kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока психологии по теме: "Психологические аспекты личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с психологическими особенностями личности. Понятие «темперамент». Типы нервной системы в работах И. П. Павлова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока психологии по теме: "Психологические аспекты личности"»


План-конспект урока психологии по теме:

"Психологические аспекты личности"

Цель занятия.

Познакомить учащихся с психологическими особенностями личности. Понятие «темперамент». Типы нервной системы в работах И. П. Павлова. Характерные особенности четырёх типов темперамента. Развитие навыков самоанализа. Познакомить учащихся с методикой исследования темперамента. Связь темперамента и выбор профессии. Типы темперамента в известных произведениях литературы. Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от индивидуально-типических свойств.

Ход работы.

1. Психодинамические особенности темперамента.

Под динамическими особенностями (свойствами) психики подразумевается, прежде всего, степень интенсивности психических процессов, состояние, а также та или иная скорость их протекания. Так один человек в поведении ведёт себя медлительно, а другой порывисто. Одни люди более «холодны» и крайне скупы к проявлению чувств, другие очень эмоциональны и неустойчивы.

Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

2. Проявление темперамента в разных сферах психики.

Три сферы проявления темперамента: общая активность, эмоциональность и особенности моторной сферы.

Общая активность определяется интенсивностью и общим объёмом взаимодействия человека с окружающей средой. По этому параметру человек может быть инертным, активным, спокойным, инициативным, стремительным, активным.

Моторная сфера - темп, быстрота, ритм, общее количество движений.

Эмоциональность - это проявление чувствительности, впечатлительности, импульсивности.

Учитывая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что нет «плохого» типа темперамента. Каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. Поэтому усилия личности должны быть направлены на разумный контроль собственного темперамента.

3. Научные представления о типах темперамента.

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего её представителя Гиппократа (v век до нашей эры) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работающие несколькими столетиями позже обозначили пропорцию в смешении этих соков латинским словом temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей».

Постепенно в античной науке получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят от темперамента, то есть от пропорции, в которой смешаны в организме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой либо жидкости. Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом

( от лат. слова «сангвис» - кровь), смешение, при котором преобладает лимфа – флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» - слизь), смешение с преобладанием жёлтой желчи – холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» - желчь). Смешение с преобладанием чёрной желчи - меланхолическим темпераментом (от греческого слова «мелайна холэ» - чёрная желчь). Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако, в науку прочно вошли термин «темперамент» и до наших дней сохранило деление людей на четыре типа темперамента.

3. Учение о типах нервной системы.

Уже в наше время ряд отечественных учёных И.П. Павлов, Д. М. Теплов, В. Д. Небылицын задались вопросом о том, в чём же состоит физиологическая основа темперамента. Ими было выдвинуто учение о типах нервной деятельности, или свойствах нервной системы.

И. П. Павлов и его сотрудники на основе многочисленных экспериментов на собаках выявили несколько основных типов нервной системы.

Сильный тип нервной системы - способен выдерживать очень сильные раздражители. Работоспособен.

Слабый тип нервной системы – чувствителен, восприимчив, но плохо переносит большие нагрузки. Склонен впадать в «запредельное торможение», Нервная система действует как предохранитель и временно отключается для восстановления энергобаланса.

Кроме этого нервная система может быть уравновешенная и неуравновешенная.

Уравновешенный тип – человека трудно вывести из себя.

Неуравновешенный тип легко поддаётся стрессу и переходит в эмоции.

Подвижный (инертный) тип нервной системы: быстро или медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Инертность, трудность переключения ещё называется ригидностью. В поведении это может сказаться, как консерватизм.

В концепции И. П. Павлова сформирована идея о том, что тип нервной системы тесно связан с особенностями поведения, составляя основу темперамента человека.

Задание для обучающихся:

Пройти тест Е. П. Ильина для ориентировочного выявления типа своей нервной системы.

Однако исследования Павлова не являются завершенными. В настоящее время продолжаются исследования в области силы нервной системы и типа темперамента. Используются современные методы исследования. Большое внимание уделяется изучению электрической проводимости нервных волокон у разных людей.

4. Типы темперамента.

Существует психологическая трактовка типов темперамента. Каждый из четырёх типов темперамента определяется на основе нескольких характерных психологических особенностей.

Сангвиник - человек с выраженной психологической активностью быстро реагирует на внешние проявления. Стремится к частой смене деятельности, сравнительно легко переживает неудачи. Имеет выраженную, подвижную мимику.

Флегматик - человек со слабыми внешними проявлениями, с устойчивыми стремлениями, взглядами, образом жизни, медленной речью, глубиной чувств без внешних проявлений.

Холерик - человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстью, быстрый и порывистый, с частыми и не предсказуемыми сменами настроения.

Меланхолик - человек впечатлительный, склонный к глубокому анализу, переживанию, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружение с приглушенной, часто не уверенной речью.

Задание для обучающихся.

Проанализировать произведение А. Дюма «Три мушкетёра» и на основе полученных знаний назвать типы темперамента главных героев. Проанализировать произведение А. С. Пушкина и отнести персонажей Онегина и Ленского к типам темперамента.

Проанализировать произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и на основе имеющихся знаний предположить тип темперамента Раскольникова.

5. Экстраверсия-интроверсия.

Популярный английский психолог Ганс Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.

Первый показатель характеризует индивидуально психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир.

Считается, что экстравертам свойственно: общительность, стремление к нахождению социальных связей, высокая адаптивность, выраженная активность.

Интровертам, напротив, свойственны необщительность, замкнутость, концентрация на внутренних взглядах. Кроме того, пониженная эмоциональность, склонность к самоанализу, высокая настойчивость и упрямство.

Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости. Показатель нейротизма биполярен. С одной стороны располагаются люди с высокой эмоциональной стабильностью, с другой, неустойчивые и плохо адаптирующиеся индивиды.

Практическая часть.

Выполнение тестирования под руководством учителя. Методика Г. Айзенка, тест-опросник: «Темперамент».



«КРУГ» АЙЗЕНКА



Нейротизм эмоциональная нестабильность

обидчивый

тревожный

впечатлительный

пессимистичный

необщительный

сдержанный



меланхолик

интроверсия

раздражительный

агрессивный

импульсивный

оптимистичный

лидирующий

активный



Холерик

экстраверсия

Флегматик



пассивный

старательный

вдумчивый

миролюбивый

надёжный

размеренный

спокойный

Сангвиник



Общительный

открытый

разговорчивый

доступный

беззаботный

живой

инициативный

Эмоциональная стабильность

Каждый темперамент имеет свои преимущества.

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении принятых решений – флегматиком». Вильгельм Вундт.

Великий психолог-экспериментатор Вундт ещё раз подчёркивает отсутствие плохого и хорошего типа темперамента, есть только «невоспитанный» и «воспитанный» темперамент.

Проявления качеств личности зависят от темперамента человека, однако, несомненно, нужно помнить, что риски и перспективы за свое поведение всегда несёт личность, а не особенности нервной системы.

6. Особенности выбора трудовой деятельности в зависимости от типа темперамента.

Особенности темперамента сказываются и в учебной и трудовой деятельности. Так, обычная подвижность и лабильность нервной системы сангвиника может принести выгоду, если работа требует смены общения, обстановки, перемены мест, смены режима дня. Однако нужно понимать, что сангвинику часто недостаёт серьёзности и выдержанности, усидчивости и терпения. Частенько начатое дело так и не доходит до финала.

Холерик может выполнять действия, которые можно произвольно прервать, а также стремится к чередованию неоднородных действий. Они стремительны, выносливы, работоспособны. Быстро переключаются, любят работу, связанную с перемещением, стремятся лидировать в групповой деятельности.

У флегматиков предпочтения в стабильности и постоянстве. Они внимательны, пунктуальны, щепетильны к мелочам. Любят и умеют тщательно планировать деятельность. Предпочитают статичность, подконтрольность процессов, трудно переключаются и не любят частой смены деятельности.

Меланхолики быстро утомляются при больших нагрузках, им противопоказаны стрессовые ситуации. Любой стресс или незначительный конфликт способен выбить меланхолика из равновесия. С успехом реализуют себя во многих специальностях творческого, интеллектуального, педагогического и других специальностей.

Люди разных темпераментов способны добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности за счёт выработки собственного стиля работы. Возможно, выраженному интроверту не стоит выбирать профессию, связанную с интенсивным общением, однако при высокой мотивации темперамент не станет непреодолимым препятствием в профессии.

Задание для обучающихся.

Соотнесите темпераменты с наиболее подходящими профессиями. (до 5 минут)

7. Проявление типов темперамента в общении.

Для эффективного взаимодействие людей очень важно, чтобы стиль общения был соотнесён с темпераментом собеседника. Так публичное порицание холерика может привести к вспышке агрессии или испортить отношения. Меланхолик может проявлять депрессию, флегматику необходимо обоснование замечаний, а сангвиник может высмеять своего обидчика и при этом остаться при своём мнении. Для долговременного и успешного общения с людьми стоит понаблюдать и сделать соответствующие выводы на основе полученных знаний о темпераменте.

Задание для обучающихся

В парах происходит беседа. Задача угадать какой тип темперамента изображает партнёр. Затем происходит смена ролей. (до 5 минут)

Необходимое оборудование для урока

Меловая или интерактивная доска, литературные источники (Пушкин, Достоевский.) Опросник Г. Айзенка. Листочки в клеточку, ручки, простые карандаши, линейки.

До урока важно создать позитивное настроение, снять возможное опасения учащихся перед тестированием.

Рекомендуемая литература

Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2 – М. 1982.

Гиппенррайтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М. – 1996.

Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. М. – 1994.

Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. Саратов. – 1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока психологии по теме: "Психологические аспекты личности"

Автор: Палей Михаил Александрович

Дата: 23.04.2020

Номер свидетельства: 547801


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства