kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психолого-педагогического сопровождения в период адаптации учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация является активным процессом, приводящим  к позитивным – адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стрессы. Для  сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено создана  программа  психолого-педагогического сопровождения  в  период адаптации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения в период адаптации учащихся 5 класса»



МОУ «Гимназия с. Ивантеевка, Ивантеевский район, Саратовская область»











Программа психолого-педагогического сопровождения

в период адаптации учащихся 5 класса





Педагог-психолог:

Девришалиева М.С.









2016-2017 учебный год











Содержание

I. Аннотация………………………………………………………… ….3 – 5

II. Учебно-тематический план програм………………..………………………………………………….….6

III.Учебная программа……………………………………………………….................7-11

IV. Список литерату ………………………………………………………………………………..12

V. Приложения

Приложение 1…………………………………………………………………...............13-14

Приложение 2……………………………………….....................................................15 - 20

Приложение 3………………………………… ...................................21 - 22

























Аннотация


Научная обоснованность

Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация школьных программ и требований, видоизменение социального статуса ребёнка, изменение социального окружения и многое другое – вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребёнку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Переход из начальной школы в основную предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У многих наблюдается:

• снижение показателей обученности;

• снижение интереса к учебе;

• напряженные отношения между собой;

• повышенная тревожность;

• отстранение от взрослых.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Причины медленной адаптации:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

  3. Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, должны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь


Актуальность

Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стрессы. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

• усталый, утомленный вид ребенка;

• нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

• стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

• нежелание выполнять домашнее задание;

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

• жалобы на те или иные события, связанные со школой;

• беспокойный ночной сон;

• трудности утреннего пробуждения, вялость;

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в основную — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Таким образом, для сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено создана программа психолого-педагогического сопровождения в период адаптации.


Практическая направленность

Профилактическая психолого-педагогическая программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в основной школе.

Цель: психологическая помощь и поддержка тревожных детей как фактор профилактики школьной тревожности и дезадаптации.

Задачи:

  1. Развитие личности ребенка.

  2. Повышение самооценки и сопротивляемости негативным явлениям.

  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

  4. Расширение коммуникативной сферы.

  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.



Адресат

Данная программа предназначена для учащихся 5 класса. Численность детей в классе – 24 человек.


Продолжительность курса

Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: сентябрь – октябрь.


Ожидаемые результаты реализации программы


Промежуточные результаты реализации программы:

  • Овладение коммуникативными навыками

  • Повышение уровня самооценки.

  • Осознание каждым учащимся своей уникальности.

  • Достижение внутригруппового сплочения.


Итоговые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.

  • Овладение способами взаимодействия со сверстниками.

  • Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.















































Учебно-тематический план программы







Название занятий

1

«Что такое 5 класс?»

2

«Познай себя»

3

«Я в мире людей»

4

«Я могу»

5

«Мир эмоций»

6

«Нам вместе хорошо»

7

«А без друзей на свете трудно жить…»

8

«Мы и наш класс»































































Занятие 1. «Что такое 5 класс?»

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Продолжи фразу».

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс. Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...». Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Психолог предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

Упражнение «Те, кто…»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол и т.д. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом психолог подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь» (Родионов, Ступницкая).

Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Названия этих вещей необходимо написать на листе бумаги. Далее ребята читают список и рассказывают, почему они выбрали именно эти три вещи.

Рефлексия.





















Занятие 2. «Познай себя»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Красивое имя».

Ребятам предлагается написать на листе бумаги свое имя, затем свой рисунок выполнить в цвете.

Упражнение «Мои положительные и отрицательные стороны»

Работа по осознанию себя как личности. Вертикально поделив лист бумаги на две одинаковые части, психолог предлагает: в левой части записать свои положительные черты, в правой – отрицательные.

Упражнение «Ладошка»

Нужно обвести свою ладошку на листе бумаги. В центре написать свое имя, а в каждом пальце что-то, то что нравится в самом себе. Лист передается по кругу.

Рисование автопортрета «Кто Я?», «Какой Я?»

Рефлексия.

Занятие 3. «Я в мире людей»

Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Мое приветствие».

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Упражнение «Доброе животное».

Психолог предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад. Очень важно все делать одновременно.

Притча «Солнце и ветер »

Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым, очень сильным из нас». Стал ветер дуть очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.

Рефлексия.





Занятие 4. «Я могу»

Цель: формирование учебных умений, повышение самооценки.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Догадайся».

Водящий садится на стул лицом к классу, держа раскрытыми ладони; закрывает глаза. Один из членов группы тихонько подходит к нему и на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящему необходимо догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

Упражнение «Ладонь».

Учащимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, посередине рисунка написать «Я», а на каждом пальчике рисунка что – либо хорошее о себе. Затем психолог собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая ладошка принадлежит.

Упражнение «Я могу, я умею».

Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое – либо свое умение («я умею петь», «я умею бегать» и т. п.)

Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго» (Приложение 1).

Обсуждение сказки и выполнение иллюстраций к ней.

Рефлексия.

Занятие 5. «Мир эмоций»

Цель: познакомить учащихся с понятием «эмоции»; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Упражнение «Фигуры эмоций».

Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Упражнение «Изобрази эмоцию».

Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Рефлексия.



Занятие 6. «Нам вместе хорошо»

Цель: снижение самооценочной тревожности, развитие адекватного уровня притязаний.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «А у соседа тоже!».

Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него ( на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»

Упражнение «Горячий стул»

Всем по очереди предлагается сесть на стул посреди комнаты, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой – то комплимент.

Упражнение «Когда нам хорошо»

В продолжении предыдущего упражнения всем предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда:

- нас ругают,

- нас хвалят,

- нам страшно,

- нам весело,

- отвечаем у доски,

- получаем пятерки и т.д.

Рефлексия.

Занятие 7. «А без друзей на свете трудно жить…»

Цель: совершенствовать навыки общения.

1. Ритуал приветствия.

2.Работа по теме.

Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»

Участникам предлагается представить, что они солдаты, которые стоят на плацу, вытянувшись в струнку и замерев. Как только ведущий произносит слово «солдат», дети изображают таких военных. После того как участники постоят в напряженной позе, произносится команда «тряпичная кукла». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться: слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем следует первая команда...Игра заканчивается на стадии расслабления.

Упражнение «Закончи предложение»

Участникам предлагается закончить предложения написанные на доске:

- «Настоящий друг – это тот…»

- «Друзья всегда…»

- «Я могу дружить с такими людьми, которые…»

- «Со мной можно дружить потому, что…»

По желанию дети зачитывает свои предложения. Затем ведущий подводит итог: друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

Упражнение «Сиамские близнецы»

Упражнение выполняется в парах. Тонким шарфом или платком связываются руки детей, стоящих рядом ( правая и левая). При этом кисти остаются свободными. Детям дают по фломастеру. Задача: нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка предлагает психолог или выбирают сами участники.

Необходимо предупредить играющих, что оценивается не только качество рисунка, но и процесс работы: были ли споры и конфликты между участниками, одинаковое ли участие они принимали в работе, обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и пр. Можно тактично напомнить об ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми, но перед этим необходимо обязательно отметить положительные стороны общения.

Рефлексия.

Занятие 8 «Мы и наш класс»

Цель: снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

  1. Ритуал приветствия.

  2. Работа по теме.

Упражнение «Коллаж класса».

Школьникам предлагается создать свою эмблему - визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою. Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон. Психологу необходимо подвести участников к идее, что каждый из них - частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы».

Упражнение «Какие мы».

Все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые...»

Делается общая фотография группы.

Рефлексия.









Список литературы





  1. Битянова М.  Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.

  2. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.

  3. Журавлев Д.  Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.

  4. Иванова Н.  Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.

  5. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.

  6. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.

  7. Крылова М.  На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.

  8. Останина Н.  Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.











































Приложение 1

Сказка О. Горьковой «Фламинго»

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к нему и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились фламинго? Тогда слушай.

Жило – было маленькое облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда дует ветер, и больше всего на свете оно любило смотреть на закат. Однажды мимо облачка пролетали маленькие цветные птички. Они ему очень понравились, ему захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.

- Куда вы летите? – спросило облако.

- Мы, птички, куда хотим, туда и летаем, - сказала одна.

- Да-да, - подтвердила другая. – Мы можем летать, куда нам хочется.

- Возьмите меня с собой, - попросило облачко.

- Ха-ха-ха, - засмеялись птички, - да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер, - сказали птички и улетели.

Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее серое облако».

Однажды вечером, когда приближался закат, облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.

- Какая разница, - подумало облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым облаком.

Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.

- Как ты посмело забраться на мою территорию? Вы, облака, только мешаетесь нам – ветрам. За это я разобью тебя о скалу, - сказал ветер.

Облачко пыталось оправдаться, сказать, что это какой – то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

- Неужели я его больше не увижу, - подумало облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день.

- Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра.

В этот момент ветер со всей силы кинул облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и попыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил облачко, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся», - решило облачко и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за облачком. Облачко старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.

Облачко думало: «Какое же это чудо! Я – птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу!» Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она летит!»

Маленькое серое облачко превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали «фламинго».





















Приложение 2


Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

  2. Выступление педагога-психолога:

  • Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  • Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период их адаптации к новым условиям обучения.

  • Ролевая игра «Услышать ребенка».

  • Анкета для родителей пятиклассников.

  1. Рефлексия

Ход собрания:

II. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период происходит: снижение показателей обученности, снижение интереса к учебе, напряженные отношения между собой, повышенная тревожность, непредсказуемые реакции, отстранение от взрослых.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главной задачей адаптационного периода является обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из – за отсутствия первой учительницы.


Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • Восприимчивость к промахам учителей.

  • Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.

  • Отсутствие адаптации к неудачам.

  • Отсутствие адаптации к положению «худшего».

  • Ярко выраженная эмоциональность.

  • Требовательность к соответствию слова делу.

  • Повышенный интерес к спорту.

  • Увлечение коллекционированием, музыкой и киноискусством.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

  • Повышение уровня тревожности самого ребенка.

  • Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

  • Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе.

Рекомендации для родителей:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания.

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  •  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

III. Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору»  

Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):

  1. «Ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты.

  2. «Отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы).

  3. «Мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.).

  4. «Бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). 

Остальным родителям дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?

  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

  3. Какие выводы вы для себя сделали?

2 ситуация:

Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  1. Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»).

  2. Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать.

  3. Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня. … И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»).

  4. Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.).

  5. «Стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя.

  6. Предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Родителям предлагается заполнить анкету:

Фамилия, имя ребенка____________________________

Классный руководитель___________________________

  1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

  • Неохотно

  • Без особой охоты

  • Охотно, с радостью

  • Затрудняюсь ответить

  1. Вполне ли Ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

  • Пока нет

  • Не совсем

  • В основном да

  • Затрудняюсь ответить

  1. Переживает ли Ваш ребенок свои учебные неудачи?

  • Скорее нет, чем да

  • Не вполне

  • В основном да

  • Затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

  • Иногда

  • Довольно часто

  • Затрудняюсь ответить

  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

  • В основном отрицательные впечатления

  • Положительных и отрицательных примерно поровну

  • В основном положительные впечатления

  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

  2. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

  • Довольно часто

  • Иногда

  • Не нуждается в помощи

  • Затрудняюсь ответить

  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  • Перед трудностями сразу пасует

  • Обращается за помощью

  • Старается преодолеть сам, но может отступить

  • Настойчив в преодолении трудностей

  • Затрудняюсь ответить

  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

  • Сам этого сделать не может

  • Иногда может

  • Может, если его побудить к этому

  • Как правило, может

  • Затрудняюсь ответить

  1. Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается на них?

  • Довольно часто

  • Бывает, но редко

  • Такого практически не бывает

  • Затрудняюсь ответить

  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

  • Нет

  • Скорее нет, чем да

  • Скорее да, чем нет

  • Затрудняюсь ответить

  1. Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для Вашего ребенка? ____________________________________________________________

  2. В чем Вы видите причину этих трудностей? ______________________________

 

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

  2. Какая часть вызвала особый интерес?

  3. Ваши предложения и пожелания на будущее.























Приложение 3

Рекомендации для педагогов

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: новые учителя, новые требования, предметная форма обучения.

Адаптационный период – период привыкания к новым условиям.  В это время у детей возможно появление признаков дезадаптации: дети становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Протекание адаптационного зависит не только от индивидуальных личностных особенностей, но и от сформированности некоторых умений и навыков: умений осознавать требования учителя и соответствовать им, устанавливать межличностные отношения с педагогами, принимать и соблюдать правила жизни класса и школы, навыков общения и достойного поведения с одноклассниками, уверенного поведения, совместной деятельности, самостоятельного разрешения конфликтов, адекватной оценки собственных возможностей. В этот период пятиклассники нуждаются не только во внимательном отношении со стороны родителей, но и в единых требованиях к организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающей особенности протекания адаптации.

Чтобы облегчить ученикам непростой процесс запоминания имен и отчеств новых учителей желательно в течение 2-3 недель педагогам носить бейджики с именами.

Классным руководителям обязательно прописывать в дневниках расписание с номерами кабинетов.  В первые дни познакомить класс с новенькими. Всем педагогам, работающим в 5-х классах, следует добиваться соблюдения следующих правил:

1. После первого звонка на первом уроке или во время перемены организуется учебное пространство: на парте аккуратно выкладываются учебники тетради и канцтовары.

2. Урок начинается с уточнения организационных вопросов. Четко предъявляются учебные требования. Первое время дети привыкают к правилам, а затем нужно строго отслеживать их выполнение.

3. В начале урока необходимо озвучивать его цели.

4. Инструкции нужно давать очень четко, полно, последовательно. Не стоит давать несколько инструкций сразу.  Нужно контролировать их выполнение.

5. Следует делать паузы между инструкциями, заданиями, потому что детям сложно быстро переключать внимание.

6. Необходимо учить детей поднимать руку для ответа, пресекать выкрики с места.

 7. Ученики 5-х классов пишут медленно, поэтому на устных предметах стоит записывать   в тетрадь только самое главное, лучше использовать тетради на печатной основе или вклейки. Если делаются записи, обязательно проверять в них ошибки.

8. Желательно своевременно выставлять оценки в дневник. На уроке необходимо аргументировать оценки, давать им развернутые комментарии.

9. Домашнее задание лучше писать на доске до звонка, проверять, чтобы дети перенесли его в дневник. При необходимости стоит акцентировать внимание ребят на отдельных заданиях, сделать необходимые пояснения.

10. Выполненное домашнее задание необходимо разбирать на уроке.

11. Урок нужно заканчивать вовремя.

12. Во время перемены пятиклассники должны находиться рядом с кабинетом, где проводится следующий урок.

13. В столовую ребята приходят вместе с классным руководителем, убирают посуду за собой.

14. Классный руководитель организует дежурство по классу, разъясняет обязанности дежурных.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Девришалиева Мальвина Сийиджамаловна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства