kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психология трудовых контактов при трудоустройстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психология трудовых контактов при трудоустройстве»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»















Психология трудовых контактов при трудоустройстве





















Разработала: преподаватель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.









Психология трудовых контактов при трудоустройстве

Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока:



Вед.1 Российский рынок труда, если сравнивать с прошедшим десятилетием, значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос – на третьи, появились безработные. Рынок труда стал действительно рынком. Он приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, а колебания спроса и предложений рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой.

Вед.2 Какие же изменения происходят на рынке труда?

Прежде всего ухудшается положение на рынке труда малоквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессий и специальностей, так как спрос на них снижается.

На рынке труда сегодня пользуются спросом:

руководители и специалисты в области управления и административно-производственного обеспечения;

квалифицированные специалисты, владеющие компьютерными технологиями;

работники организаций инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения, образования и здравоохранения.

На сегодняшний день: самые массовые профессии – парикмахер, портной; самая престижная – государственный чиновник; самая опасная – военный.

Рынку труда требуются квалифицированные строители, ремонтники, сантехники, швейники, обувщики, работники сферы обслуживания.

Вед.1 На российском рынке труда молодежь 14-29 лет стала самой многочисленной группой среди официально зарегистрированных безработных. В основном это подростки и молодые люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы. Поэтому многие из них не могут выдержать конкуренции на рынке труда.

Среди основных причин низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда следующие:

недостаток профессиональных знаний;

отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;

несформированность привычки к работе в соответствии с правилами, установленными работодателем.

Существуют и другие причины отказа молодым людям в вакантном месте. Во-первых, работодатель должен предоставлять работающей молодежи, в том числе несовершеннолетней, целый ряд предусмотренных законодательством льгот, позволяющих совмещать учебу и труд. Во-вторых, работодатель заинтересован в стабильном работнике, а юношей призывают на военную службу, молодые женщины могут уйти в декретный отпуск.

Вед.2 В древней Греции на вратах Дельфийского храма было написано: «Познай себя». В наши дни данная надпись остается актуальной: преобразовывая окружающую действительность, каждому человеку необходимо максимально использовать свой потенциал, а для этого важно учитывать свои достоинства и осознавать то, что мешает создавать собственную личность и выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром.

Вы уже не раз, наверное, разглядывали себя в зеркале и пытались понять, какой ты; в чем твое обаяние и привлекательность, что тебе нравится в твоем лице, а что нет. А о том, какой ты человек, задумывался? Сравнивал себя с ровесниками: кто тебя трудолюбивее, кто более сообразительный. Ну и как, удалось в себе разобраться? Узнать все о себе не легче, чем узнать все о ком-то. А знать о себе было бы неплохо. Легче будет учиться, меньше ошибок ты сделаешь при выборе профессии.

Если ты хочешь в себе разобраться и помочь стать лучше, то должен быть честен перед собой.

Способности человека зависят от его природных задатков. Часто говорят: «Он музыкант от природы» или «Он прирожденный математик». Задатки – это то, что тебе дано от рождения и в чем твоей заслуги в общем-то нет. Высокий рост, абсолютный слух, высокая скорость реакции. Природа каждого человека хоть чем-то да одарила, обделенных нет. А уж как человек использует свои возможности – дело его.

Вед.1 Для начала проверим ваше внимание. Перед вами колонки с числами от 1 до 40. Некоторых чисел здесь не хватает. Каких?

Самый внимательный тот, кто быстрее остальных нашел пропущенные числа.

14 5 31 27 37

40 34 23 1 20

19 16 32 13 33

2 6 8 25 9

12 26 36 28 39

А сейчас посмотрим, как развита у тебя память. Каждый из вас должен написать на листочке 10 двузначных чисел в произвольном порядке, а потом медленно прочесть их соседу по парте. Сосед должен их повторить, последовательность чисел роли не играет. Правильно назовешь 5-6 чисел – неплохо. Все 10 – очень хорошо. Хотя люди с блестящей памятью могут запомнить и больше.

Вед.2 Вам предлагается упрощенный вариант достаточно серьезного теста «Знаете ли вы себя?» Выполнив его, вы сможете узнать новое о своем характере и проанализировать те свои качества, которые будут мешать или помогать вам при поиске работы.

  1. Нарисуйте человечка, используя только такие элементы, ка треугольник, прямоугольник и круг.

  2. В рисунке таких элементов должно быть ровно 10.

  3. Просчитайте в рисунке сначала число треугольников, затем – прямоугольников и потом – кругов.

  4. Теперь запишите все три цифры. Получилось трехзначное число.

  5. Найдите это число в списке и вы увидите, к какому из семи типов вы относитесь.

1-й тип: 811, 712, 613, 622, 631, 721.

2-й тип: 541, 532, 523, 514.

3-й тип: 451, 442, 433, 352, 271, 361.

4-й тип: 424, 343, 262, 181.

5-й тип: 334, 244, 154, 163, 172, 253.

6-й тип: 415, 325, 235, 145.

7-й тип: 316, 226, 136, 127, 217.



1-й тип. Вы стремитесь достичь в жизни многого. У вас властный характер. Вы знаете себе цену и, если надо, умеете постоять за себя. Вы легко знакомитесь с людьми, умеете и любите поговорить. Однако в глубине души страдаете от недостатка внимания.

2-й тип. Вы очень ответственно относитесь к порученному делу, скрупулезно, до мелочей продумываете все возможные варианты решений. Вы дипломатичны и стараетесь избегать открытых конфликтов с окружающими. Цените себя несколько ниже, чем этого на самом деле заслуживаете.

3-й тип. Вы «правдолюбец», упорный в поисках истины. Порой это является источником ваших жизненных проблем. Легко включаетесь в процесс работы, упорно доводите дело до конца. Склонны к индивидуальной работе.

4-й тип. Вы противоречивы – чем больше проблем возникает, тем более изобретательным и энергичным вы становитесь. Вы хотите многого в самых разных сферах жизни. Для того, чтобы вам работать продуктивно, нужно иметь определенную цель. Склад ума вашего скорее аналитический.

5-й тип. Вы чувствительны и эмоциональны. Умеете выполнить тонкую ручную работу. Вы любите красоту и красивые предметы, в частности, немного педантичны. Иногда вам бывает трудно найти контакт с новыми людьми, если ситуация, в которой вы оказались, для вас непонятна. Когда же вы знаете, что вам нужно делать, чувствуете себя в обществе легко и просто.

6-й тип. Вы очень общительный человек и вам не свойственно смущаться в присутствии большого числа людей. Вы очень озабочены мнением окружающих, однако хотели бы владеть их вниманием. Вы любите и умеете общаться, хотя вам порой приходится ошибаться в людях. Это может происходить потому, что часто вы можете действовать под влиянием первого впечатления.

7-й тип. Вы ярко выраженный индивидуалист, склонны всегда самостоятельно организовывать свою деятельность. Довольно медленно включаетесь в работу, потому что тщательно отслеживаете как процесс, так и результат своей деятельности.



Вед.1 В настоящее время в России для тех, кто ищет работу, формируется новый этикет. Важным элементом этого этикета является грамотная самопрезентация посредством написания личного резюме и собеседования. Если ваше резюме неудачно составлено, если вы не владеете культурой общения и не знаете правил этикета, то ваши шансы на получение вакантного места значительно уменьшаются.

Составление резюме

Резюме происходит от французского слова, которое в переводе означает «излагать вкратце». Резюме – это краткая самохарактеристика. Цель резюме состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание при заочном знакомстве и произвести на работодателя благоприятное впечатление.

При написании резюме помните, что получатель резюме не должен ломать голову, с какой целью вы его прислали. Укажите конкретную цель, например: «Получение должности менеджера по продажам в вашей фирме».

Чем лучше оформлено резюме, тем больше шансов при прочих равных условиях привлечь к себе внимание. Резюме следует распечатать на компьютере, поскольку оно должно быть удобным для восприятия. Исходя из того, что тот, кто его читает, хотя человек и заинтересованный, но почти всегда занятой.

Если вы имеете несколько профессий, то не торопитесь об этом сообщать в письменном виде. Специалист обычно ценится выше, поэтому работодателю скорее подойдет человек, который серьезно занимается тем делом, для которого требуется претендент на вакантное место. Если же человек говорит, что может и одно, и другое, то у работодателя может возникнуть опасение, что вы поверхностно относитесь к делу.

Жестких правил написания резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме.

Заголовок – фамилия, имя, отчество (слово «резюме» в заголовке не пишут).

Основные личные данные – адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.

Цель обращения – на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий.

Опыт работы – даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений.

Образование – даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы, звания.

Дополнительная информация – данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах:

- владение иностранными языками (степень владения);

- владение навыками работы на компьютере;

- наличие водительских прав и опыта вождения;

- сведения об общественной деятельности, участие в работе конференций, съездов;

- сведения о воинской службе и воинских званиях;

- увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигнутые успехи;

- указание к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;

- сведения о рекомендациях;

- личные характеристики(например: «трудолюбив», «аккуратен», «энергичен», «лидерские качества» и т.д.).

Дата составления резюме – свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, поскольку старая дата может свидетельствовать о том, что вы давно ищете работу в разных местах.

Основными требованиями, предъявляемыми к написанию резюме, являются:

- краткость – отсутствие лишних слов, сокращений и терминов;

- конкретность – отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к вакансии, например: «Имею пятилетний опыт работы» говорит о вас больше, чем «Имею большой опыт работы»;

- целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;

- честность – отсутствие недостоверной информации.

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ РЕЗЮМЕ (одна из форм)

Иванова Надежда Ивановна

Россия, Москва, 101111, ул. Горького, д. 1, кв. 1.

Цель Получение должности секретаря.

Образование

09.2004 - 03.2005 Курсы секретарей-референтов

10.2002 – 10.2004 Курсы английского языка

09.1997 - 07.1999 Техникум экономики и управления (факультет

менеджмента)

Опыт работы

08.1999 по Техникум экономики и управления, секретарь

настоящее время учебной части.

Навыки Опытный пользователь ПК, хороший, английс.



Личные качества Способна работать автономно и в коллективе,

ответственна, коммуникабельна, терпелива.

Личные данные Дата рождения: 23.09.1980 г.

Дополнительные сведения: Имею водительские права категории В.

Увлечения: аранжировка цветов.

Здоровье: хорошее.

Рекомендации Готова предоставить.





СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЕМ

Многие претенденты на вакантные должности присылают на фирмы (в организации) информацию о себе в виде писем.

Основная цель письма – заинтересовать работодателя как специалистом и сподвигнуть его познакомиться с вами поближе, т.е. получить приглашение на собеседование.

При написании деловых писем необходимо соблюдать некоторые требования и правила:

- бумага должна быть хорошего качества, чистая и не мятая;

- текст следует печатать через полтора-два интервала без переноса слов; ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее 2 см, абзац нужно начинать с красной строки с отступлением пяти интервалов от левого края строки;

- адрес организации пишется в правом углу, под ним ставится дата;

- ниже, с края строки или в центре листа пишется обращение. Например: «Уважаемый Петр Петрович» или «Уважаемая госпожа Сидорова»;

- после обращения ставят запятую, но иногда ставят восклицательный знак (в данном случае следующую фразу начинают с красной строки и с заглавной буквы);

- подпись ставится с правой стороны листа, после заключительной фразы (например: «С уважением»), фамилия подписывающего печатается под его рукописной подписью.

Требования к содержанию письма:

- точность и ясность изложения мыслей;

- доступность текста для понимания;

- краткость – отсутствие лишних слов и пустых фраз;

- грамотность;

- корректность – деловой и вежливый стиль изложения.





ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА, ПОСЫЛАЕМОГО ВМЕСТЕ С ПОСЛУЖНЫМ СПИСКОМ

Руководителю АО

«Сервис-Синтез»

Москва, ул. Мира, д. 1

г-ну Петрову П.П.

7 июля 2016 г.

Уважаемый Петр Петрович!

Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря-референта.

Мне 25 лет, имею среднее профессиональное образование, знаю делопроизводство, оргтехнику, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере.

Я окончила факультет менеджмента техникума экономики и управления, курсы секретарей-референтов, курсы английского языка.

Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить фирме практическую пользу благодаря своему профессиональному опыту и заинтересованности в работе.

Приложение: резюме на русском и английском языках.

Н.И. Иванова подпись

Адрес: Москва, 101111,

ул. Горького, д. 1, кв.1

Телефон: (495) 222-22-22



Вед. 2 Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, поведению и поступкам. Культура делового общения регулирует отношения во всех сферах профессиональной деятельности. Без квалифицированных и компетентных специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в условиях конкуренции.

Мир профессий многообразен. Найти свое место, обрести уверенность в себе – процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных возможностей, знаний о своих сильных сторонах и затруднениях, овладение культурой самопознания, готовности к постоянному обучению.

От того, как вы себя зарекомендуете во время собеседования, написания резюме или заполнения анкеты, зависит реализация ваших способностей.

Желаем удачи!





































Список литературы

  1. Матвеева М.В., Подкорытова Л.А. Познакомься - это ты. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя; Изд-во Урал. ун-та, 1999.

  2. Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы. – М.: ПрофОбрИздат,2001.

  3. Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  4. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  5. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  6. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Психология трудовых контактов при трудоустройстве

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 11.03.2018

Номер свидетельства: 461395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства