Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра»
Открытое занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра (индивидуальное, 4 года).
Пояснительная записка:При обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Исходя из этого строить занятие с таким ребенком необходимо учитывая все вышеперечисленное.
Цели и задачи занятия:
-закрепление устойчивого эмоционального контакта с педагогом;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми;
-обучение его простым навыкам контакта;
-смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-развитие тактильных и сенсорных ощущений;
-развитие познавательной активности;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Используемые материалы: фигуры домашних животных, тематические карточки, емкость с крупой, пластмассовые цифры, гуашь, кисточка.
Ход занятия:
Приветствие.
Цель: Учить элементарным навыкам приветствия (протягивать руку) в ответ на приветствие педагога.
«Кто в домике живет?»
Цель: Учить повторять действия за педагогом, вызывать эмоциональную реакцию в ответ на происходящее, доставать предмет из узкого отверстия, соотносить предмет с написанным на карточке словом (элемент глобального чтения), подавать предмет по словесной инструкции педагога.
1 этап:
На столе разложены карточки с названиями домашних животных. В картонном домике с отверстием фигурки аналогичных животных.
- Ваня, смотри какой дом! Кто, кто в домике живет? (Стучим по домику, предлагаем ребенку сделать также).
Ребенок должен достать фигурку и соотнести с надписью на карточке. Провоцируем ребенка к называнию животного.
2 этап:
Предлагаем ребенку второй ряд карточек по одной. Ребенок должен соотнести действие с животным.
петух
кукарекает
Конь
Ржёт
Корова
Мычит
Осел
Кричит
Собака
Лает
Кошка
Мяукает
баран
блеет
Игра-физминутка «Большая черепаха».
Цель: знакомство с частями тела, сенсорное развитие, развитие коммуникативного общения.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха
За (называем часть тела).
-Кусь, кусь, кусь
Никого я не боюсь!
При назывании части тела массируем ее с небольшим усилием.
Игры с крупами.
Цель: Развитие сенсорного и тактильного восприятия.
В емкости с фасолью и гречкой спрятаны цифры. Предлагаем ребенку найти и достать цифры, затем разложить их по порядку. Провоцируем ребенка к называнию и проговариванию цифр.
Игра-соотнесение «Прищепки».
Цель: Учить соотносить цифру с количеством.
Ставим перед ребенком коробочку с надетыми прищепками (Ваня не может надевать прищепки самостоятельно, и, чтобы не потерять интерес к заданию предлагаем не надевать, а снимать).
- Ваня, сними три (одну, пять и т.д.) прищепки.
Если ребенок не выполняет задание по словесной инструкции, кладем перед ним цифру и просим снять столько прищепок, какую цифру он видит перед собой.
Работа с карточками.
Цель: развитие зрительного восприятия, элементов арт-терапии, развитие умения удерживать кисть в руке, учить работать с трафаретами.
Перед ребенком выкладываем карточки с разным количеством предметов. Просим найти соответствующую цифру, намазать ее краской и сделать отпечаток на карточке.
Прощание.
Цель: учить махать рукой в ответ на словесное обращение «Пока-пока».