kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психологической подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов "На экзамен как на праздник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на учащихся 9-х классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологической подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов "На экзамен как на праздник"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Педагог-психолог М.Ю.Коннова


Программа психологической подготовки учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов “На экзамен как на праздник”


Экзамен - это для многих учащихся экстремальная ситуация. Естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию неопределенности (какой билет достанется, какую оценку получу и т.п.) является мобилизация всех сил: концентрация внимания, максимальное извлечение из памяти заученного материала, готовность к неожиданностям, умение улавливать реакцию экзаменатора,  не пасовать при неудачах. Однако бывает и так, что возбуждение, мобилизация сил происходит настолько сильно, что доминирующей становится мысль: «Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!»… Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью подростка и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что учащиеся с высоким уровнем тревожности представляют собой «группу риска» по успешности сдачи экзаменов.

Умению сдавать экзамены никто специально не учит, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны. Они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствует развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизировать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.

При ответе на экзамене, как правило, требуется воспроизвести (вспомнить) известный материал или найти решение какой-то проблемы. При этом основная нагрузка ложится на память и  мышление. В идеале ученик должен иметь хорошую память, уметь самостоятельно мыслить, анализировать материал, находить новые варианты, решения. А. Дистерверг как-то сравнил выпускника школы с пушкой, которую 9- 11 лет заряжают, а на экзаменах она выстрелит.

Разработанная программа помогает выделить разные виды деятельности участников занятий, направленную на помощь при сдаче экзамена:

 

Участники могут разговаривать. Это групповые дискуссии, ролевые игры, упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся при построении правильного ответа на экзамене.

Участники учатся общаться с помощью невербальных средств (жестов, мимики, выразительных движений и т.д.). Это задания, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, на повышение сплоченности группы.

Участники проявляют физическую активность. Это подвижные игры, телесно - ориентированные упражнения.

Участники включены в методики рисования. Это арт-терапевтические техники, некоторые упражнения, направленные на развитие навыков эмпатии и навыков невербального общения.

Участники пишут. Письменные работы используются для получения обратной связи.

Участники работают с текстами. Этот вид деятельности в условии таких занятий не очень типичен, хотя вполне применим на стадии знакомства с определенной информацией.

Участники работают с психодиагностическими методиками, применяемыми в контексте занятий. Это позволяет повысить эффективность решения задачи самопознания участников.

Данная программа призвана научить: не нервничать, логично организовывать свой ответ, эффективно использовать свою память, правильно осваивать материал при подготовке к экзамену.

 

Цели программы:

Создание условий, позволяющих учащимся раскрыть свой потенциал.

Психологическая подготовка учащихся перед сдачей экзамена.

Задачи  программы:

научить  техникам снятия стрессовой ситуации;

актуализировать необходимые коммуникативные умения в ситуациях с высокой межличностной тревожностью;

выявлять комплекс индивидуальных психофизиологических  возможностей и особенностей учащихся;

знакомить с методиками для подготовки к экзамену

формировать умение настраиваться на позитив и развивать эмпатию;

закреплять позитивный опыт взаимодействия участников.

Формы проведения:

1) работа с группой и подгруппами

Методы проведения:

1) арт-терапевтические методы;

2) психогимнастические упражнения;

3) игры;

5) дискуссии;

6) беседы;

7) тестирования;

Ожидаемые результаты:

снятие напряжения перед, во время и по окончании стрессовой ситуации (в данном случае - ЭКЗАМЕНА);

позитивный настрой на ситуацию ЭКЗАМЕНА;

умение «общаться» со своим телом;

развитые коммуникативные навыки, применяемые в ситуации ЭКЗАМЕНА;

раскрытие своего «Я»

Занятия рассчитаны на проведение в IV четверти  каждого учебного года в 9-х классах. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут, 1 раз в неделю.

 

Содержание программы

Занятие №1 Вводное, подготовительное

Цель:

  создание благоприятного психологического климата группового  взаимодействия;

Задачи:

формировать умение использовать техникам снятия стрессовой ситуации;

формировать умение оценивать своё состояние «здесь и сейчас»;

формировать умение опираться на позитив и уверенность;

формировать умение актуализировать необходимые коммуникативные умения в ситуациях с высокой межличностной тревожностью.

 Оборудование:

листы бумаги на каждого участника;

бланки вопросов теста личностной и ситуативной тревожности;

на полу вопросы данного задания: «ЭКЗАМЕН – это …»;

доска, мел;

правила проведения занятий.                  

 

Рефлексия.

Принятие правил занятий

Упражнение «Необычное знакомство»

Упражнение «Самопрезентация»

Упражнение «Что такое ЭКЗАМЕН?»

Тест «Шкала реактивной ( ситуативной) и личностной  тревожности» (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханина)

Снятие напряжения через работу с дыханием.

Техника «Дыхание треугольников»

Игра « Выбираешь ли своего соседа?»

Рефлексия.

 

Занятие №2 Подготовка к экзамену

 Цель: 

выявление комплекса индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей учащихся;

Задачи:

формировать умение стабилизировать свои эмоции и чувства;

формировать умение справляться с негативными проявлениями;

познакомить с методиками для подготовки к экзамену.

 

Оборудование:

листы бумаги на каждого участника;

цветные карандаши;

доска, мел;

на полу вопросы данного задания;

ненужные, испорченные листки бумаги (черновики, старые чеки, талоны, квитанции, обертки от конфет), ручки, мусорное ведро.

 

 

Рефлексия.

Упражнение « Приветствие»

ТЕСТ на выявление комплекса индивидуальных психофизиологических возможностей и особенностей.

Описание типов индивидуальности

Упражнения из гимнастики мозга.

Техника. Перекрестный шаг.

Техника. Думательный колпак.

Техника. Ленивая восьмерка.

Что делать, если глаза устали?

Общие советы при подготовки к экзамену

Упражнение «Мусор»

Рефлексия.

 

Занятие №3 Накануне экзамена

Цель:

психологическая поддержка учащихся накануне экзамена

Задачи:

создать условия для позитивного настроя и эмпатии;

формировать умение пользоваться различными стабилизирующими и расслабляющими техниками;

 

Оборудование:

листы бумаги на каждого участника;

цветные карандаши, краски, кисточки;

доска, мел;

на полу вопросы данного задания;

 

Рефлексия.

Упражнение «Необычное знакомство»

Упражнение «Рисуем экзамен»

Накануне экзамена ( теоретическая часть)

Техника КРЮКИ ДЕННИСОНА

Техника КРЮКИ КУКА

Релаксация «Ручей»

Рефлексия.


Занятие №4 Во время экзамена

Цель:

Психологическая поддержка учащихся в период экзамена

Задачи:

формировать умение составлять структуру выигрышного ответа на экзаменационный  билет;

формирование умения работать в команде;

создать условия для раскрытия  индивидуальных особенностей учащихся;

 

Оборудование:

листы бумаги на каждого участника;

цветные карандаши;

доска, мел;

на полу вопросы данного задания;

бланки для написания текстов экзаменационных билетов, бумага (1/4 листа на каждого) по количеству участников, ручки, плакат  с планом, маркеры;

мяч небольшого диаметра.

 

 

Рефлексия.

Упражнение «Необычное приветствие»

Игра: «Если достался билет»

Цель:    

Формирование умения составлять структуру выигрышного ответа на экзаменационный  билет.

Оснащение и реквизит: бланки для написания текстов экзаменационных билетов, бумага (1/4 листа на каждого) по количеству участников, ручки, плакат  с планом, маркеры.

Рефлексия.


Занятие №5 Во время экзамена

Цель:

оказание эмоциональной поддержки участникам;

Задачи:

 создать условия для позитивных способов взаимодействия членов группы;

формировать умение выразить беспокойство и тревогу, составить перечень примет уверенного поведения;

создать условия для позитивного опыта взаимодействия участников.

 

Оборудование:

листы бумаги на каждого участника;

цветные карандаши;

доска, мел;

на полу вопросы данного задания;

мяч небольшого диаметра.

 

 

Рефлексия.

Упражнение «Лидер»

Цель: демонстрация способов взаимодействия членов группы

Упражнение  «Комплименты»

Цель: оказание эмоциональной поддержки участникам.

Оснащение и реквизит: мяч небольшого диаметра.

Упражнение « Портрет»

Цель: расширение вариантов выражения беспокойства и тревоги, составление перечня примет уверенного поведения.

Оснащение и реквизит: бумага, карандаши, лист ватмана, маркеры.

Во время экзамена (теоретическая часть)

Упражнение «Подарок»

Цель: закрепление позитивного опыта взаимодействия участников, оказание эмоциональной поддержки старшеклассникам.

Оснащение и реквизит: мяч небольшого размера.

Рефлексия.

 

Составитель программы: педагог - психолог М.Ю.Коннова. При составлении программы, использовались авторские идеи. 


Способы снятия напряжения через работу с дыханием

В нашу задачу не входит подробный разговор о техниках дыхания. Но, нам кажется важным напомнить, что даже от того, насколько мы замедляем или ускоряем дыхание, зависит наше восприятие внешнего и внутреннего мира. Глубина дыхания, частота, последовательность, ритм - все это крайне важные вещи. Дыхание животом; дыхание через разные части тела; дыхание цветом и многое другое. Умело пользуясь различными техниками воздействия на свое дыхание, мы можем менять свое настроение, улучшать свое состояние, успокаиваться, наоборот, входить в рабочий режим. Возможно, вам интересно будет узнать, что глубокое замедленное дыхание позволяет нам расслабиться, а частое и поверхностное, напротив, позволяет войти в активный рабочий ритм.

Упражнения

·  Попробуйте посчитать свои вдохи и выдохи, просто сосредоточьтесь на этом.

·  Подышите так, чтобы выдох стал длиннее вдоха, примерно раза в два.

·  Когда будете дышать, то обратите внимание на то, куда доходит ваше дыхание.

·  Делая вдох, представляйте, что воздух входит через разные части тела, выходит там же или через другой орган.

Техника «Дыхание треугольником».

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и... задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Получится, что вы как бы дышите треугольником. Понаблюдайте за собой:

Какой цвет вы выдыхаете правой пяткой? (серый, черный?..)

Дышите до тех пор, пока выходящий воздух не станет также голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2 минуты.

Техника «Волна».

Сделайте глубокий вдох, делая сначала акцент на выпячивание живота, а затем на подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот и грудь вздымаются волной, отсюда название.

Задерживать дыхание на пике подъема груди нужно не больше, чем на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался длиннее вдоха.

Затем нужно повторить цикл. Максимальное количество - пять раз.

Подобное дыхание занимает очень мало времени – это его первый плюс. А второй заключается в том, что уже через 1-3 вдоха вы можете почувствовать легкое головокружение и расслабиться.

Способы снятия напряжения через работу с телом


Воздействовать на свое душевное состояние можно через тело. Каждый человек хоть раз в своей жизни, но пользовался массажем. Его мог кто-то вам делать. Вы сами себе могли делать его. И вам скорее всего знакомо ощущение легкого тела. Спортсмены называют это состояние «мышечной радостью». И вы, конечно, помните, что настроение после массажа значительно улучшается.

Существует много специфических техник работы с телом, это целые отдельные направления.

Так, например, техника су-джок основана на массаже определенных точек, энергетически важных для человека, и даже на прижигании некоторых из них.

УПРАЖНЕНИЕ: пальцами правой руки помассируйте мизинец левой руки. Делайте движения вверх, вниз, активнее нажимайте на суставы. Теперь проделайте то же самое с мизинцем правой руки. Далее вам нужно соблюдать эту последовательность: сначала палец на левой руке, затем на правой. После того как вы дойдете до больших пальцев, всю процедуру можно повторить. Уже через несколько минут вы сможете почувствовать, что организм как-то по-другому стал работать: изменился ритм дыхания, сердце забилось иначе, в теле появилось приятное тепло. И на этом фоне вы можете так же заметить, что строй ваших мыслей отличается от того, что был пять минут назад.

Упражнения из арсенала аюрведы помогают быстро набрать энергию, предотвратить сердечный приступ, снять головную боль и многое другое. Основана эта техника на замыкании энергетических каналов человека в определенной последовательности.

УПРАЖНЕНИЕ: сядьте и постарайтесь расслабиться. А теперь попробуйте соединить подушечки указательных пальцев обеих рук с подушечками больших пальцев. И посидите так 10 - 20 минут. Причем остальные пальцы должны быть выпрямлены. Вы почувствуете пульсацию в пальцах.

Это упражнение помогает снимать эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство. Оно же активизирует мыслительные процессы. Проверить истинность сказанного можно, только выполнив все, о чем говорилось. И даже после этого может, на первый взгляд, ничего не произойти. Обращаться к этому способу нужно многократно. Но эффект стоит того. Техники гимнастики мозга помогают настроиться на работу, решить сложную задачу. Во время их выполнения активизируются оба полушария головного мозга, что позволяет сделать задуманное более эффективным способом. Более того, после окончания работы вы не чувствуете усталости, а все еще полны сил.

Техники, представленные ниже можно рекомендовать для групповой и индивидуальной работы со школьниками.

«Сова»

Ладонью правой руки помассируйте область шеи и плеча с противоположной стороны. Делайте такие сжатия ладонью, словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в направлении противоположного плеча, имитируя движения птицы совы. Каждый нажим на плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух». Нажимать лучше посильнее, и не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте то же самое с другой стороны. Если кто-то есть рядом с вами, то попросите его для начала размять вам область плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит, словно какой-то холодок, через некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого упражнения хорошо работается.

В классе возможен групповой вариант работы с данной техникой. Учащиеся могут встать цепочкой друг за другом и массировать область плеч впередистоящему; во время выполнения техники можно ходить по кругу.

«Ленивая восьмерка»

Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки - на уровне переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой.

Затем меняем правую руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и вверх. Выполняем примерно минуту.

Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой). Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно минуту.

В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется.

Упражнение помогает активизировать работу двух полушарий головного мозга одновременно. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением). Если работают два полушария мозга - усталость наступает не так быстро. Упражнение можно выполнять и в тех случаях, если усталость уже наступила.

«Думательный колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей.

Указательный палец - на внешней части ушной раковины. Большой палец - на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 - 2 минуты. Массаж начинают сверху и идут вниз.

Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах головы.

«Перекрестный шаг»

Упражнение похоже на шаг на месте. Делаем движения одной рукой и противоположной ногой навстречу друг другу. Выполняем упражнение 2 - 5 минут.

Данное упражнение помогает включить оба полушария мозга. Оно уместно до начала, в процессе и после окончания интеллектуального труда.

«Крюки Денниссона»

Положение ног - крест на крест.

Положение рук - руки вытянуть перед собой, повернуть друг к другу тыльной стороной, левая рука чуть идет вверх, соединить пальцы между собой, вывернуть руки в кольцо, образовавшееся на уровне груди. У вас получится крюк.

Глаза - поднять в потолок, веки закрыть.

Язык - кончик языка упирается в небо.

Практически сразу вы можете ощутить, что ваше тело неустойчиво, вас может начать «болтать». Отнеситесь к этому спокойно. В таком положении вы находитесь 1-3 минуты (до того момента, когда вы почувствуете, что ваше тело вновь обрело устойчивость).

Положение ног - ноги на ширине плеч.

Положение рук - перед собой на уровне живота, пальцы соединены «домиком» (т. е. пальцы одной руки упираются в те же пальцы на другой руке).

Глаза - глаза смотрят в пол, веки закрыть.

Язык - кончик языка упирается в небо.

Это этап стабилизации. Вы находитесь в нем 1-3 минуты (до достижения состояния комфорта).

Данная техника может выполняться стоя, сидя, лежа.

Оно может быть проделано с целью профилактики утром и вечером. Но основное его назначение - использование непосредственно перед стрессом (сложным взаимодействием, заведомо конфликтным; неоднозначным; совершенно неизвестным, но крайне значимым; вынужденным долгим пребыванием где-то и т. п.) или сразу после того, как произошло что-либо, оцениваемое вами как стресс (конфликт; неэффективное взаимодействие; устрашающее событие; собственные размышления, которые привели к внутреннему раздражению или опустошению).

«Крюки Кука»

Сядьте на стул (кресло, диван) и закиньте ногу на ногу, но не так как всегда, а под острым углом. У вас получится что-то вроде четверки, если смотреть на ваши ноги (так сидят американцы). Возьмитесь руками за ногу: одна рука в районе лодыжки, вторая в районе колена. Посидите так несколько минут и насладитесь состоянием покоя и внутренней уравновешенности, которые возникают автоматически через какое-то время. Если есть желание, то поменяйте ногу и все повторите.

Данное упражнение лучше использовать для профилактики стресса. Если вы, как педагог задействуете данную технику непосредственно в классе, то важно в момент ее выполнения соблюдать одно правило. Не нужно давать никакой информации в то время, когда школьники прямо за рабочими столами сидят нога на ногу. Дело в том, что именно эта поза делает человека совершенно глухим к внешнему воздействию. Получается что-то вроде «Мели Емеля – твоя неделя». Собственно именно этот эффект и позволяет выполняющему технику почувствовать свою защищенность и обнаружить свои собственные потребности. В принципе учебный процесс не пострадает, если ребята и вы сами несколько минут просто помолчите.

Представленные техники можно использовать по одной или комбинировать, в зависимости от эффекта, которого собираемся достичь. Так, например, техники «Ленивая восьмерка», «Думательный колпак» и «Перекрестный шаг» лучше выполнять блоком. В этом случае они последовательно включают в человеке каналы восприятия информации: визуальный («Ленивая восьмерка»), аудиальный («Думательный колпак»), кинестетический или телесный («Перекрестный шаг»). Такое включение помогает избежать интеллектуальной перегрузки и разгружает тело.

Создатели техник гимнастики мозга обращают наше внимание на то, что в процессе работы с ними очень важно принимать воду. Она является своеобразным «топливом» для осуществления изменений в деятельности организма. Любая психофизическая перенастройка организма поглощает дополнительную энергию, но может быть восполнена обычной водой.

Способы снятия напряжения через работу с сознанием

Техники релаксации – расслабления помогают обрести гармоничное состояние сознания. Работа с образами помогает активизировать правое полушарие головного мозга, снимая тем самым нагрузку с левого – аналитического полушария.

«Озеро»

Текст читается учителем с музыкой или без.

«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в котором вы предпочитаете бывать, и с которым связаны приятные воспоминания. Кругом деревья, под ногами трава или сухие иголки - я не знаю. Вы оглядываетесь вокруг - стволы деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются, и за ними появляется большая поляна, посреди которой лежит лесное озеро, наполненное удивительно чистотой, прозрачной водой. Оно сверкает, как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое. А теперь представьте, что вы превращаетесь в это озеро. Ощутите свою глубину, спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от людских глаз в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть в вас, и останется с вами столько, сколько вы захотите».

«Море»

·  Подумайте о чем-то, что вызывает у вас гнев, раздражение и т. п. Что вы видите, слышите, чувствуете?

·  Более внимательно прислушайтесь к своему телу.

·  Теперь представьте, что ваше состояние равно в картинке образу какого-то моря. И внимательно рассмотрите, что же это за море у вас получилось. (Как правило, в этой технике море видится бушующим, темным, грозным и т. п.). Что вы видите, слышите, чувствуете?

·  Теперь любым возможным для вас способом – отождествитесь с этим образом и… бушуйте вместе с ним. Делайте это какое-то время.

·  Через какое-то время вы обнаружите, что ваше море успокоилось, и одновременно вы сможете почувствовать, что успокоилось ваше тело.

·  Проверьте, что вы видите, слышите, чувствуете по поводу события или отношения, которые вы взяли за отправную точку.

·  Если вам по каким-то причинам не очень симпатичен образ моря – работайте с вулканом, землетрясением, вихрем и т. п.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Юрьевна Коннова

Дата: 01.07.2019

Номер свидетельства: 516320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства