План - конспект коррекционно - развивающего занятия "Учимся играть " (Ранний детский аутизм. F 71).
План - конспект коррекционно - развивающего занятия "Учимся играть " (Ранний детский аутизм. F 71).
Конспект коррекционно - развивающего занятия предназначен для работы с детьми с ограниченными возмоностями, а в частности имеющим диагноз: ранний детский аутизм. Умеренная умственная отсталость. Специфическое развитие речи и формирование игры, обусловленные коммуникативными нарушениями. Занятие состоит из 15 этапов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ds: Ранний детский аутизм. Умеренная умственная отсталость. Спецефическое развитие ручи, обусловленное коммукативными нарушениями. Нарушение формирования игры, обусловленное коммуникативными нарушениями.
Длительность занятия:40 – 45 мин.
Тип занятия: Повторение, закрепление знаний, умений и навыков. Применение полученных знаний на практике.
Вид занятия: Интегрированный.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, дидактические игры, самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, методы стимулирования и мотивации.
Цели и задачи:
Коррекционно - образовательные: Стимулирование речевой активности. В процессе общей эмоциональной активности, усиливать общую речевую активность ребёнка и его готовность речью реагировать на происходящее через эмоционально-смысловой комментирование: аффективные звукоподражания, вокализации. Учить родителей приёмам установления положительного эмоционального контакта с последовательным переходом к аффективным формам общения, вызывая положительные эмоциональные реакции (двигательные, речевые): эмоционально – смысловое комментирование, не нарушая стереотипов ребёнка, присоединяться к поведению ребёнка, вызвать интерес, переходить в процесс взаимодействия с ребёнком.
Коррекционно - развивающие: Эмоционально присоединяясь к поведению ребёнка, вызвать его интерес к взаимодействию со взрослым: простейшие аффективные формы контакта; эмоционально присоединяясь, придавать игровой ситуации определённый смысл и развивать её с постепенным переходом к целенаправленному взаимодействию, процессуальным играм. Стимулируя потребность, интерес, формировать умение реагировать, откликаться на простые инструкции, обращения, просьбы. Развитие мелкой моторики. Учить собирать мелкие предметы в ёмкость. С помощью педагога учить ставить палочки в отверстия. Развитие внимания.
Коррекционно - воспитательные: Развивать навыки использования социальных жестов («Привет», «Пока»). Развитие эмоционального контакта и начальных форм восприятия себя и окружающих людей. Смягчить общий фон сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги.
Развитие умений осуществлять взаимосотрудничество. Организация общего позитивного фона в процессе коррекции. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Оборудование: Пирамидка, пирамида напольная, стучалка «Шарики, доска Сегена «Фрукты», доска Сегена узкая «Животные», рамка – вкладыш Монтессори «Геометрические фигуры», деревянная рамка – вкладыш Монтессори «Цветной сортёр», объёмный плоскостной трафарет «Геометрические фигуры, настольная игра «Поймай лягушку», 2 чашки, лопатка, набор резиновых шариков, бутылка пластиковая большая, 2 стульчика, счётные палочки Зайцева, баночка с отверстием на крышке, шина с отверстиями, палочки деревянные, альбом для рисования, простой карандаш, краски акварельные, кисточка, баночка с водой, салфетки влажные.
Домашнее задание: 1) Игра «Копилочка» (с монетками, со счётными палочками Зайцева). 2) Задание: раскрасить акварельными красками нарисованные геометрические фигуры. 3) Нанизывание дисков на стержень.
Ход занятия:
Структурные компоненты
занятия
Содержание работы
Динамика наблюдений
Деятельность педагога
Деятельность ребёнка
Организационный момент.
Педагог приветствует ребёнка, здороваясь с ним за руку. Предлагает пройти в кабинет и сеть на «свой» стульчик.
Ребёнок проходит в кабинет, садится на стульчик за стол. Родитель садится рядом с ребёнком.
Задание «Собери пирамидку».
Педагог предлагает ребёнку разобрать и собрать пирамидку с учётом величины колец.
Ребёнок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку способом перебора вариантов.
Пирамида напольная.
Педагог предлагает ребёнку снять кольца с пирамиды и собрать пирамиду без учёта величины колец, обращая внимание ребёнка на то, что надевать кольца нужно аккуратно, не бросая их.
Ребёнок снимает кольца с пирамиды и собирает пирамиду без учёта величины колец с помощью педагога.
Стучалка «Шарики».
Педагог предлагает ребёнку выполнить задание. Каждое последующее действие озвучивается педагогом.
Ребёнок выполняет задание по алгоритму:
Взять молоточек и положить его на стол.
Достать из паза палочку – «столбик», положить её на стол.
Достать поочерёдно шарики и положить их в отверстие лунок.
Взять палочку – «столбик» и вставить её в отверстие.
Взять молоточек.
Поочередно забивать молоточком шарики в лунки.
Задание повторяется 3 – 4 раза.
Доска Сегена «Фрукты».
Педагог произносит поочередно название фруктов, просит ребёнка дать их ему в руки:
- Дай мне арбуз.
- Дай мне банан.
- Дай мне яблоко и т.д.
Педагог выкладывает фрукты в ряд.
Педагог произносит инструкцию:
- Разложим фрукты на свои места. Каждый фрукт положим в свой «домик».
Педагог переворачивает доску и предлагает ещё раз выполнить задание.
Ребёнок подаёт педагогу называемый фрукт.
Ребёнок берёт из рук педагога фигурку фрукта и кладёт её в определённый паз.
Задание выполняется 2 раза. Меняется положение доски.
Доска Сегена узкая «Животные».
Педагог обращает внимание ребёнка на животных, расположенных на доске. Предлагает ребёнку достать фигурки, затем положить каждую на своё место.
Ребёнок достаёт фигурки животных, раскладывает их на столе. С помощью педагога поочерёдно кладёт каждую фигурку в определённый паз методом примеривания.
Педагог предлагает ребёнку обвести объёмные геометрические фигуры на альбомном листе простым карандашом.
При помощи педагога ребёнок пытается обвести фигуры на альбомном листе простым карандашом.
Рисование – раскрашивание «Разноцветные фигуры».
Педагог пытается привлечь внимание ребёнка к совместному раскрашиванию фигур акварельными красками. Помогает ребёнку удерживать кисть в руке, проводить линии.
Ребёнок пытается выполнить задание с направляющей и организующей помощью педагога.
Настольная игра «Поймай лягушку».
Педагог ставит перед ребёнком доску с отверстиями, предлагает ребёнку в каждый паз поставить лягушонка (посадить в «свой домик»).
Педагог, предлагает поймать лягушат, даёт ребёнку удочку. Придерживая руку ребёнка и направляя её к фигурке, помогает ребёнку «поймать» лягушонка.
Педагог выставляет лягушат в столбик вдоль доски. Затем предлагает ребёнку посадить лягушат назад, в домики.
Педагог снимает лягушонка с удочки, оставляя фигурку в отверстии доски.
Ребёнок размещает по инструкции педагога фигурки лягушек на доске.
Ребёнок пытается поймать лягушонка. В правой руке удерживает удочку, поймав, левой рукой снимает фигурку и ставит на стол.
Ребёнок с направляющей помощью педагога ловит лягушат и пытается попасть фигуркой в паз.
Игра «Перенеси шарики».
Педагог помогает ребёнку положить шарик в лопатку и выполнить задание. Каждое последующее действие озвучивается педагогом.
Ребёнок выполняет задание по алгоритму:
Положить шарик в лопатку.
Отнести шарик на лопатке к чашке.
Положить шарик в чашку.
Вернуться к начальному положению.
Дидактическое задание «Собери шарики в бутылку».
Педагог предлагает ребёнку пересыпать шарики из бутылки в чашку.
Педагог предлагает ребёнку собрать шарики в бутылочку, удерживая руку ребёнка со стороны бутылки:
- В горлышко бутылочки опускаем шарики маленькие (выделяет голосом), в «окошечко» опускаем шарики большие (выделяет подчёркнуто голосом).
С помощью педагога ребёнок высыпает шарики из бутылки в чашку.
Ребёнок складывает шарики в бутылку в два отверстия. В горлышко опускает шарики маленького размера, в «окошечко» - шарики большого размера.
Игра «Копилочка».
Педагог предлагает ребёнку опускать счётные палочки в отверстие крышки на баночке. Обращает внимание на то, что брать нужно только по одной палочке.
Выкладывает палочки в ряд на краю стола.
Ребёнок опускает правой рукой палочки в отверстие крышки, левой рукой (при помощи педагога) пытается придерживать баночку.
Игра «Построй заборчик».
Педагог предлагает ребёнку достать палочки из отверстий в шине и положить их на стол.
Педагог показывает ребёнку, как нужно вставлять палочки в отверстия на шине, предлагает ребёнку присоединиться к работе.
Ребёнок при помощи педагога достаёт палочки из отверстий и кладёт их на стол.
Вместе с педагогом ребёнок вставляет палочки в отверстия на шине.
Замечания и предложения:___________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________