kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Насилие. Жестокость. Закон." Профилактическое занятие для учащихся 9-х классов (в рамках правового классного часа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростков и по отношению к подросткам.

Задачи:

  • информировать учащихся о видах и циклах насилия, научить распознавать насилие;
  • сформулировать понятия «насилие» и «уважение», выявить роль алкоголя и наркотиков в проявлении насилия, жестокости, дать понять, что существует ответственность за совершенное насилие и жестокое обращение, рассказать о Российском законодательстве, касающемся вопросов насилия.

Участники: психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, администрация школы, учащиеся 9-х классов, классные руководители.

Оборудование: материалы для работы в группах, презентация, памятки учащимся.

Предварительная работа в электронном дневнике: форум «Понятие насилие  жестокость. Приходилось ли вам встречаться в жизни с таким явлением. К кому можно обратиться и что можно предложить, чтобы жестокого поведения было меньше".

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Насилие. Жестокость. Закон." Профилактическое занятие для учащихся 9-х классов (в рамках правового классного часа). »

Насилие, жестокость и закон.

Психологическое профилактическое занятие для учащихся 9-х классов

(в рамках правового классного часа).

Цель – профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростков и по отношению к подросткам.

Задачи:

  • информировать учащихся о видах и циклах насилия, научить распознавать насилие;

  • сформулировать понятия «насилие» и «уважение», выявить роль алкоголя и наркотиков в проявлении насилия, жестокости, дать понять, что существует ответственность за совершенное насилие и жестокое обращение, рассказать о Российском законодательстве, касающемся вопросов насилия.


Участники: психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, администрация школы, учащиеся 9-х классов, классные руководители.


Оборудование: материалы для работы в группах, презентация, памятки учащимся.


Предварительная работа в электронном дневнике: форум «Понятие насилие жестокость. Приходилось ли вам встречаться в жизни с таким явлением. К кому можно обратиться и что можно предложить, чтобы жестокого поведения было меньше.

ХОД РАБОТЫ

  1. Психолог записывает тему занятия на доске. Говорит о том, что данная тема деликатная, для кого-то неприятная и, наверное, для всех новая. Проведение урока потребует от всех участников бережного отношения друг к другу. Ведущий сообщает, что в городе выявляются случаи проявления насилия и жестокости в семье или в отношениях подростков друг с другом. К сожалению, количество случаев проявления насилия и жестокости увеличивается.

  2. Работа в малых группах. Класс делиться на малые группы, которые будут работать в течение урока. 5 групп. В ходе обсуждения школьники отвечают на следующие вопросы:


  • Что такое насилие, жестокость?

  • Какие виды насилия существуют и как они проявляются?

  • Какова цель насилия?


Работа со словарем, методической литературой. 3 минуты

Фронтальное обсуждение.

Насилие – «есть намеренное применение физической силы, фактически или в качестве угрозы, против себя самого, другого лица или против группы или сообщества, которое либо имеет следствием, либо вероятнее всего имеет следствием травму, смерть, психологический урон, порок развития или потерю”.

Жестокость (беспощадность, безжалостность) это социально-психологический феномен, выражающийся в причинении страданий живому существу, неприемлемым в данной культуре способом.

Виды насилия:


  • физическое;

  • психическое;

  • эмоциональное;

  • экономическое;

  • сексуальное;

пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость).

Работа в группе – как проявляются данные виды насилия и жестокости, привести примеры этих видов насилия.

Проблемная дискуссия. Спросите, есть ли у некоторых школьников клички. Считают ли они, что эти клички оскорбительны для человека, унижают ли они его. Можно ли, на их взгляд, клички отнести к одному из видов насилия. Если «да», то почему, если «нет», то почему. Психолог комментирует их ответы. Следует обратить внимание на признаки проявления насилия: обидчик повышает голос, прерывает разговор, говорит обидные слова, угрожает, оскорбляет. Укажите ребятам, что существует 2 вида воздействия на человека: словесное (вербальное) и физическое (невербальное).

Попросите ребят привести примеры насилия в семье, по отношению к детям со стороны взрослых и в отношениях между собой. Существует ли насилие в школе - между учителями и учениками? Если да, то в чем оно выражается.

Теперь обобщение и работа в группах.

1 группа – физическое насилие и жестокость;

2 группа – психическое насилие и жестокость;

3 группа – эмоциональное насилие и жестокость ;

4 группа - экономическое насилие и жестокость;

5 группа - Сексуальное насилие и жестокость.

Ответы участников.

Физическое

Психическое

Эмоциональное

Экономическое

Сексуальное

  • Ударить

  • Оказывать давление

  • Грубые окрики

  • Не давать денег

  • Изнасилование

  • Избить

  • Унижать

  • Оскорбления

  • Контролировать сколько и на что тратишь

  • Принуждение к сексуальным отношениям

  • Толкнуть

  • Угрожать

  • Унижение чувства собственного достоинства

  • Лишать собственных денег

  • Пошлые домогательства

  • Таскать за волосы

  • Порча принадлежащих вещей

  • Постоянная критика

  • Ограничивать во всем (экономическое давление)

  • Вульгарные выражения; высказывания; жесты и мимика.



Психолог разъясняет проявление насилия, выражающие пренебрежение к нуждам ребенка. Это - отсутствие элементарной заботы о ребенке (в пище, одежде, жилье, медицинском уходе), в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Психолог задает вопрос школьникам, какие из перечисленных проявлений насилия оказывают на них самое большое влияние. Сделайте вывод, что никто не должен проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку. Подумайте, стоит ли вам поддерживать с таким человеком отношения? Выслушайте ответы ребят.



Задайте ребятам вопрос: какова цель насилия? Выслушав их ответы, сделайте вывод: это желание власти и контроля над другим человеком. Запишите это на доске: власть и контроль.

  1. Обсуждение: «Какие деструктивные виды насилия могут быть?». Ребята отвечают на заданный вопрос – фронтальная беседа.

  • убийство;

  • суицид;

  • изнасилование;

  • тяжкие телесные повреждения.



Школьники анализируют, сразу ли происходят подобные виды насилия или нет. Ведущий урок делает выводы вместе с ребятами: чаще этому предшествует определенное время, когда взаимоотношения ухудшаются, угроза насилия нарастает. Нередко виды подобного насилия проявляют люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

«Кто может стать жертвой насилия?»

Вывод: жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи.


  1. Почему возникает насилие и жестокость?


На этот вопрос ребята отвечают, работая в малых группах – 2 минуты. Обратите внимание школьников на такие ответы, как неумение себя вести, контролировать свои чувства, нести ответственность за своего друга, товарища, желание мести, употребление алкоголя, наркотиков.


  1. Психолог переходит к следующей части. Что можно противопоставить насилию и жестокости? Правильный ответ – уважение.

Что означает уважительное отношение? – фронтальный опрос.

Уважительное отношение означает:

  • Не оскорблять;

  • Не толкать;

  • Не бить;

  • Говорить уважительно;

  • Пытаться понять другого;

  • Быть милосердным;

  • Быть приятным в общении;

  • Уметь слушать;

  • Не перебивать при разговоре;

  • Заботиться о родных, друзьях.

Работа в группах: Учащиеся должны определяя, что такое уважение, составить список условий, свидетельствующих о проявлении неуважения. Составление перечня нужно сопоставить с видами насилия.

Например:

  • физическое насилие - не толкать, не бить, не хватать за рукава и волосы, не щипать и т.д.;

  • психическое - …

  • эмоциональное - ...

  • вербальное насилие - ...

  • сексуальное насилие - ...


Ответ: НАСИЛИЕ - УВАЖЕНИЕ



НАСИЛИЕ


УВАЖЕНИЕ


Физическое


Не бить, не толкать и другое

Эмоциональное


Не кричать, не оскорблять и другое.

Психическое

Не унижать чувства собственного достоинства, не оказывать морального и психологического давления.


Экономическое

Не следить за каждым истраченным рублем.


Сексуальное

Не приставать с сексуальными домогательствами, быть вежливыми, добрыми, нежными.



Вывод: если человек хочет, чтобы к нему относились с уважением, то и сам должен проявлять уважение к другим.


  1. Ответственность за насилие, жестокость и закон.


Данная часть занятия проводится совместно с инспектором по делам несовершеннолетних.


Психолог предлагает провести анализ письма (текст письма см. в Приложении). Ведущему или учителю к этому уроку заранее подготовить необходимое количество экземпляров письма. Ребята работают в малых группах над следующими вопросами:



  • Кто является жертвой насилия, а кто свидетелем?

  • Какие виды насилия произошли?

  • Какие виды и этапы насилия были реализованы?

  • Каков может быть исход данной ситуации для мамы, для девочки?

• Что делать в данной ситуации, к кому обратиться за помощью?

Один из учеников записывает на доске варианты ответов на поставленные вопросы, ребята из других групп дополняют и комментируют свои ответы. Ведущий, и инспектор помогают это сделать.

После анализа ситуации, изложенной в письме, работу с учащимися продолжает инспектор ПДН или квалифицированный сотрудник правоохранительных органов. Он говорит о том, что существует ответственность за проявленное насилие по отношению к другому человеку. В Уголовном кодексе РФ существуют законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или причинение тяжкого вреда; оскорбление, унижающее честь и достоинство; клевета распространение заведомо ложных фактов: причинение вреда здоровью (ст. 116, 119, 130г129, 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ).


Человек может обратиться за помощью. Возникает вопрос, к кому, куда и когда? Помните - вы не одиноки. В критической ситуации звоните по телефону доверия, обращайтесь в милицию, и вам подскажут, что делать, куда обратиться. Вы можете воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родственники, друзья, учитель или психолог школы). Можно обратиться в специальные центры: социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, психолого-медико-педагогический, в комиссию по делам несовершеннолетних, в приют для детей. Телефоны этих учреждений вы можете получить через справочную телефонной станции. Вам будет оказана помощь.



  1. Подводятся итоги урока.

Проведение диагностического опроса: АНКЕТА «Насилие, жестокость и дети» (текст анкеты см. приложение).

ВЫВОДЫ. Насилие и жестокость в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу. Если к вам проявляют насилие, жестокость помните - вы не одиноки и вам помогут. Спасибо за работу и до свидания.

















Литература: журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», №11, 2008 год.

Приложение 1.

Письмо.

Уважаемая Светлана Владимировна!

В прошлый раз Вы говорили о насилии и жестокости. Я долго думала об этом, так как это касается меня, вернее, моей мамы. Мне стыдно говорить на эту тему. Я ни с кем еще, ни разу не говорила. Решилась написать Вам, именно написать, а не сказать, так – легче.

Шесть лет тому назад умер мой папа. И мы с мамой остались одни. Я ведь тогда училась в третьем классе. Мама каждый день плакала, повторяя: «Вот мы и одни. Осиротели». Вначале я плакала вместе с мамой, потом перестала. Я никогда не забуду той мамы – опустошенной и плачущей. Но проходили дни, месяцы, годы. И боль утраты стала менее острой.

Три года тому назад моя мама вышла замуж. Я была очень рада. В доме появился мужчина. Как изменилась мо мама. Она стала такой красивой, доброй. Казалось, что все будет хорошо.

А потом я стала замечать: мама украдкой утирает слезы, хмуриться, сердится. Стала раздражительной.

Однажды я заметила, что отчим пришел пьяный. Стала замечать, что от него пахнет спиртным. В эти дни мама переставала с ним разговаривать. Они ругались, но тихо, чтобы я не слышала.

А потом все стало хуже. Они уже ругались не таясь, кричали, обзывали друг друга. Больше всего доставалось моей маме. Я решила поговорить с ней, зачем ей нужен такой человек. На что она ответила: «Ты еще маленькая. Ничего не понимаешь. Он исправиться».

А потом он поднял руку на маму. И это моя мама опять стерпела. Он кричал, что содержит не только маму, но и ее «хвост» - это, оказывается, меня.

Мне не хочется идти домой. Я не узнаю свою маму. Она так изменилась.

Что делать? Как можно помочь моей маме? Разве это жизнь? Порой мне самой не хочется жить на этом свете.

Наташа.









Приложение 2.

Анкета «Насилие, жестокость и дети».

1.

Ваш пол

  • Мужской

  • Женский



2.

Возраст _____________




3.

Состав вашей семьи _______________________________

4.

Допускал ли кто-нибудь по отношению вас насилие, жестокость?



  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить


5.

Какого рода насилие вы испытали по отношению к себе?



  • Физическое

  • Психо-эмоциональное

  • Сексуальное


6.

Испытывали вы насилие по отношению к себе от сверстников в школе?



  • Физическое

  • Психо-эмоциональное

  • Сексуальное


7.

Испытывали вы насилие по отношению к себе в школе от учителей


  • Да

  • Физическое

  • Психо-эмоциональное

  • Сексуальное


  • Нет






8.

Испытали ли вы по отношению к себе насилие дома?


  • Да

  • Физическое

  • Психо-эмоциональное

  • Сексуальное


  • Нет






9.

Пытались ли вы защитить себя?




  • Да

  • Нет



10.

Кому вы могли бы рассказать о случившемся насилии над вами?



  • Друзьям


  • Родителям


  • Учителю


  • Брату или сестре


  • Психологу в школе


  • Медицинскому работнику школы


  • Никому


  • Затрудняюсь ответить.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Михеева Лариса Константиновна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства