Просмотр содержимого документа
«Повышения мотивации на уроках математики посредством балльно-рейтингового контроля учащихся 7 класса основной школы»
МБОУ «Болугурская средняя общеобразовательная школа,
с углубленным изучением отдельных предметов»
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Составила:
Корнилова Зоя Арсениевна
Экспериментальная работа
Экспериментальной базой дипломной работы является Болугурская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, села Болугур Амгинского улуса.
Планирование эксперимента по алгебре на 2014-2015 учебный год
№
задания
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
Индивидуальные задания на тему «Выражения, тождества, уравнения»
Индивидуальные задания на тему «Функции»
Индивидуальные задания на тему «Степень с натуральным показателем»
Индивидуальные задания на тему «Многочлены»
Индивидуальные задания на тему «Формулы сокращенного умножения»
Индивидуальные задания на тему «Системы линейных уравнений»
Эксперимент был разбит на следующие этапы: констатирующий формирующий и контролирующий.
На констатирующем этапе эксперимента были рассмотрены психолого-педагогические основы контроля знаний учащихся. На этой основе были подготовлены индивидуальные задания для учащихся для учебника «Алгебра» под ред. Теляковского.
Индивидуальные задания на тему «Выражения, тождества, уравнения»
Вариант I
Найти значение выражения: (5 баллов)
Упростите выражения: а) 5х-8у-6х+9у; (3 балла)
б) 15а-(а-2)+(3а+7); (3 балла)
в) 4(5b+2)-3. (3 балла)
Упростить выражение 6-3,9x-2(6,8x+1,4) и найти его значение при (7 баллов)
Решить уравнение: а) 8х-(6-х)=3(3х-2); (3 балла)
б) 5х-8,5=0; (3 балла)
в) 8х-7,5=6х+1,5; (3 балла)
г) 4х-(9х-6)=46. (3 балла)
Индивидуальные задания на тему «Функции»
Вариант I
Функция задана формулой
Определить: а) значение у, если ; (5 баллов)
б) значение х, при котором ; (5 баллов)
в) проходит ли график функции через точку А? (5 баллов)
Построить график функции
а) Принадлежит ли графику точка А (5 баллов)
б) Указать с помощью графика значение х, при котором у=6; у=0. (5 баллов)
В одной системе координат построить графики функций:
а) (5 баллов)
б) . (5 баллов)
Найти координаты точки пересечения графиков функций:
и . (5 баллов)
Индивидуальные задания на тему «Степень с натуральным показателем».
Вариант I
Выполнить действия: а) (3 балла)
б) (3 балла)
в) (3 балла)
г) (3 балла)
Упростите выражение:
а) (4 балла)
б) (4 балла)
в) (4 балла)
Построить график функции С помощью графика найти:
а) значение функции, соответствующее значению аргумента, равному 1,5; (4 балла)
б) значение аргумента, при которых значение функции равно 4. (4 балла)
Индивидуальные задания на тему «Системы линейных уравнений»
Вариант I
Решить систему уравнений а) (3 балла)
б) (3 балла)
Сколько решений имеет система (4 балла)
На формирующем этапе эксперимента решились следующие задачи:
- проверка доступности отобранного материала и качества его усвоения;
- проверка эффективности методики использования индивидуальных заданий для балльно-рейтингового контроля знаний учащихся 7 класса.
На этом этапе, заранее заготовленные индивидуальные раздаточные листы раздаются учащимся до изучения определенной темы. Для каждого ученика свое задание, он выполняет задания, и может сдать, и получить баллы. Максимальный балл ставится за определенное количество верно решенных задач (за определенное количество плюсов). Учащийся самостоятельно выбирает задания, которые ему по силам. Если ученик выполнил задание неверно или допустил арифметическую ошибку, то может «добрать» необходимый ему балл (получить плюс), решив какую-либо из оставшихся задач.
Результаты выполнения индивидуальных заданий на тему «Выражения, тождества, уравнения»
№
Список учащихся
7 «а», «б» классов
1 зад.
2 зад.
3 зад.
4 зад.
Сумма
баллов
а б в
а б в г
1
Н-7а-1
4
3 22
3
2 3 2 3
24
2
Н-7а-2
4
2 3 2
3
2 322
23
3
Н-7а-3
5
3 3 3
4
3 3 3 3
30
4
Н-7а-4
4
3 3 3
3
3 3 32
27
5
Н-7а-5
4
3 2 3
3
2 3 3 2
25
6
Н-7а-6
4
2 2 3
3
2 3 2 3
24
7
Н-7а-7
4
2 3 3
3
3 3 2 3
26
8
Н-7а-8
4
3 22
3
2 3 2 3
24
9
Н-7а-9
4
2 3 3
3
3 3 2 3
26
10
Н-7а-10
5
3 3 3
4
3 3 3 3
30
11
Н-7а-11
4
3 22
3
2 3 2 3
24
12
Н-7а-12
5
3 3 3
3
3 3 2 3
28
13
С-7б-1
4
3 33
3
2 3 2 3
26
14
С-7б-2
4
3 2 3
3
2 3 3 2
25
15
С-7б-3
4
2 3 3
3
3 3 2 3
26
16
С-7б-4
4
3 3 3
3
3 3 3 2
27
17
С-7б-5
5
3 3 3
3
2 3 3 3
28
18
С-7б-6
4
2 2 2
3
2 3 2 3
23
19
С-7б-7
4
3 22
3
2 3 2 3
24
20
С-7б-8
4
3 2 3
3
2 3 2 2
24
21
С-7б-9
4
2 3 3
3
3 3 2 3
26
22
С-7б-10
5
3 3 3
4
3 3 3 3
30
23
С-7б-11
4
3 22
3
2 3 2 3
24
24
С-7б-12
5
3 3 3
3
3 3 2 3
28
25
С-7б-13
4
2 3 3
3
3 3 2 3
26
От 28 – 30 баллов – 6 учащихся;
От 25 – 27 баллов – 10 учащихся;
От 20 -24 баллов – 9 учащихся.
Результаты выполнения индивидуальных заданий по теме «Функции»
№
Список учащихся
7 «а», «б» классов
1 зад.
2 зад.
3 зад.
4 зад.
Сумма
баллов
а б в
а б
а б
1
Н-7а-1
4 5 5
4 4
4 4
4
34
2
Н-7а-2
4 4 4
44
44
4
32
3
Н-7а-3
5 5 5
4 5
5 5
5
39
4
Н-7а-4
4 5 5
44
5 5
4
36
5
Н-7а-5
4 5 5
4 4
4 5
4
35
6
Н-7а-6
4 5 5
4 4
4 5
4
35
7
Н-7а-7
4 5 5
4 4
4 5
4
35
8
Н-7а-8
4 4 4
44
44
4
32
9
Н-7а-9
5 4 4
5 5
54
4
36
10
Н-7а-10
5 5 5
5 5
5 5
5
40
11
Н-7а-11
4 4 4
44
45
4
33
12
Н-7а-12
5 5 5
54
5 5
5
39
13
С-7б-1
5 4 4
5 5
54
4
36
14
С-7б-2
4 5 5
4 4
4 4
4
34
15
С-7б-3
4 5 5
4 4
4 5
4
35
16
С-7б-4
5 5 5
5 5
5 5
5
40
17
С-7б-5
4 5 5
4 4
4 5
4
35
18
С-7б-6
4 5 5
4 4
4 4
4
34
19
С-7б-7
4 5 5
4 4
4 5
4
35
20
С-7б-8
4 5 5
4 4
4 5
4
35
21
С-7б-9
5 5 5
5 5
5 5
5
40
22
С-7б-10
5 5 5
5 5
5 5
5
40
23
С-7б-11
4 5 5
4 4
4 4
4
34
24
С-7б-12
5 4 4
5 5
54
4
36
25
С-7б-13
5 5 5
4 4
54
4
36
От 38 – 40 баллов – 6 учащихся;
От 35 – 37 баллов – 12 учащихся;
От 30 – 34 баллов – 7 учащийся.
Результаты выполнения индивидуальных заданий по теме «Степень с натуральным показателем»
№
Список учащихся
7 «а», «б» классов
1 зад.
2 зад.
3 зад.
4 зад.
5 зад.
6 зад.
Сумма баллов
абвг
абв
а б
а б
а б
1
Н-7а-1
3332
433
4 4
4
4 5
5 6
53
2
Н-7а-2
3332
433
4 4
3
4 4
5 5
50
3
Н-7а-3
3333
444
4 4
4
5 5
7 7
60
4
Н-7а-4
3333
433
4 4
4
5 5
6 6
56
5
Н-7а-5
3323
433
4 4
4
4 5
5 6
53
6
Н-7а-6
3333
433
4 4
4
5 5
6 6
56
7
Н-7а-7
3332
433
4 4
4
4 5
6 6
54
8
Н-7а-8
3323
433
4 4
4
4 4
5 5
51
9
Н-7а-9
3323
433
4 4
4
4 5
6 6
54
10
Н-7а-10
3333
444
4 4
4
5 5
7 7
60
11
Н-7а-11
3332
433
4 4
4
4 4
5 5
51
12
Н-7а-12
3333
444
4 4
4
5 5
7 6
59
13
С-7б-1
3333
443
4 4
4
5 5
6 6
57
14
С-7б-2
3333
433
4 4
4
5 5
6 6
56
15
С-7б-3
3323
433
4 4
4
4 5
6 6
54
16
С-7б-4
3333
444
4 4
4
5 5
7 6
59
17
С-7б-5
3333
344
4 4
4
5 5
66
57
18
С-7б-6
3323
433
4 4
4
4 4
5 5
51
19
С-7б-7
3332
433
4 4
4
4 5
5 6
53
20
С-7б-8
3333
433
4 4
4
5 5
6 6
56
21
С-7б-9
3333
444
4 4
4
5 5
7 7
60
22
С-7б-10
3333
444
4 4
4
5 5
7 7
60
23
С-7б-11
3323
433
4 4
4
4 5
5 6
53
24
С-7б-12
3333
344
4 4
4
5 5
6 6
57
25
С-7б-13
3333
333
4 4
4
5 5
6 6
55
От 58 – 60 баллов – 6 учащихся;
От 54 – 57 баллов – 11 учащихся;
От 45 – 53 баллов – 8 учащихся.
Результаты выполнения индивидуальных заданий по теме «Многочлены»
№
Список учащихся 7 «а», «б» классов
1 зад.
2 зад.
3 зад.
4 зад.
5 зад.
6 зад.
7 зад.
Сумма баллов
абвг
абвг
Абвг
абвг
абвг
абвг
абвг
1
Н-7а-1
1111
2223
2232
2223
4344
3344
3343
73
2
Н-7а-2
1111
2223
2232
2223
4344
3344
3343
73
3
Н-7а-3
1111
3333
3333
3333
5555
5555
5555
100
4
Н-7а-4
1111
3333
3333
3333
4444
4444
4444
88
5
Н-7а-5
1111
2223
2223
2223
3444
3344
3344
74
6
Н-7а-6
1111
2233
2223
2333
4445
4445
3444
83
7
Н-7а-7
1111
2223
2223
2223
4444
3344
3334
74
8
Н-7а-8
1111
3333
2233
2333
4445
4445
4455
89
9
Н-7а-9
1111
3333
3333
3333
4444
4444
4444
88
10
Н-7а-10
1111
3333
3333
3333
5555
5555
5555
100
11
Н-7а-11
1111
2223
2232
2223
4344
3344
3343
73
12
Н-7а-12
1111
3333
3333
3333
5455
5554
5555
98
13
С-7б-1
1111
3333
2233
2333
4445
4445
4444
87
14
С-7б-2
1111
2233
2223
2333
4445
4445
3444
83
15
С-7б-3
1111
2223
2223
2223
4444
3344
3444
76
16
С-7б-4
1111
3333
3333
3333
5555
5554
4555
98
17
С-7б-5
1111
3333
3333
3333
5555
5554
5445
97
18
С-7б-6
1111
2223
2232
2223
4344
3344
3343
73
19
С-7б-7
1111
2223
2223
2223
4444
3344
3334
74
20
С-7б-8
1111
2223
2232
2223
4344
3344
3333
72
21
С-7б-9
1111
3333
3333
3333
5555
5555
4444
96
22
С-7б-10
1111
3333
3333
3333
5555
5555
4444
96
23
С-7б-11
1111
2223
2223
2223
3444
3344
3344
74
24
С-7б-12
1111
3333
3333
3333
4444
4444
4444
88
25
С-7б-13
1111
2223
2223
2223
3444
3344
4455
78
От 90 – 100 баллов – 7 учащихся;
От 75 – 89 баллов – 10 учащихся;
От 60 – 74 баллов – 8 учащихся.
Результаты выполнения индивидуальных заданий по теме «Формулы сокращенного умножения»
№
Список учащихся 7 «а», «б» классов
1 зад.
2 зад.
3 зад.
4 зад.
5 зад.
6 зад.
7 зад.
Сумма баллов
абвг
Абвг
Аб
Аб
аб
аб
абв
1
Н-7а-1
3322
3333
33
33
33
44
333
57
2
Н-7а-2
3322
2223
33
33
33
44
333
54
3
Н-7а-3
3333
3333
44
44
44
55
444
70
4
Н-7а-4
3333
3333
44
44
44
44
333
65
5
Н-7а-5
2332
2223
32
24
43
54
334
56
6
Н-7а-6
3233
2233
43
34
43
54
344
62
7
Н-7а-7
3333
3333
43
34
43
54
333
63
8
Н-7а-8
3322
2223
33
33
33
44
333
54
9
Н-7а-9
3333
3333
44
34
43
54
333
64
10
Н-7а-10
3333
3333
44
44
44
55
444
70
11
Н-7а-11
3322
2223
32
34
33
44
333
54
12
Н-7а-12
3333
3333
44
34
43
54
344
66
13
С-7б-1
3333
3333
44
34
44
54
344
67
14
С-7б-2
3233
2233
43
34
43
54
344
62
15
С-7б-3
2332
2223
32
24
43
54
334
56
16
С-7б-4
3333
3333
44
44
44
55
333
67
17
С-7б-5
3333
3333
44
34
43
54
333
64
18
С-7б-6
3322
2223
32
34
33
44
333
54
19
С-7б-7
3322
2223
33
33
33
44
333
54
20
С-7б-8
3333
3333
43
34
43
54
444
66
21
С-7б-9
3333
3333
44
44
44
55
444
70
22
С-7б-10
3333
3333
44
34
43
54
344
66
23
С-7б-11
3322
3333
33
33
33
44
333
57
24
С-7б-12
3333
3333
44
34
43
54
344
66
25
С-7б-13
3233
2233
43
34
43
54
444
63
От 66 – 70 баллов – 9 учащихся;
От 61 – 65 баллов – 7 учащийся;
От 54 – 60 баллов – 9 учащихся.
Результаты выполнения индивидуального задания по теме «Системы линейных уравнений»
№
Список учащихся
7 «а», «б» классов
1 задание
2 задание
Сумма баллов
а б
1
Н-7а-1
2 2
3
7
2
Н-7а-2
2 2
3
7
3
Н-7а-3
3 3
4
10
4
Н-7а-4
3 3
3
9
5
Н-7а-5
3 2
3
8
6
Н-7а-6
3 2
3
8
7
Н-7а-7
3 2
3
8
8
Н-7а-8
3 2
3
8
9
Н-7а-9
3 3
3
9
10
Н-7а-10
3 3
4
10
11
Н-7а-11
3 2
3
8
12
Н-7а-12
3 3
4
10
13
С-7б-1
3 3
4
10
14
С-7б-2
3 2
3
8
15
С-7б-3
2 3
3
8
16
С-7б-4
3 3
4
10
17
С-7б-5
3 3
3
9
18
С-7б-6
3 2
3
8
19
С-7б-7
3 2
3
8
20
С-7б-8
2 2
3
7
21
С-7б-9
3 3
4
10
22
С-7б-10
3 3
4
10
23
С-7б-11
3 2
3
8
24
С-7б-12
3 3
4
10
25
С-7б-13
3 2
3
8
От 9 – 10 баллов – 11 учащихся;
От 7 – 8 баллов – 14 учащихся;
От 4 – 6 баллов – 0 учащихся.
Общая сумма баллов за посещаемость уроков и результаты индивидуальных заданий балльно-рейтингового контроля знаний учащихся 7 «а», «б» классов.
№
Список учащихся
7 «а», «б» классов
1 задание
2 задание
3 задание
4 задание
5 задание
6 задание
Сумма баллов за посещаемость
Общая сумма баллов
Итоговая оценка
1
Н-7а-1
24
34
53
73
57
7
186
434
3
2
Н-7а-2
23
32
50
73
54
7
190
429
3
3
Н-7а-3
30
39
60
100
70
10
204
515
5
4
Н-7а-4
27
36
56
88
65
9
204
485
4
5
Н-7а-5
25
35
53
74
56
8
200
451
3
6
Н-7а-6
24
35
56
83
62
8
200
468
4
7
Н-7а-7
26
35
54
74
63
8
204
464
4
8
Н-7а-8
24
32
51
89
54
8
198
654
3
9
Н-7а-9
26
36
54
88
64
9
198
475
4
10
Н-7а-10
30
40
60
100
70
10
204
514
5
11
Н-7а-11
24
33
51
73
54
8
204
447
3
12
Н-7а-12
28
39
59
98
66
10
204
504
5
13
С-7б-1
26
36
57
87
67
10
202
283
4
14
С-7б-2
25
34
56
83
62
8
204
472
4
15
С-7б-3
26
35
54
76
56
8
204
459
3
16
С-7б-4
27
40
59
98
67
10
204
505
5
17
С-7б-5
28
35
57
97
64
9
204
494
5
18
С-7б-6
23
34
51
73
54
8
186
429
3
19
С-7б-7
24
35
53
74
54
8
198
446
3
20
С-7б-8
24
35
56
72
66
7
204
464
4
21
С-7б-9
26
40
60
96
70
10
204
506
5
22
С-7б-10
30
40
60
96
66
10
204
506
5
Из 25 учащихся по балльно-рейтинговой контроли знаний
учащихся на оценку «3» работали 9 учащихся; на оценку «4» - 9 учащиеся; на оценку «5» - 7 учащихся. Процент успеваемости – 100%, процент качества – 64%.
Констатирующий этап. С целью выяснить, какой уровень мотивации изначально имеют наши испытуемые, мы использовали диагностические методики «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой (приложение 1) и «Мотивация успеха и боязнь неудачи (Опросник А. А. Реана) (приложение).
Результаты диагностики уровня мотивации «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Лускановой в начале и в конце учебного года:
Уровень
мотивации
В начале учебного года
В конце учебного года
Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся
%
Высокий
3
12
5
20
Средний
8
32
11
44
Низкий
14
56
9
36
Всего:
25
25
Представим результаты диагностики графически:
Из таблицы видно (приложение 3), что в уровень мотивации повысился
при 5% уровне значимости, то есть это доказывает, что уровень мотивации повысился.
Результаты диагностики методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи (Опросник А. А. Реана) в начале и в конце учебного года
Уровень
мотивации
В начале учебного года
В конце учебного года
Кол-во уч-ся
%
Кол-во уч-ся
%
Высокий
2
8
3
12
Средний
10
40
15
60
Низкий
13
52
7
28
Всего:
25
25
Представим результаты диагностики графически:
Из таблицы видно (приложение 4), что уровень мотивации повысился
при 5% уровне значимости, то есть это доказывает, что уровень мотивации повысился.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования. Уровень мотивации действительно повысился посредством балльно-рейтингового контроля учащихся 7 класса основной школы.
Заключение
Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование мотивации учения - одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер.
В ходе исследования данной решены следующие задачи:
Во-первых, изучено научно-методическая и психолого-педагогическая литература по теме исследования. Методологическую основу исследования составляют труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Асеева В. Г., Васильева И. А., Вилюнас В. К., Марковой А.К., Маслоу А., Огородникова И.Т. и др.)
Во-вторых, выявлено повышение мотивации на уроках математики посредством балльно-рейтингового контроля.
В-третьих, подобраны диагностические методики, для повышения мотивации, учащихся на уроках математики.
В-четвёртых, разработано комплекс индивидуальных заданий для учебника по алгебре 7 класса под ред. С. А. Теляковского и экспериментально проверена гипотеза исследования.
Использование на уроках математики балльно-рейтинговый контроль учащихся 7 класса основной школы, повысит уровень школьной мотивации.