kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологтческая помощь для родителей учащихся первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Здравствуйте уважаемые родители первоклассников!

Переход в  школу, новый класс всегда связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Новый учитель, новые требования, новый уже сложившийся коллектив сверстников – все это может по-разному переживаться ребенком. И задача родителей – помочь своему ребенку пережить этот сложный этап адаптации.

С 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологтческая помощь для родителей учащихся первоклассников»


Тема: Психологическая помощь для родителей учащихся первоклассников

Цель собрания:

- познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

-способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе

- помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям.

Задачи собрания: 

-обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

-дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

-проанализировать результаты психологической диагностики.

Участники: родители учащихся 1 класса, классный руководитель, школьный психолог.

Ход собрания.

        Здравствуйте уважаемые родители первоклассников!

Переход в школу, новый класс всегда связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Новый учитель, новые требования, новый уже сложившийся коллектив сверстников – все это может по-разному переживаться ребенком. И задача родителей – помочь своему ребенку пережить этот сложный этап адаптации.

С 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила.



ПРАВИЛА

Правило № 1

Само начало школьной жизни считается тя­жёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может на­чаться невроз.

Правило № 2.

Ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда Вы будете делать с ним уроки, через 10-15 минут необходимо давать малышу физическую раз­рядку. Можете просто попросить попрыгать его на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащихся 1-4 классов таков:

  • чтение - помогает ребёнку включиться в работу, подготавливает его к письменному заданию;

  • письмо;

  • математика;

  • более легкие предметы.

Но если ребёнок желает выполнять задания в другом поряд­ке, надо пойти ему навстречу. Это даст ему почувствовать успех.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.


Правило № 3.

Компьютер, телевизор или другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.


Правило № 4.

Больше всего на свете в течение первого года учёбы ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хоти­те, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради, а спокойно объясняйте ему, что он сделал не так.


Несколько коротких правил:

  • Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.

  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.

  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть на­едине со своим ребёнком.

  • Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.


Дети учатся жить у жизни:

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

2. Анкетирование для родителей

 В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребенок постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Постарайтесь придерживаться наших рекомендаций, чтобы облегчить Вашему ребенку адаптацию к новым условиям учебы.

• Старайтесь, чтобы день Вашего ребенка начинался спокой­но. Пусть, проснувшись, он увидит Вашу улыбку, услышит Ваш ласковый голос.

  • Прощаясь, не предупреждайте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок». Пожелайте ему удачи, найдите несколько ласковых, добрых слов - у него впереди трудный день.

  • Встречая ребенка из школы, спросите его: «Каким был для тебя сегодня день?», «Что нового ты сегодня узнал?», «Что инте­ресного было сегодня в школе?». Откажитесь от фразы: «Что ты сегодня получил?».

  • В общении с ребенком избегайте условий: «если ты сделаешь, то...», ультимативных заявлений. Они в определенный момент могут стать невыполнимыми, и Вы окажетесь в сложной ситуации.

1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как дела"? Выбирайте время, свободное от домашних дел, и подробно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте события и детали, о которых ребенок рассказывает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Обязательно спрашивайте ребенка об одноклассниках, школьных предметах, педагогах.

• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и забо­тах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле­дите за его соблюдением.

-Поддержите первоклассника в его желании добиться успе­ха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно по­высить интеллектуальные достижения человека.

- Помните, что в течение учебного года есть критические пе­риоды, когда учиться сложнее; быстрее наступает утомление, сни­жена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды старайтесь быть более внимательны к состоянию ребенка.

- Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка о его успеваемости, о поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

 

4. Познакомьтесь с программой обучения и особенностями школы, где учится Ваш ребенок.

Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогами. Узнайте о дисциплинарных правилах, установленных в школе, о различных возможностях обучения, предоставляемые школой.

  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мне­ние первоклассника о своем педагоге.

  • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оста­ваться достаточно времени для игровых занятий.


Правила общения с ребёнком.

1.  Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

2.  Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.

3.  Не требовать от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

4.  Недовольство действиями ребёнка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.

5.  Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

6.  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите её.

7.  Если ребёнок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

8.  Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

9. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

10. В своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нём и его поведении.

Важно, чтобы у вашего ребенка был четкий режим дня, в котором будет отведены свои определенные часы на учебную деятельность, отдых, развлечения, прогулки и внеучебные занятия.



Что касается именно учебной деятельности младших школьников, то можно дать следующие рекомендации :









































«Как помочь ребёнку в приготовлении домашних заданий»


1. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи.

2. У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

3. Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

4. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

5. Объясните ребёнку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место.

6. Постоянно требуйте от ребёнка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдёт немного времени, и он будет сам убирать своё рабочее место.

7. Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание делать.

8. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

9. Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведённом на выполнение уроков.

10. .Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте большое внимание на то, чтобы он писал чисто, без помарок.

11. Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к учению.

12. Старайтесь, как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

13. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребёнка за плохую отметку, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумай те над тем, захочет ли ваш ребёнок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

14. Научите его выполнять любое дело с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.









Рекомендации по выполнению домашнего задания:




   Постарайтесь выяснить, с какими предметами Ваш ребёнок справляется без особого труда, а какие требуют определённых усилий. Наблюдайте за тем, что он делает,


когда не понимает задания, или какого-либо определения.


   Приучите своего ребёнка заблаговременно готовиться к контрольным работам. Не оставляете его на вечер накануне контрольной.

   Интересуйтесь работой вашего сына или дочери, просматривайте дневник и тетради. Попросите его(её) постоянно держать Вас в курсе школьных дел.


   Не выполняйте домашнее задание за вашего ребёнка. Вместо этого дайте ему понять, что цель вашего присутствия - поддержка.

план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению.


   Объясните своему ребёнку, что домашнее задание – дело первоочередной важности. Помогите ему составить


   Создайте своему ребёнку спокойную обстановку для учёбы.



























Готовность к обучению: что нужно знать родителям?

(составлено и проведено Н.И. Пичугиной)

Цель собрания:

- познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

-способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Задачи собрания: 

-обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

-дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

-проанализировать результаты психологической диагностики.

-развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Участники: родители будущих учащихся 1 класса, классный руководитель, школьный психолог.

Оформление.

            На доске плакат:

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

Подготовка.

  1. Классный руководитель приглашает родителей будущих первоклассников на собрание, вместе с приглашением родители получают анкету.

Анкета для родителей

Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста.

Родителям предлагается оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода – год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

  1. В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

  2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослым играм с малышами.

  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.

  8. Кривляется, паясничает, говорит пискливым голосом.

  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

  1. Встреча с дошкольниками в детском саду, беседа на тему «Хочешь ли ты идти в школу?»

  1. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки детей к школе, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.

  1. Выставка детских поделок и рисунков.

Ход проведения

1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, когда Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

          Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

           Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

        Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». 
      Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе на завтрак будут давать вкусные сырки.
- В школе у меня появятся новые друзья.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.
      Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.
       Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению. 
   Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но только не на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Благо сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Итак, я ответила на вопрос, надо ли учить ребенка читать и считать до школы. Но, повторяю, к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие вашего ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения. 
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?
     Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.
    Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
    Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующиепараметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
     Остановимся подробнее на каждом из этих показателей. 
      1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. 
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.
       Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтомуочень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
   Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу. 
        2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.
           Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
     В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
        Опыт моей работы  показало, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. 
      То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали. Замечу, что распространенные сегодня игры-пазлз не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
     С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью-. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
            Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе. 
        3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.
         Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
        От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
        В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. -это все транспорт, или средства передвижения.
    Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.
    Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
   Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения. 
    4. Хорошее развитие фонематического слуха.
    Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Вот, например, одна из придуманных мною игр. Называется она «Расколдуй слово»:
      Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы. (В эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание.) Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а»(слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук «м», взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук «м» (как раз и являющийся фонемой), а не буква «эм». Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучит как звук «б» и т.д.
       Трудность предлагаемых для расколдовывания слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: пол кот кит каша, и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.
        Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книге Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»1993 год издания и в книге тех же авторов «Учимся читать и писать», 1994 год издания.
       Итак, психологическая готовность к школе состоит из четырех перечисленных выше составляющих:1) мотивационной готовности к учению в школе; 2) умения произвольно выполнять требования учителя, касается ли это конкретного задания или правил поведения в школе; 3) владения ребенком простыми операциями обобщения;4) хорошего фонематического слуха.
    Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
   Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Уважаемые мамы и папы, надеюсь, что, прослушав мой доклад, вы поняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

Рекомендации родителям учащихся

1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников Трудности первоклассников: все только начинается. Когда нужен психолог

Версия для печати

  (129 оценок) Оценить статью

Обсуждение (1)

Содержание:

  • Как помочь ребенку?

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;

  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);

  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе. Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации. Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);

  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

К содержанию

Как помочь ребенку?
  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич, 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Психологтческая помощь для родителей учащихся первоклассников

Автор: Нарбаева Анар Есеновна

Дата: 12.05.2016

Номер свидетельства: 325886


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства