Методика здоровья -БОС. Эффективность проведения занятий с обучающимися с ОВЗ.
Методика здоровья -БОС. Эффективность проведения занятий с обучающимися с ОВЗ.
Многие родители понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, считать. Но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить своего ребенка сохранять свое здоровье с помощью диафрагмального дыхания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика здоровья -БОС. Эффективность проведения занятий с обучающимися с ОВЗ.»
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
казенное общеобразовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
ханты-Мансийского автономного округа – югры
«Нефтеюганская ШКОЛА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на заседании Клуба начальных знаний для родителей
«Методика здоровья – БОС»
(Программа «Волна»)
Педагог-психолог: Сероева О.А.
«Если бы люди правильно ДЫШАЛИ, то болезни стали бы редкостью»
Авиценна
Обучение в школе является одним из источников стрессовых факторов, оказывающих влияние на физическое и психическое благополучие детей: поступление в школу, смена класса, педагога, контрольные работы, вызовы к доске, ограничение подвижности, не успешность обучения, большой объем информации, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые понимают необходимость научить ребенка разговаривать, читать, считать. Но не всегда взрослые задумываются, что не менее важно научить ребенка правильно сидеть, ходить, дышать, научить его сохранять свое здоровье и управлять возможностями своего организма.
Основной целью программы «Волна» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.
В переводе с английского «стресс» обозначает напряжение. Наиболее распространенное представление о нем, как о негативном явлении, с которым нужно бороться. Это представление не совсем верно.
СТРЕСС-это необходимый процесс, который помогает нашему организму выработать наиболее адекватный способ реагирования в той или иной ситуации. Причем реакция организма возникает не только на печальные события в нашей жизни (смерть близких, конфликты и заболевания), но и на радостные (свадьба, праздники, личные достижения).
Т.О., стресс- это реакция организма на любые изменения нашей жизнедеятельности.
Выше я уже сказала, что сама школа является мощным стрессогенным фактором – и все это зачастую создает ситуацию, когда ребенок не в состоянии разрешить собственные проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.
Стресс-это психофизиологическая реакция. Человеческий организм представляет собой единое целое. Нарушение этого взаимодействия приводит к нарушению деятельности организма.
Например:
Психические реакции: тревога, страх приводит к нарушению психики (памяти, внимания)
изменению поведения.
Вегетативные реакции (телесные):
-изменяется гормональный баланс (изменение эндокринной системы)-в кровь «выбрасывается» такие гормоны, как адреналин, норадреналин и т.д.
-изменяется деятельность внутренних органов и функциональных систем (учащается сердцебиение, появляются мышечные напряжения, изменяется деятельность пищеварительного тракта и т.п.).
Происходят реакции на уровне моторики: мышечные напряжения.
Т.О., как только наша нервная система воспринимает внешнюю угрозу, наше тело моментально на нее реагирует ( ноги, руки холодеют или бросает в жар, возрастает пульс, концентрация внимания снижается).
И еще до того, как мы окончательно поняли, что произошло (информация о стимуле дошла до коры головного мозга) деятельность нашего организма уже изменилась.
Т.О.Произошла мобилизация всех систем организма.
Как только ситуация стрессовая разрешается, организм вновь приходит к обычному для нас фоновому уровню.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФБУ
(обучение навыкам саморегуляции)
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике.
Метод основан на принципе биологической обратной связи (БОС)- автор, профессор Сметанкин А.А.«Технология здоровья - БОС»- ЭТО:
система дыхательной гимнастики, направленной на оптимизацию функционального состояния;
защита от болезней, стрессов, психоэмоциональных проблем;
развитие навыков самоконтроля;
создание благоприятных условий для общего развития детей младшего школьного возраста.
Во время сеанса ФБУ специальный прибор регистрирует физиологические параметры организма, которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении тренировочных заданий происходит их изменение.
Таким образом, обучающийся получает возможность оценить какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и начинает воспроизводить их не случайным образом, а произвольно.
С помощью биокомпьютерных тренажеров НПФ «Амалтея» реализуются разнообразные виды (сигналы) обратной связи. С целью повышения мотивации детей на выполнение заданий предусмотрено игровое биоуправление с мультипликацией и соревновательным элементом, что превращает обучение в увлекательный процесс.
ЧЕМ же помогает диафрагмальное дыхание?
Чем глубже мы дышим, тем меньше дыхательных движений в минуту нам нужно совершать.
Т.О., снижается нагрузка на дыхательную систему и тесно связанную с ней сердечно-сосудистую систему.
Поэтому одной из основных задач взрослых является им жизненно необходимы знания и умения по умению сохранять свои силы, Программа «Волна» направлена для обучения диафрагмальному дыханию.
В комплект поставки включен прибор, регистрирующий пульс подростка; программа обеспечивает проведение диагностических и тренировочных сеансов с обратной связью по пульсу.
Тренировка дыхания состоит из чередующихся фаз работы и отдыха. Во время работы ребенок обучается управлять своим дыханием, а во время фазы отдыха просто происходит регистрация пульса.
Для каждой фазы задается длительность и вид обратной связи. В каждом из режимов воспроизводится музыка.
Результаты сеансов записываются и отображаются в виде графиков. Данные графики записываются на каждом занятии.
С обучающимся обсуждаются результаты, анализируются результаты от занятия к занятию.
Программы могут использоваться как инструмент:
диагностический (оценка психического, физиологического и эмоционального состояния)
обучающий (формирование конструктивных навыков)
терапевтический (коррекционный) (коррекция страхов, эмоциональных нарушений, поведенческих отклонений и состояния здоровья)
обеспечить психологическое сопровождение профессиональной деятельности.
В ходе обучения по программам ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БИОУПРАВЛЕНИЯ (ФБУ) на основе принципа биологической обратной связи формируется новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне:
Эффективность проведения занятий по методике БОС
Основные задачи:
развитие мотивации обучающихся с ОВЗ к занятиям БОС;
развитие навыков самоконтроля;
снижение уровня эмоционального напряжения;
практическое использование полученных навыков в повседневной жизни;
взаимодействие с педагогами. консультации родителей.
Результаты анкетирования родителей и педагогов:
Клинические и поведенческие проявления обучающихся с ОВЗ