kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптимальное самоутверждение или Я-высказывание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка факультативного занятия с обучающимися 11 класса по авторской программе «Психология межличностных отношений»

Раздел 4. Общение в конфликте

Тема 4.2. Оптимальное самоутверждение или Я-высказывание

Просмотр содержимого документа
«Оптимальное самоутверждение или Я-высказывание»

Оптимальное самоутверждение или Я-высказывание


Цели: обоснование важности эмоций и чувств в жизни человека; формирование умений анализировать причины своего эмоционального состояния и выражать свои чувства, не обижая других; воспитание интереса к психологии общения.

Задачи:

Дидактические

- закрепить навыки определения типов поведения в конфликте;

- осуществить тренинг нивелирования приказных формулировок в речи;

Развивающие

- развивать у обучающихся умения переносить усвоенные знания в области межличностных взаимоотношений в жизненные ситуации;

- формировать у учащихся навыки конструирования Я-высказывания;

Воспитательные

- воспитывать у молодых людей настойчивость в достижении поставленной цели;

- воспитывать интерес к сотрудничеству в группе.

Тип урока: урок с элементами тренинга.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная презентация, таблицы с Я-высказываниями, карточки с домашним заданием, магнитная «лестница преодоления», магнитный человечек, таблица типов поведения в конфликте с соответствующими девизами.

Ключевые понятия: избегание, компромисс, конкуренция, оптимальное самоутверждение, приспособление, сотрудничество, Я-высказывание.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой «Комплимент соседу». Мотивация.

Игра «Эмоциональная цепочка»

6-7 добровольцев выходят к доске и становятся в колонну друг за другом. Психолог просит последнего учащегося задумать какую-нибудь эмоцию и передать без слов с помощью мимики и жестов тому, кто стоит впереди. Задача состоит в том, чтобы каждый последующий участник передавал «полученную эмоцию» своими способами. Когда первый игрок «получит эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать стоящий последним в колонне игрок. Затем каждый участник говорит, какую эмоцию он передавал.

(При обсуждении результатов внимание учащихся акцентируется на том, что у каждого из нас свой индивидуальный набор проявления эмоций, поэтому не всегда просто понять чувства другого человека).

Психолог. Ребята, посмотрите на плакат с изображением «лестницы преодоления». Этот магнитный человечек будет подниматься вверх по ступенькам, как только вы будете успешно проходить этапы нашего урока.

(На экране слайд с формулировками целей и задач урока).

Психолог. Сегодня мы продолжим тему «Общение в конфликте» и коснемся одного из ее разделов «Оптимальное самоутверждение». Но сначала я проверю домашнее задание и тем самым определю, усвоен ли вами материал предыдущего занятия «Типы поведения в конфликте».

Один из вас будет зачитывать конфликтную ситуацию, подобранную из
программной художественной литературы, а другие будут определять тип
поведения в ней.

(На экране транслируются типы поведения в конфликте с девизами)

1. Конкуренция_______ «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

2. Приспособление_____ «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

3. Избегание___________ «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я

ухожу от него»

4. Компромисс_________ «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из

нас должен что-то потерять»

5. Сотрудничество______ «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

(Учащиеся зачитывают свои варианты и подбирают соответствующий тип поведения. Например, героиня пьесы А.Островского «Гроза» Катерина, не выдержав жизненных испытаний, бросается с обрыва в реку. Эта форма решения конфликта – избегание)

Психолог. С этим заданием вы справились.

(На «лестнице преодоления» отмечается первая ступенька)

Ребята, а вы заметили, что, как и в художественной литературе, так и в реальной жизни, каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека. Особенно, если мы указываем ему, что он должен или не должен делать, приказываем. Поэтому сейчас мы попробуем избавиться от повелительной формы в своих высказываниях.

Выполним такое упражнение. Я буду называть словосочетание с глаголом
повелительного наклонения (припомните правила русского языка: идти - иди, идите; сидеть - сиди, сидите; делать - делай, делайте).

Вы произносите фразу с тем же смыслом, только без повелительного
наклонения глагола. Например, вместо «Иди к доске!» - « К доске пойдет...»

Психолог Учащиеся

Садись обедать! Не пора ли обедать?

Делай уроки! Скоро фильм, а у тебя не все уроки сделаны.

Замолчи! Извини, ты мне мешаешь.

Убери на столе! У тебя есть ещё время убрать на столе.

Дай мне пройти! Извини, мне нужно пройти.

Отдай мне тетрадь! Мне нужна моя тетрадь.

Вымой пол! Сегодня твоя очередь мыть пол.

Психолог. Итак, мы убедились, что в общении можно избежать приказных формулировок. (Ещё одна ступенька закрыта)

Ребята, неужели достаточно изменить форму обращения к человеку, и результат будет достигнут?

Учащиеся. Нет. Нужно еще знать и учитывать индивидуальные особенности личности.

Психолог. Правильно. Вспомним наши уроки-тренинги по выявлению ваших личностных качеств! Сейчас я предлагаю игру «Вырвись из круга» на закрепление полученных навыков.

(6 человек проводят игру. Стоящий внутри круга убеждает участника выпустить его из круга).

Анализ действий в игре

Ведущий задаёт вопрос победителю игры: «Почему ты обратился именно к этому участнику?»

Ответ. Он (имя) недоминантный (а это значит, что готов внимательно выслушать не перебивая), мобильный (готов поменять своё решение в зависимости от ситуации), экстраверт (нацелен на общение, заинтересован в благоприятном исходе).

Учащиеся:

- Игрок использовал визуальный контакт (смотрел в глаза собеседнику);

- правильно выбрал пространство в межличностном общении (стоял
близко);

- стоял напротив партнёра, а не напротив сцепленных рук;

- прикасался рукой к плечу стоящего перед ним человека, так как знал,
что тот кинестетик, то есть его ведущие каналы восприятия —
ощущения тела;

- убедительно говорил и искренне.

Психолог. Теперь мы убедились, что знание психологических индивидуальных особенностей человека может быть хорошим помощником при решении конфликтной ситуации. (Ещё ступенька одна преодолена)

Но и это далеко не всё. Существует множество приёмов выхода из конфликтных ситуаций. Сейчас я познакомлю вас ещё с одним. Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть, вам и понятно, почему это происходит, но, тем не менее, вы не переносите, когда кто-нибудь на вас кричит. Допустим, это происходит со мной. Например, я тоже закричу в ответ. Кто так же поступит? (учащиеся поднимают руки). Это агрессивная реакция, которая ещё больше осложняет взаимоотношения. Второй вариант - я уйду в сторону. Кто так же поступит? (Учащиеся поднимают руки). Это пассивная реакция, отступление. Она приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву. Других вариантов нет?

А теперь я хочу предложить использовать оптимальное
самоутверждение.
Мне нужно найти формулировку, чтобы наилучшим образом отстаивать свою точку зрения, эта формулировка не должна вызвать у собеседника агрессию и желание защититься.

(Учащиеся записывают в тетрадь)

«Я-высказывание - это способ выражения вашего отношения к какой-либо ситуации».

Психолог. Итак, познакомьтесь со схемой Я-высказывания.

(Записывает на доске)

1. Событие - «Когда...(описание нежелательной ситуации).

2. Моя реакция - «Я чувствую (я готов)...»(описание своих чувств).

3. Предпочитаемый исход - «Мне хотелось бы, чтобы... (описание желательного варианта).

На первом этапе потребуется способность к объективному описанию события, приведшего к возникновению проблемы, конфликта. Сравните:
а) «Когда на меня поднимают голос...»

в) «Когда вы орёте на меня...»

Вариант в) - плохое начало. Здесь потребуется беспристрастное описание
происшедшего, а не ваше или чьё-то истолкование событий. Выражения вроде: «Когда вы нападаете на меня...», «Когда ты хитришь...» - являются вашим истолкованием событий. Задача заключается в том, чтобы описать детали поведения, которые представляются как нападение или хитрость.

На втором этапе вам потребуется описать свои чувства, вызванные
данным событием. Иногда трудно найти такие слова, тогда можно использовать описание того, что вы делаете в этом состоянии.

Например: «Когда на меня кричат, я чувствую себя рассерженным, у
меня всё валится из рук, я хочу выйти из комнаты и т. д.

И третья часть Я-высказывания - предпочитаемый исход - требует ясной
и четкой формулировки того, что вы хотите.

Чтобы этот алгоритм, эта схема не оставалась только теоретическим
элементом, мы сейчас испытаем Я - высказывание в конкретной ситуации. Вы ведь знаете, что все наши тренинги имеют прикладное значение.

Ситуация: Парень не пришел на свидание (руководитель срочно
отправил группу, в которой участвует молодой человек, на песенный фестиваль, а времени и возможности сообщить об этом девушке нс было). На следующий день при встрече у них возник конфликт.

(Разыгрывается ситуация Установка для девушки - она не намерена совсем разрывать отношения с парнем).

Схема Я - высказывания парня в этой конфликтной ситуации:

«Когда руководитель неожиданно попросил меня защитить честь школы
на фестивале, я почувствовал растерянность и беспомощность, так как с одной стороны я не мог отказать, а с другой - у меня совсем не было возможности тебе об этом сообщить. Мне хотелось бы, чтобы ты поняла меня и простила, ведь я пострадал не меньше тебя, потому что не только ты была без меня, но и я тоже был без тебя! Представляешь, какое у меня горе!»

Конфликт исчерпан. (Ступенька закрыта)

Чтобы этот способ начал «работать» на практике, требуется сознательная
установка на обучение и тренировку. Пока он не станет подсознательным
навыком. Поэтому я предлагаю такое упражнение, где нужно переформулировать обидные Ты - высказывания в Я - высказывания.

На экране таблица:

Обидные высказывания Я - высказывания

Это просто твой эгоизм! Я последнее время не чувствую от

тебя прежней заботы. С чем это

связано?

Ты не в состоянии понять Мне необходимо твое понимание и

другого человека! участие.

Тебе все равно, что я думаю! Неужели я всегда говорю глупости?

Это все из-за тебя! Не слишком ли часто возникают у

нас проблемы?

Психолог. Цель Я- высказывания - не вежливость (хотя и не грубость), а прямота и ясность. Эго ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям и к улучшению взаимоотношений.

(Психолог показывает лестницу преодоления, где закрыты все ступеньки).

Сегодня на занятии мы достигли вершины одного лишь пролета лестницы, ведущей к умению разрешать конфликты. На последующих уроках нам предстоит преодолеть еще не один такой «пролет».

Домашнее задание. Ежедневно тренироваться в конструировании «Я-высказывания» в любых ситуациях межличностного взаимодействия.

Подведение итогов. Рефлексия. Психолог просит обучающихся подумать и ответить, что нового они для себя узнали на занятии, как они смогут применять эти знания в жизни?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Оптимальное самоутверждение или Я-высказывание

Автор: Баранова Наталья Петровна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421602

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства