kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка практического урока по курсу "Психологическая лаборатория для старшеклассников" - "Эмоциональное состояние человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практика "Эмоциональное состояние человека" представляет возможность для учащихся индивидуально с помощью разных психологических методик оценить свое эмоциональное сотояние, так как эмоциональное сотояние может влиять на поведение человека, а также попыться оценить, что может испытывать человек проявляющий не устойчивое эмоционное сотояние приобщении и в деятельности. По результатам урока учащиеся оформляют страницы портфолио по данному предмету

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического урока по курсу "Психологическая лаборатория для старшеклассников" - "Эмоциональное состояние человека"»

ГУ «Межшкольный учебно-производственный комбинат»

Курс «Психологическая лаборатория для старшеклассников»


план урока № ……… от …………………

(10 класс)


тема:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ человека

цель:

  • научить учащихся определять эмоциональное состояние человека

задачи:

  • формировать у учащихся умение проводить исследования индивидуальных особенностей человека;

  • развивать умение анализировать, делать самоанализ и рефлексивную деятельности через интерпретацию психологической методики и практических упражнений;

  • воспитывать умение учитывать эмоциональное состояние человека через рефлексивную деятельность


тип урока: практический

оборудование: принадлежности учащегося, компьютер, учебная доска, материал урока (методики, карточки, упражнения), дополнительное учебное пособие для учащихся «Азбука цвета»

методы: наглядный, словесный, практический


Ход урока:

  • организационный момент:

  • поверка готовности учащихся к учебной деятельности

  • проверка учащихся по посещаемости

  • сообщение целей и задач урока


  • практическая деятельность:



ВВОДНЫЙ ИСТРУКТАЖ:

Объяснение предстоящей работы и процедур проведения практической деятельности (упражнения, методики, задания)

Практическое упражнение № 1 «Спектр эмоционального состояния».

Цель : воспроизвести виды эмоционального состояния человека.

Оборудование: лист со спектром эмоционального состояния, цветные листы

Ход: В круговом спектре:

а) написать эмоциональные состояния;

б) обозначить их цветом.


ТЕКУЩИЙ ИСТРУКТАЖ:

Напоминание правил проведения психологических методик


Психологическая методика № 1 «Тест Люшера»

Цель: подтверждение о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Оборудование: индивидуальный набор карточки с определенными цвета, карандаш, часы

Ход:

  1. Характеристика психологической методики

  2. Перемешать цветные карточки и положить цветной поверхность наверх.

  3. Выбрать цвет: больше всего нравиться, наиболее приятный из оставшихся, после выбора цвета перевернуть цветную карточку.

  4. Переписать номера карточек

  5. Повторить процедуру ещё раз.

  6. Индивидуальная интерпретация результата.

  7. Самоанализ и рефлексия результата


Психологическая методика № 2 «Кактус»

Цель: увидеть эмоциональное состояние человека.

Оборудование: белые листы, карандаши, фломастеры, картинки кактусов

Ход:

а) характеристика психологической методики

б) нарисовать кактус

в) коллективная интерпретация результата;

г) индивидуальная работа по интерпретации отдельных элементов;

д) самоанализ и рефлексия результата.


Индивидуальная работа по дополнительному пособию «Азбука цвета»


Психологическая методика № 3 «Оценка настроения»

Цель: определение преобладающего настроения в момент проведения методики (обычное, эйфорическое, негативное) .

Оборудование: лист - опросник, ручка или карандаш

Ход:

а) характеристика психологической методики

б) ответить на вопросы;

в) подсчет баллов;

г) коллективная интерпретация результата;

д) индивидуальная работа по интерпретации отдельных элементов;

е) самоанализ и рефлексия результата.


Психологическая методика № 4 «Определения уровня тревожности»

Цель: определение преобладающего типа и уровня тревожности (ситуативный или личностный) .

Оборудование: лист - опросник, ручка или карандаш

Ход:

а) характеристика психологической методики

б) ответить на вопросы;

в) подсчет баллов;

г) коллективная интерпретация результата;

д) индивидуальная работа по интерпретации отдельных элементов;

е) самоанализ и рефлексия результата.


Психологическая методика № 5 «Опросник - САН»

Цель: определение оценки самочувствия, активности и настроения.

Оборудование: лист - опросник, ручка или карандаш

Ход:

а) характеристика психологической методики

б) ответить на вопросы;

в) подсчет баллов;

г) коллективная интерпретация результата;

д) индивидуальная работа по интерпретации отдельных элементов;

е) самоанализ и рефлексия результата.

Психологическая методика № 6 «Шкала оценки значимости эмоций»

Цель: определение эмоциональных предпочтений.

Оборудование: лист - опросник, ручка или карандаш

Ход:

а) характеристика психологической методики

б) ранжировать эмоциональные предпочтения;

в) коллективная интерпретация результата;

г) индивидуальная работа по интерпретации отдельных элементов;

д) самоанализ и рефлексия результата.


ИТОГОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ : анализ результатов деятельности учащихся


    • домашнее задание : повторить тему «Эмоции. Эмоциональное состояние», оформить страничку портфолио «Я, Мы , Они - эмоции»


    • подведение итога урока: индивидуальная рефлексия урока


    • литература:

  • А. Карелин «Большая энциклопедия психологических тестов», М 2006 г.

  • «Психология для старшеклассников» (учебник для 10 классов, часть 1, «Основы психологии»), Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова, М «Владос», 2002 г.

  • «Психология» (словарь), под редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г.





















Практическая деятельность

Практическое упражнение № 1


СПЕКТР

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ















































Практическая деятельность

Психологическая методика № 1


ТЕСТ ЛЮШЕРА


Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый— активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.

Дополнительные цвета:

5) фиолетовый;

6) коричневый;

7) черный;

8) нулевой

Нулевой символизируют негативные тенденции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция: Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из 8 цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из 8. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся 7 цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой.

Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2—3 мин опять положите карточки цветной стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он

должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй — действительное.

В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем 8 позиций:

1 и 2-я — явное предпочтение (обозначаются ++);

3 и 4-я— предпочтение (обозначаются * *);

5 и 6-я — безразличие к цвету (обозначаются ==);

7 и 8-я— антипатия к цвету (обозначаются – –).

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

+ + * * = = – –;

3 4 1 0 2 5 6 7.

Зоны (++, * *, ==, ––) образуют 4 функциональные группы.


Интерпретация результатов тестирования:

Как уже отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом, образуя функциональную группу, подчеркивается их общая черта — субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и желтого) в одной функциональной группе подчеркивает благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1—5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствие покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги: Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначается знаком –, и все остальные, что находятся за ним (7—8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком

«–», например:

А

А

А

-

-

-

0

1

6


Показатели компенсации: При наличии источника стресса, тревоги, выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции, цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов.

В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния. В тех же случаях, когда компенсация происходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет занимает 6-е место, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет — в 7-й позиции, ставятся 2 восклицательных знака (!!); если основной цвет — в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:


!

!!

!!!

-

-

-

А

А

А

-

-

-

4

2

1




Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится 1 восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится 2 знака (!!), если 1-ю позицию, ставится 3 знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:


!!!

!!

!

С

С

С

+

+

+

6

0

7


Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовывать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней, 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение 1 и 8-й позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена.

Также может быть проанализировано отношение цветов во 2 и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й и серый в 3-й позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности.

Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7, 0 в 1-й позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиция «+ »

Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной

обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление

к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликта, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям,

преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности,

желание произвести впечатление.

+2 +5 ( зеленый и фиолетовый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жалости, авторитарности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание

произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроение, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, выдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска верных путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание

произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем,

склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное состояние, стремление выйти из неприятной

ситуации, нечеткое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление

произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные

переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над

собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою,

желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили

бы в покое»).

+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7 +4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление

уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться

всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, повышенные требования к окружающим, не

всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решить

их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это

чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, волнующего.

+0+7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.


Позиция « - »

Первый цвет серый

–0 –1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

–0 –2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной

ситуации.

–0 –3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

–0 –4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.

–0 –5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

–0 –6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом повышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

–0 –7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

–1 –2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

–1 –3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из

эмоциональной ситуации.

–1 –4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

–1 –5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений.

–1 –6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

–1 –7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность,

стремление выйти из психогенной ситуации.

–1 –0 (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

–2 –1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление выйти из неприятной ситуации.

–2 –3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

–2 –4 (зеленый и желтый) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

–2 –5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

–2 –6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный

самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.

–2 –7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

–2 –0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный

–3 –1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость,

поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

–3 –2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

–3 –4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

–3 –5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

–3 –6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

–3 –7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство

тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации

любым путем, сомнение в том, что это удастся.

–3 –0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

–4 –1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

–4 –2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

–4 –7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

–4 –0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять чтото важное, упустить

возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

–5 –1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности;

стремление к сотрудничеству.

–5 –2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовое состояния изза неосуществившегося самоутверждения.

–5 –3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состояние изза неудач в активных, иногда необдуманных действиях.

–5 –4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

–5 –6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

–5 –7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях,

стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

–5 –0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

–6 –1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

–6 –2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

–6 –3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

–6 –4 (коричневый и желтый) — напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской

уверенности и беспечности.

–6 –5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии.

–6 –7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

–6 –0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

–7 –1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым вниманием получить помощь, поддержку.

–7 –2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

–7 –3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой

ситуации, эмоциональное возбуждение.

–7 –4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

–7 –5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.

–7 –6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

–7 –0 (черный и серый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

–0 –1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

–0 –2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

–0 –3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий,

раздражительность.

–0 –4 (серый и фиолетовый) — чувства тревожности, неуверенности.

–0 –5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

–0 –6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

–0 –7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.


М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов).

Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:


Позиция 1,2

7,8

0

4

хх

0

1

хх

0

6

хх

0

2

ххх

0

7

ххх

0

3

хх

1

7

хх

0

4

хх

2

7

хх

1

2

ххх

3

7

хх

1

3

ххх

4

0

хх

1

4

ххх

4

6

хх

2

0

хх

4

7

хх

2

1

ххх

6

0

хх

2

3

ххх

6

4

хх

2

3

ххх

6

7

ххх

3

0

хх

7

0

ххх

3

1

ххх

7

1

хх

3

2

ххх

7

2

хх

3

4

ххх

7

3

хх

3

5

хх

7

4

хх

4

1

ххх

7

5

хх

4

2

ххх

7

6

хх

4

2

ххх




5

3

хх




6

3

хх




7

3

хх


Цвета диагностики Люшера


























Практическая деятельность

Психологическая методика № 2



«Кактус»





Цель: увидеть эмоциональное состояние человека.

Инструкция: нарисуйте кактус, такой ты себе представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Интерпретация: при обработке результатов учитывается характеристики всех графических методик: помещение рисунков на краю листа – неуверенность и опасность; положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме презентация на продвижение, тенденция к самоутверждению; положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, не решительность, подавленность, отсутствие тенденции и самоутверждения.

Учитываются показатели специфические для данной методики: характеристики «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально разрисованный и т.д.); характеристика иголок (размер, расположение, количество), в рисунке могут проявиться следующие качества испытуемого:

Агрессия – наличие иголок, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость лини, сильный нажим.

Стремление к лидерству, эгоцентризм – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, выдумость форм.

Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные кактусы».

Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней шлифовки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений цветов, мягких линий и форм.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности- наличие цветочного горшка в рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – пустынный дикорастущий кактус.

Варианты кактусов (рис.):

  1. агрессивно тревожный кактус: наличие агрессии, тревоги, импульсивности, интроверсии, стремление к лидерству и домашней защите.

  2. агрессивно- одинокий кактус – наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества, стремление к домашней защите.

  3. агрессивно – испуганный кактус: наличие агрессивности, импульсивность, неуверенности в себе, зависимости, скрытости, осторожности, тревожности, интроверсии, стремление к домашней защите.

  4. добрый экстравертный кактус: наличие женственности, экстраверсии, стремление к домашней защите, чувство семейной общности, отсутствие агрессии.

  5. агрессивно-экстраверный кактус: наличие агрессии, импульсивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремление к лидерству, стремление к домашней защите.

  6. добрый интровертный кактус: наличие чувства семейной защиты, женственности , отсутствие агрессии, интроверсия.

Практическая деятельность

Психологическая методика № 3


ТЕСТ - ОПРОСНИК

«ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ»


В этом вопроснике прелагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования — обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).

Оценка результатов проводится по следующим критериям.

Настроение: 9 баллов - 20 ответов «нет»; 8 баллов - 19 ответов «нет»; 7 баллов - 18 ответов «нет»; 6 баллов -16-17 ответов «нет»; 5 баллов – 13-15 ответов «нет»; 4 балла – 10-12 ответов «нет»; 3 балла -8-9 ответов «нет»; 2 балла - 6-7 ответов «нет» 1 балл - 5 и менее ответов «нет».

Астеническое состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4,5,7,9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов – 1-2 ответа; 8 баллов - 3 ответа; 7 баллов - 4 ответа; б баллов – 5- б ответов; 5 баллов – 7- 8 ответов; 4 балла – 9-10 ответов; 3 балла – 11- 13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5,7,9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов - 6 ответов и ниже; 8 баллов -7 ответов; 7 баллов -8-9 ответов; б баллов – 10- 11 ответов; 5 баллов – 12-13 ответов; 4 балла - 14-15 ответов; 3 балла – 16-17 ответов; 2 балла – 18-19 ответов; 1 балл - 20 ответов и более.


Набор вопросов


1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.

З. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.)

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»

16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.


Практическая деятельность

Психологическая методика № 4


ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ

(ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА)


Цель занятия. Оценка уровней личностной и ситуативной тревожности.

Оснащение. Бланк шкал самооценки Спилбергера, включающий инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20- для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).


ШКАЛА СИТУАТИВН0Й ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


Номер

п/п


Суждение


Ответы

нет,

это

не так

пожалуй,

так

верно


совершенно верно


1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.


Номер

п/п


Суждение


Ответы

никогда


почти


никогда


всегда


21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю, неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Ключ к тестовым заданиям


СИТУАТИВН0Й ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)

Номер

п/п

Ответы

Номер

п/п

Ответы

нет,

это

не так

пожалуй,

так

верно


совершенно верно


никогда


почти


никогда


всегда


1

4

3

2

1

21

4

3

2

1

2

4

3

2

1

22

1

2

3

4

3

1

2

3

4

23

1

2

3

4

4

1

2

3

4

24

1

2

3

4

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

6

1

2

3

4

26

4

3

2

1

7

1

2

3

4

27

4

3

2

1

8

4

3

2

1

28

1

2

3

4

9

1

2

3

4

29

1

2

3

4

10

4

3

2

1

30

4

3

2

1

11

4

3

2

1

31

1

2

3

4

12

1

2

3

4

32

1

2

3

4

13

1

2

3

4

33

1

2

3

4

14

1

2

3

4

34

1

2

3

4

15

4

3

2

1

35

1

2

3

4

16

4

3

2

1

36

4

3

2

1

17

1

2

3

4

37

1

2

3

4

18

1

2

3

4

38

1

2

3

4

19

4

3

2

1

39

4

3

2

1

20

4

3

2

1

40

1

2

3

4


Обработка результатов

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа .

2. Вычисление среднегрупповых показателей СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная, и более — высокая. По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смешать акцент с внешней требовательности, категоричностй и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные.


Практическая деятельность

Психологическая методика № 5


ОПРОСНИК «САН»


Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3210123), расположенных между 30 парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 — за 2 балла; индекс 1 — за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюсы шкалы постоянно меняются). Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое — как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.


1

Самочувствие хорошее

3210123

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3210123

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3210123

Активный

4

Малоподвижный

3210123

Подвижный

5

Веселый

3210123

Грустный

6

Хорошее настроение

3210123

Плохое настроение

7

Работоспособный

3210123

Разбитый

8

Полный сил

3210123

Обессиленный

9

Медлительный

3210123

Быстрый

10

Бездеятельный

3210123

Деятельный

11

Счастливый

3210123

Несчастный

12

Жизнерадостный

3210123

Мрачный

13

Напряженный

3210123

Расслабленный

14

Здоровый

3210123

Больной

15

Безучастный

3210123

Увлеченный

16

Равнодушный

3210123

Взволнованный

17

Восторженный

3210123

Унылый

18

Радостный

3210123

Печальный

19

Отдохнувший

3210123

Усталый

20

Свежий

3210123

Изнуренный

21

Сонливый

3210123

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3210123

Желание работать

23

Спокойный

3210123

Озабоченный

24

Оптимистичный

3210123

Пессимистичный

25

Выносливый

3210123

Утомляемый

26

Бодрый

3210123

Вялый

27

Соображать трудно

3210123

Соображать легко

28

Рассеянный

3210123

Внимательный

29

Полный надежд

3210123

Разочарованный

30

Довольный

3210123

Недовольный


Код опросника

Вопросы на самочувствие — 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.


Практическая деятельность

Психологическая методика № 6


ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ЭМОЦИЙ


Инструкция: Каковы они, те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольствие?

Определить это можно с помощью ранжирования эмоциональных предпочтений (методика предложена Б. И. Додоновым), т. е. путем своеобразной расстановки того, что нравится во-первых, во-вторых... в-десятых.

Номер ранга (1—10) нужно проставить рядом с каждым из оцениваемых эмоциональных состояний

Проранжируйте, в порядке значимости для Вас.



описание чувств

ранг

1

Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке

2

Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше

3

Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься хороших результатов

4

Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются

5

Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни

6

Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей

7

Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явлений, подтверждение твоих догадок и предложений

8

Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности

9

Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и заимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей

10

Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, картин, стихов и других произведений искусства



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макухина Ольга Александровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства