Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психология трудовых контактов при трудоустройстве»
ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»
Психология трудовых контактов при трудоустройстве
Разработала: преподаватель русского языка и
литературы первой квалификационной категории
Крашенинникова Л.А.
Психология трудовых контактов при трудоустройстве
Цель: познакомить обучающихся с основами психологии деловых контактов при трудоустройстве; научить составлять резюме и деловые письма, правильно готовиться к собеседованию и телефонным переговорам, соблюдать этикетные нормы поведения при приеме на работу, использовать свой потенциал, познавая свои возможности и личные качества.
Вед.1 Российский рынок труда, если сравнивать с прошедшим десятилетием, значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос – на третьи, появились безработные. Рынок труда стал действительно рынком. Он приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, а колебания спроса и предложений рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой.
Вед.2 Какие же изменения происходят на рынке труда?
Прежде всего ухудшается положение на рынке труда малоквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессий и специальностей, так как спрос на них снижается.
На рынке труда сегодня пользуются спросом:
руководители и специалисты в области управления и административно-производственного обеспечения;
работники организаций инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения, образования и здравоохранения.
На сегодняшний день: самые массовые профессии – парикмахер, портной; самая престижная – государственный чиновник; самая опасная – военный.
Рынку труда требуются квалифицированные строители, ремонтники, сантехники, швейники, обувщики, работники сферы обслуживания.
Вед.1 На российском рынке труда молодежь 14-29 лет стала самой многочисленной группой среди официально зарегистрированных безработных. В основном это подростки и молодые люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы. Поэтому многие из них не могут выдержать конкуренции на рынке труда.
Среди основных причин низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда следующие:
недостаток профессиональных знаний;
отсутствие необходимой квалификации и трудовых навыков;
несформированность привычки к работе в соответствии с правилами, установленными работодателем.
Существуют и другие причины отказа молодым людям в вакантном месте. Во-первых, работодатель должен предоставлять работающей молодежи, в том числе несовершеннолетней, целый ряд предусмотренных законодательством льгот, позволяющих совмещать учебу и труд. Во-вторых, работодатель заинтересован в стабильном работнике, а юношей призывают на военную службу, молодые женщины могут уйти в декретный отпуск.
Вед.2 В древней Греции на вратах Дельфийского храма было написано: «Познай себя». В наши дни данная надпись остается актуальной: преобразовывая окружающую действительность, каждому человеку необходимо максимально использовать свой потенциал, а для этого важно учитывать свои достоинства и осознавать то, что мешает создавать собственную личность и выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром.
Вы уже не раз, наверное, разглядывали себя в зеркале и пытались понять, какой ты; в чем твое обаяние и привлекательность, что тебе нравится в твоем лице, а что нет. А о том, какой ты человек, задумывался? Сравнивал себя с ровесниками: кто тебя трудолюбивее, кто более сообразительный. Ну и как, удалось в себе разобраться? Узнать все о себе не легче, чем узнать все о ком-то. А знать о себе было бы неплохо. Легче будет учиться, меньше ошибок ты сделаешь при выборе профессии.
Если ты хочешь в себе разобраться и помочь стать лучше, то должен быть честен перед собой.
Способности человека зависят от его природных задатков. Часто говорят: «Он музыкант от природы» или «Он прирожденный математик». Задатки – это то, что тебе дано от рождения и в чем твоей заслуги в общем-то нет. Высокий рост, абсолютный слух, высокая скорость реакции. Природа каждого человека хоть чем-то да одарила, обделенных нет. А уж как человек использует свои возможности – дело его.
Вед.1 Для начала проверим ваше внимание. Перед вами колонки с числами от 1 до 40. Некоторых чисел здесь не хватает. Каких?
Самый внимательный тот, кто быстрее остальных нашел пропущенные числа.
14 5 31 27 37
40 34 23 1 20
19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
12 26 36 28 39
А сейчас посмотрим, как развита у тебя память. Каждый из вас должен написать на листочке 10 двузначных чисел в произвольном порядке, а потом медленно прочесть их соседу по парте. Сосед должен их повторить, последовательность чисел роли не играет. Правильно назовешь 5-6 чисел – неплохо. Все 10 – очень хорошо. Хотя люди с блестящей памятью могут запомнить и больше.
Вед.2 Вам предлагается упрощенный вариант достаточно серьезного теста «Знаете ли вы себя?» Выполнив его, вы сможете узнать новое о своем характере и проанализировать те свои качества, которые будут мешать или помогать вам при поиске работы.
Нарисуйте человечка, используя только такие элементы, ка треугольник, прямоугольник и круг.
В рисунке таких элементов должно быть ровно 10.
Просчитайте в рисунке сначала число треугольников, затем – прямоугольников и потом – кругов.
Теперь запишите все три цифры. Получилось трехзначное число.
Найдите это число в списке и вы увидите, к какому из семи типов вы относитесь.
1-й тип: 811, 712, 613, 622, 631, 721.
2-й тип: 541, 532, 523, 514.
3-й тип: 451, 442, 433, 352, 271, 361.
4-й тип: 424, 343, 262, 181.
5-й тип: 334, 244, 154, 163, 172, 253.
6-й тип: 415, 325, 235, 145.
7-й тип: 316, 226, 136, 127, 217.
1-й тип. Вы стремитесь достичь в жизни многого. У вас властный характер. Вы знаете себе цену и, если надо, умеете постоять за себя. Вы легко знакомитесь с людьми, умеете и любите поговорить. Однако в глубине души страдаете от недостатка внимания.
2-й тип. Вы очень ответственно относитесь к порученному делу, скрупулезно, до мелочей продумываете все возможные варианты решений. Вы дипломатичны и стараетесь избегать открытых конфликтов с окружающими. Цените себя несколько ниже, чем этого на самом деле заслуживаете.
3-й тип. Вы «правдолюбец», упорный в поисках истины. Порой это является источником ваших жизненных проблем. Легко включаетесь в процесс работы, упорно доводите дело до конца. Склонны к индивидуальной работе.
4-й тип. Вы противоречивы – чем больше проблем возникает, тем более изобретательным и энергичным вы становитесь. Вы хотите многого в самых разных сферах жизни. Для того, чтобы вам работать продуктивно, нужно иметь определенную цель. Склад ума вашего скорее аналитический.
5-й тип. Вы чувствительны и эмоциональны. Умеете выполнить тонкую ручную работу. Вы любите красоту и красивые предметы, в частности, немного педантичны. Иногда вам бывает трудно найти контакт с новыми людьми, если ситуация, в которой вы оказались, для вас непонятна. Когда же вы знаете, что вам нужно делать, чувствуете себя в обществе легко и просто.
6-й тип. Вы очень общительный человек и вам не свойственно смущаться в присутствии большого числа людей. Вы очень озабочены мнением окружающих, однако хотели бы владеть их вниманием. Вы любите и умеете общаться, хотя вам порой приходится ошибаться в людях. Это может происходить потому, что часто вы можете действовать под влиянием первого впечатления.
7-й тип. Вы ярко выраженный индивидуалист, склонны всегда самостоятельно организовывать свою деятельность. Довольно медленно включаетесь в работу, потому что тщательно отслеживаете как процесс, так и результат своей деятельности.
Вед.1 В настоящее время в России для тех, кто ищет работу, формируется новый этикет. Важным элементом этого этикета является грамотная самопрезентация посредством написания личного резюме и собеседования. Если ваше резюме неудачно составлено, если вы не владеете культурой общения и не знаете правил этикета, то ваши шансы на получение вакантного места значительно уменьшаются.
Составление резюме
Резюме происходит от французского слова, которое в переводе означает «излагать вкратце». Резюме – это краткая самохарактеристика. Цель резюме состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание при заочном знакомстве и произвести на работодателя благоприятное впечатление.
При написании резюме помните, что получатель резюме не должен ломать голову, с какой целью вы его прислали. Укажите конкретную цель, например: «Получение должности менеджера по продажам в вашей фирме».
Чем лучше оформлено резюме, тем больше шансов при прочих равных условиях привлечь к себе внимание. Резюме следует распечатать на компьютере, поскольку оно должно быть удобным для восприятия. Исходя из того, что тот, кто его читает, хотя человек и заинтересованный, но почти всегда занятой.
Если вы имеете несколько профессий, то не торопитесь об этом сообщать в письменном виде. Специалист обычно ценится выше, поэтому работодателю скорее подойдет человек, который серьезно занимается тем делом, для которого требуется претендент на вакантное место. Если же человек говорит, что может и одно, и другое, то у работодателя может возникнуть опасение, что вы поверхностно относитесь к делу.
Жестких правил написания резюме не существует, однако специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме.
Заголовок – фамилия, имя, отчество (слово «резюме» в заголовке не пишут).
Основные личные данные – адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение.
Цель обращения – на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претензий.
Опыт работы – даты мест работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных достижений.
Образование – даты, учебные заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация; награды, призы, звания.
Дополнительная информация – данные о дополнительных знаниях, навыках, имеющих отношение к данной работе, а также важных фактах биографии и личных качествах:
- владение иностранными языками (степень владения);
- владение навыками работы на компьютере;
- наличие водительских прав и опыта вождения;
- сведения об общественной деятельности, участие в работе конференций, съездов;
- сведения о воинской службе и воинских званиях;
- увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигнутые успехи;
- указание к готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
- сведения о рекомендациях;
- личные характеристики(например: «трудолюбив», «аккуратен», «энергичен», «лидерские качества» и т.д.).
Дата составления резюме – свежая дата повышает достоверность заинтересованности в данной работе, поскольку старая дата может свидетельствовать о том, что вы давно ищете работу в разных местах.
Основными требованиями, предъявляемыми к написанию резюме, являются:
- краткость – отсутствие лишних слов, сокращений и терминов;
- конкретность – отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей отношения к вакансии, например: «Имею пятилетний опыт работы» говорит о вас больше, чем «Имею большой опыт работы»;
- целенаправленность – изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность;
- честность – отсутствие недостоверной информации.
ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ РЕЗЮМЕ (одна из форм)
Иванова Надежда Ивановна
Россия, Москва, 101111, ул. Горького, д. 1, кв. 1.
Цель Получение должности секретаря.
Образование
09.2004 - 03.2005 Курсы секретарей-референтов
10.2002 – 10.2004 Курсы английского языка
09.1997 - 07.1999 Техникум экономики и управления (факультет
менеджмента)
Опыт работы
08.1999 по Техникум экономики и управления, секретарь
настоящее время учебной части.
Навыки Опытный пользователь ПК, хороший, английс.
Личные качества Способна работать автономно и в коллективе,
ответственна, коммуникабельна, терпелива.
Личные данные Дата рождения: 23.09.1980 г.
Дополнительные сведения: Имею водительские права категории В.
Увлечения: аранжировка цветов.
Здоровье: хорошее.
Рекомендации Готова предоставить.
СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЕМ
Многие претенденты на вакантные должности присылают на фирмы (в организации) информацию о себе в виде писем.
Основная цель письма – заинтересовать работодателя как специалистом и сподвигнуть его познакомиться с вами поближе, т.е. получить приглашение на собеседование.
При написании деловых писем необходимо соблюдать некоторые требования и правила:
- бумага должна быть хорошего качества, чистая и не мятая;
- текст следует печатать через полтора-два интервала без переноса слов; ширина поля с левой стороны листа должна быть не менее 2 см, абзац нужно начинать с красной строки с отступлением пяти интервалов от левого края строки;
- адрес организации пишется в правом углу, под ним ставится дата;
- ниже, с края строки или в центре листа пишется обращение. Например: «Уважаемый Петр Петрович» или «Уважаемая госпожа Сидорова»;
- после обращения ставят запятую, но иногда ставят восклицательный знак (в данном случае следующую фразу начинают с красной строки и с заглавной буквы);
- подпись ставится с правой стороны листа, после заключительной фразы (например: «С уважением»), фамилия подписывающего печатается под его рукописной подписью.
Требования к содержанию письма:
- точность и ясность изложения мыслей;
- доступность текста для понимания;
- краткость – отсутствие лишних слов и пустых фраз;
- грамотность;
- корректность – деловой и вежливый стиль изложения.
ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА, ПОСЫЛАЕМОГО ВМЕСТЕ С ПОСЛУЖНЫМ СПИСКОМ
Руководителю АО
«Сервис-Синтез»
Москва, ул. Мира, д. 1
г-ну Петрову П.П.
7 июля 2016 г.
Уважаемый Петр Петрович!
Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность секретаря-референта.
Мне 25 лет, имею среднее профессиональное образование, знаю делопроизводство, оргтехнику, деловой английский язык. Владею навыками работы на компьютере.
Я окончила факультет менеджмента техникума экономики и управления, курсы секретарей-референтов, курсы английского языка.
Была бы рада получить приглашение на собеседование, чтобы при личной встрече обосновать свои возможности приносить фирме практическую пользу благодаря своему профессиональному опыту и заинтересованности в работе.
Приложение: резюме на русском и английском языках.
Н.И. Иванова подпись
Адрес: Москва, 101111,
ул. Горького, д. 1, кв.1
Телефон: (495) 222-22-22
Вед. 2 Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, поведению и поступкам. Культура делового общения регулирует отношения во всех сферах профессиональной деятельности. Без квалифицированных и компетентных специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить в условиях конкуренции.
Мир профессий многообразен. Найти свое место, обрести уверенность в себе – процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных возможностей, знаний о своих сильных сторонах и затруднениях, овладение культурой самопознания, готовности к постоянному обучению.
От того, как вы себя зарекомендуете во время собеседования, написания резюме или заполнения анкеты, зависит реализация ваших способностей.
Желаем удачи!
Список литературы
Матвеева М.В., Подкорытова Л.А. Познакомься - это ты. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя; Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Рыкова Е.А. и др. Технология поиска работы. – М.: ПрофОбрИздат,2001.
Шеламова Г.М. Деловая культура взаимодействия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.