Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность; раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический урок "Я-личность"»
Психологический урок в первом классе.
Развивающее занятие на тему: «Я - личность и мои познавательные процессы».
Цель занятия: Сформировать представление детей о трёх «Я», составляющих понятие личность; раскрыть свои познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие и т. д.).
Задачи развития:
1.Сформировать представление о:
«Я»– социальное (общественное);
«Я»- индивидуальное;
«Я – биологическое»; три составляющих личности.
2.Развить произвольность внимания и памяти.
3.Развить произвольность восприятия.
4. Развить мышление.
1.Вводная часть: (Время: 3минут)
Психолог: - Здравствуйте, ребята! Вот вы уже и настоящие ученики. Познакомились со школой, со многими правилами школьной жизни, знаете как нужно вести себя на уроке, как выполнять задания и многое другое.
-Давайте вспомним несколько правил с которыми вы познакомились ( входит взрослый – дети должны встать; сели все правильно, слушайте внимательно; хочешь ответить – подними руку; говорит один – все молчат и слушают). А ПОМОГАЮТ НАМ В ЭТОМ НАШИ ПОМОЩНИКИ:
-А теперь вспомним, какие уроки вы посещаете в школе (дети называют учебные предметы)
- Какие уроки вам запомнились).
Спасибо, всем за ответы. Молодцы!
Сели все правильно слушаем внимательно.
- Психологические уроки вам тоже помогают изучать правила, решать математические задачи, учиться быть внимательными, усидчивыми, учиться запоминать, слушать, работать самостоятельно и учат многому другому. На психологических уроках свои успехи вы оцениваете САМИ, и оттого, как вы станете заниматься, будет зависеть, научитесь вы чему – нибудь или нет.
Психолог: Сегодня мы познакомимся с вами с буквой Я и тремя её значениями.
1.Слайд. Земной шар.
Психолог: Наша Земля очень большая.
2.Слайд. Люди.
Психолог: На ней живут самые разные люди. Все вместе они образуют человеческое общество.
3.Слайд.Самое маленькое человеческое общество состоит из двух человек.
4.Слайд . Семья.
Психолог: Семья – это тоже общество. Когда человек находится в обществе и общается (разговаривает с другими людьми, помогает или мешает им), ОН ПРОЯВЛЯЕТ СВОЁ ОБЩЕСТВЕННОЕ «Я».
Например: вы говорите «я» помог бабушке донести сумку.
Приведите свои примеры общественного «я» (ответы детей)
Спасибо. Молодцы!
5.Слайд.(читает книгу)
Есть у человека и другое Я» - индивидуальное.
Оно проявляется в тех, случаях, когда мы делаем что-то для себя. Это что-то может приносить нам пользу или вред.
Например: «Я читаю интересную книгу» (польза) или «Я перехожу улицу на красный свет». (вред).
Приведите свои примеры индивидуального «Я» (ответы учащихся).
6.-7.Слайд.(пловец, игра в футбол)
И наконец, есть «я» биологическое.
Это понятие включает в себя человеческое тело и его жизнедеятельность.
Например: «я» человек маленького роста, или «я дышу», «я люблю плавать» и т.д.
- Если мы говорим: «У девочки красивые глаза», - какую часть её «Я» мы имеем в виду? (биологическую).
- Мальчик любит играть в футбол. (биологическое).
Всем спасибо. Молодцы!
8.Слайд. Личность.
Обобщение: Все три «Я» составляют понятие личность. Все мы с Вами – личности. Личность развивается и развивает свои познавательные процессы такие как: память, мышление, внимание, восприятие и другие.
Напомнить о правиле поведения «Сели все правильно и послушайте внимательно.
Продолжим наше занятие упражнением для ваших рук.
Упражнение№1. «Кулак – ребро- ладонь».( 2минуты)
Напомнить о выполнении упражнения.
На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения кистей рук: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе; ладонь на плоскости стола. Упражнение повторяется 3раза, сначала одной рукой, другой, затем двумя руками одновременно. По ходу выполнения упражнения увеличивается скорость смены положений кистей рук.
Всем спасибо. Молодцы!
-Как вы думаете, какой познавательный процесс вы сейчас развивали? (ответы детей: внимание, восприятие).
Следующее упражнение «Сели все правильно, слушайте внимательно».
2.Упражнение на память.( 5 минут).Чтение рассказа и закрашивание птицы по памяти (под музыку «Голоса птиц»).
Я сейчас вам прочитаю небольшой рассказ про птичку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить то, о чём я вам прочитаю.
Рассказ: В густом лесу живёт небольшая птичка свиристель. На теле у неё пёрышки красновато-коричневые, на голове рыжевато- оранжевый хохолок. Края крылышек и хвостика жёлтенькие, а под клювиком у свиристели чёрное пятнышко, как будто галстук на шее.
Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть – пищат.
Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поёт, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!». Вот почему и назвали так птичку – свиристель.
Психолог: - Скажите о ком этот рассказ? (ответы учащихся: о птичке).
- А как зовут птичку? (Свиристель).
- А почему её так назвали?
«Сели все правильно слушаем внимательно».
Задание:(3 минуты). У каждого из вас есть эта птичка, она нарисована на листке бумаги, вам нужно взять цветные карандаши и раскрасить птичку точно так, как она была описана в рассказе, пока звучат голоса птиц.
Приступаем к выполнению задания. (Включить голоса птиц).
После выполнения работы: предложить положить листочки на край стола и собрать их.
«Сели все правильно, слушаем внимательно.»
-Подумайте и скажите, какие познавательные процессы мы развивали выполняя это упражнение?: внимание, память, восприятие, мышление? (ответы детей - память, внимание).
Все встали возле своих парт и проведём физ. Минутку.
Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже – Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко – легко подышим.
Тихо сели, сразу правильно и слушаем внимательно.
3. Упражнение. ( 5минут). Задачи на логическое мышление (награждать фишками за правильные ответы).
Сейчас, я вам буду читать задачи, а вы тоже помогайте, на вопросы отвечайте. Это дело не простое. А условие такое:
Всем ребятам за ответы буду фишки я давать. Как услышал, ты задачу – не зевай, сразу руку поднимай и с места громко отвечай.
Если верно отвечаешь, то ты фишку получаешь..
Повторять не нужно снова?
Все готовы!
1.О каком правиле шла речь ? (ответы детей: хочешь ответить – подними руку).
2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
Ответ: (Нисколько).
3.Шла бабушка в Москву, а навстречу ей три старичка, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву? (ответ: одна бабушка, остальные шли в другую сторону).
4.На Новый год папа принёс большую, пушистую ёлку. И мы стали сразу её наряжать. Мама принесла разноцветные шары, мы с папой достали мишуру и гирлянду. Сестра Оля – раскрашенные шишки. Сколько человек наряжали ёлку? Чем наряжали ёлку? (ответ: 4; мишура, гирлянды, шишки, шары).)
5.На макушку ёлки водрузили блестящую звезду. –Ой. Мишка! – воскликнула Оля, - как красиво! Как звали брата Оли? (Мишка).
6.Летела стая гусей. Два впереди. Один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (ответ: три).
Молодцы! (Встаньте те, кто набрал 6 фишек, 5 фишек, 1 фишку). Всем спасибо.
- Какой познавательный процесс вы развивали? (внимание, память, мышление, восприятие). Прежде чем ответить, что вы делали? (думали).(ответы детей: мышление)
«Сели все правильно, слушаем внимательно».
Психолог: А сейчасмы поиграем в игру «Кто самый внимательный?».
Играем только один раз.
Вызвать к доске 2 ребёнка, перед ними на столе положить приз. Психолог объясняет, что приз достанется тому, кто окажется самым внимательным. Играем честно.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
-Понятно, когда брать приз? – спрашивает психолог.
- На слове «три».
-Правильно. Ну тогда я продолжаю свой рассказ:
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: Раз, два…… марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори.
Разок, другой, но лучше…пять.
Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз. Друзья, не взяли.
Когда была возможность взять!
Садитесь. Спасибо. Мы ещё с вами будем тренировать своё внимание в следующий раз.
Итог урока:(7минут) Перед Вами красивые цветы: синие, жёлтые, красные.
Если вы считаете, что на занятии у вас всё получилось, вы хорошо работали, всё было понятно, занятие вам понравилось, то прикрепляете на доску – красный цветок; если вы считаете, что у вас не всё получилось, справились не со всеми заданиями, то прикрепляете – жёлтый , ну а если вам было трудно работать на занятии, не всё было понятно то – синий.
А поможет нам распределить цветы на доске Ваша учительница Екатерина Михайловна.
На доске написано слово МОЛОДЦЫ!( Учитель распределяет выбранные детьми цветы не зависимо от цвета ).
- Попросить читающего ребёнка озвучить слово МОЛОДЦЫ!
Психолог: Вот вы и оценили себя сами, да я согласна Вы все молодцы!