Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Секреты мастерства"»
План-конспект урока-тренинга «Секреты мастерства»
Введение
Проблема профессионального самоопределения была важна во все времена становления и развития нашей экономики. В современных условиях она становится чрезвычайно актуальной, что определяется новой экономической ситуацией в обществе, ориентированной на восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства, а также утратой нравственных ценностей многими представителями молодежи, интересы которой направлены на легкий успех в достижении цели, потери интереса к труду, профессиональной деятельности.
Все сказанное свидетельствует о значимости, важности рассматриваемого вопроса. Для решения проблемы подготовки обучающихся к профессиональному старту в школе введен специальный курс «Мир профессий».
Разработка урока для обучающихся 9-х классов
Тема: «Выбор профессии»
Цель: формирование позитивного образа жизни, помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Оборудование: средства ТСО, листы А-4, цветные ручки или фломастеры.
«Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
Синека
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Каждому из нас приходится совершать в жизни глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую жизнь. У Вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями.
II. Изучение нового материала.
1. Изложение материала.
Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрывать свои способности, заслужить почет и уважение.
Упражнение «Советчик».
Данное упражнение представляет собой специально организованную, упрощенную процедуру групповой экспертной оценки с элементами игры.
Цель: получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных одноклассниками. Всем участникам дается такое задание: напротив, каждой фамилии написать наиболее подходящее для данного человека профессии и учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать. В конце выполнения упражнения подводится итог
«Найти свою дорогу, узнать свое место —
в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой»
В. Г. Белинский
Известно несколько тысяч профессий.
Как же в них ориентироваться? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии. Обсудим, как можно классифицировать профессии, чтобы совершить адекватный выбор. Поможет нам в этом дифференциально-диагностический опросник (методика Е. А. Климова, модификация А. А. Азбель).
2. Возьмите на заметку
Можно так же использовать диагностику по методике «Способности в деятельности» (СВД), методика изучения профессиональной направленности, тест Д. Голланда «Методика профессионального определения».
Вы выполнили методику ДДО, а теперь попробуйте расшифровать кроссворд:
1. Кто готовит котлеты, салаты? (повар);
2. Кто красит стены? (маляр);
3. Кто в дни болезни будет всех полезней? (доктор);
4. Встанет спозаранку и весь день крутит баранку? (шофер);
5. Работает на мельнице? (мельник);
6. Играет на пианино? (пианист);
7. Он не летчик, ни пилот. Он ведет не самолет. А огромную ракету, дети, кто скажите это? (космонавт);
8. Специалист по технологии соединения деталей конструкций путем их местного сплавления? (сварщик);
9. Кто учит детей читать и писать? Природу любить, стариков уважать? (учитель)
3. Мини-дискуссия
Обсудите в группах следующее высказывание:
- «Человек бывает вполне человеком лишь в то время, когда он трудится» (М. Гюйо, философ 19 века);
- «Нет презренных ремесел, есть только презренные люди, бесчестно занимающихся ими» (П. Буаст, философ);
- «Невозможно работать для других, не работая для себя» (Ж. Ж. Руссо);
- «Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим» (Мигель Замокоис, французский новеллист).
4. Занимательные факты.
Заметки о самых редких профессиях:
Титестер - это человек, который определяет сорт и качества чая, то есть дегустатор чая.
Пастижер — специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.
Бариста - кофевар, специалист по приготовлению кофе (в основном именно экспрессо), умеющий правильно приготовить кофе (в том числе с использованием искусства латте-арт) или напитки на его основе и подать посетителю.
Переворачиватель пингвинов - после взлета или посадки самолeта они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину.
5. Формула профессии.
При выборе профессии нужно ориентироваться на три важных слова: ХОЧУ, МОГУ, НАДО — это осознанный выбор профессии.
Осознанный выбор профессии — это такой выбор, при котором человек учитывает и личностные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии. Соотношения между «хочу» и «могу» - в ваших руках.
Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет.
ПРИТЧА «Всё в твоих руках».
«Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!»
ПРИТЧА «Всё в твоих руках».
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках».
Литература:
- В. П. Бондарев. Успешный выбор профессии. Пособие/практикум, М., «ВАКО», 2015 г.;
- А. Грецов. Выбираем профессию. Питер, 2008 г.;
- Система профессиональной информации в старших классах средней школы / [Б. А. Федоришин, С. Я. Карпиловская, Е. М. Ткаченко и др.] ; Под ред. Б.А. Федоришина ; Науч.-исслед. ин-т психологии УССР. - Киев : Рад. школа, 1977. - 164 с.