекотания, пальчиковые игры;

-Развитие тактильной чувствительности в играх по физическому воспитанию с ползанием, передвижением босыми ногами по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной и пр. поверхности;

-Развитие тактильной чувствительности в играх с предметами из разных форм и текстуры, использование «полосы препятствий»


2

Слуховое восприятие:

1. Различение звуков окружающего мира.

2. Называние, показ картинок по заданию.

3. Выполнение простых инструкций (встань, подойди ко мне, подними руки)


1

– Расширить рамки слухового восприятия.

– Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти.

– Формировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

– Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

– Формировать фонематическое восприятие для усвоения звуковой системы языка.


3

Восприятие форм, цвета, величины:

1. Называние показ основных цветов.

2. Называние, показ основных геометрических форм.

3. Соотнесение предметов по размеру.


1

-Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны).

-Развитие мыслительных операций обобщения, классификации.

-Развитие устойчивости внимания.

-Развития памяти.


4

Зрительное восприятие:

1. Нахождение предмета по образцу.

2. Нахождение предмета по контуру.

3. Разрезные картинки.


1

-Развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

-Увеличить внимание к предмету и сохранить зрительный образ в памяти ребенка 

5

Восприятие пространства:

1. Ориентация в схеме своего тела.

2. ориентация в помещении класса.

3. Ориентация на листе бумаги.


1

-Ощущение себя и всех частей своего тела;

-Понимание мест расположения предметов по отношению к своему телу;

-Понимание мест расположения предметов по отношению друг к другу;

-Понимание времени и связывание его с определенными событиями.


6

Вкусовое восприятие

1

Формировать способности дифференцировать вкусовые предпочтения

7

Развитие общей и мелкой моторики:

1. Мозаика, вкладыши.

2. Обводки, штриховки.

3. Нанизывание бус.


1

Направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки

8

Лечебная физическая культура

1

-Укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;

-коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;

-стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности


5.Академические навыки


1

Учебный стереотип

1

-Умение работать за столом

-Упорядоченность и целенаправленность деятельности

-Понимание и выполнение инструкции

2

Элементарные математические представления

2

-Количественный счет

-Сравнение предметов по количеству

3

Навык чтения

1

-Знание букв

-Фонематический слух

-Навык чтения

4

Зрительно-моторная координация

1

-Формирование графомоторных навыков (проведение линий различной конфигурации, штриховка, обводка, раскрашивание)

5

Письмо печатными и прописными буквами

2

Навыки письма

6

«Что здесь лишнее»?

1

Развитие мыслительных операций обобщения, классификации.


6.Класс родительского мастерства.



1

1

Детско-родительские отношения

8

Развитие позитивных детско-родительских отношении






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Психолого-педагогическая программа для детей с диагнозом аутизм

Автор: Манатов Аслан Айтжанович

Дата: 19.04.2020

Номер свидетельства: 547202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства