Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия: "Доброта-это солнце"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия: "Доброта-это солнце"
Данное занятие способствует формированию этических норм поведения в обществе, развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся на основе примеров и жизненного опыта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия: "Доброта-это солнце"»
Методическая разработка занятия: «Доброта – это солнце»
Цель: способствовать формированию этических норм поведения в обществе, развитию эмоционально-ценностной сферы обучающихся на основе примеров и жизненного опыта.
Задачи:
сформировать у детей нравственное понятие “доброта”;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
корригировать искаженное представление о жизни.
Основные понятия: доброта, вежливость, милосердие, улыбка, поступок.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, листочки в виде лепестков Ромашки, ручки, “Волшебный свиток”-лист бумаги, карточки с загадками, стулья.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Сегодняшняя наша встреча с вами, ребята, не простая, а волшебная. И знаете почему?
- Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. А что же волшебного делают в сказках волшебники?
Возможные ответы воспитанников (они совершают волшебство, делают добро, совершают чудо).
Возможные ответы воспитанников (да, мы тоже можем совершить чудо, волшебство).
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство — это доброта. А что такое доброта? Как вы понимаете это выражение?
Возможные ответы воспитанников (доброта – это поддержка, уважение, понимание). У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветье мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
Давайте обратимся к словарю.
(экранмультимедийного сопровождения)
На слайде изображение Словаря с определением понятия “доброта”.
На слайде изображение солнца с закрытыми (заколдованными) лучиками.
- Давайте мы с вами сегодня договоримся, что доброта у нас – это солнце. А у солнца есть лучики – это то, в чем она будет проявляться. И как вы видите, наши лучики закодированы – не указано на них, в чем она проявляться будет. Давайте попробуем раскодировать солнышко?
Но знаете раскодировать его можно, только если у тебя доброе сердце и добрые намерения. Ну конечно и если вы эрудированны в вопросах доброты. Выполняя какое-нибудь задание, мы раскодируем один лучик. Раскодировав все лучики –увидим солнышко во всей красе.
Итак, посмотрим что вы знаете о доброте.
2. Основная часть.
- Вы знаете, ребята, что задолго до появления словаря у нашего народа появилась древняя азбука. И в ней буква каждая буква что – нибудь означала: М — мысль, 3 — земля. И буква Д означала добро. Но создав азбуку, древние люди на этом не остановились, и создали книгу, в которую вошли мифы, легенды, притчи. Эта книга называется Библия. Притча - это рассказ с нравоучением! Одну такую я предлагаю Вам прослушать.
На слайде два волка и знак вопроса.
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”
- Ребята, задумайтесь, а какого волка вы кормите и чем? Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое желание на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится. Чтобы волшебство усилилось, мы сядем в круг, возьмем волшебную бумагу, и, передавая ее друг другу по очереди, будем записывать свое желание. Оно может быть посвящено себе любимому или кому-то из ваших знакомых, а может даже и совсем не знакомым людям. Когда желанием написано надо обязательно завернуть край листа, чтобы не было видно вашей записи, и передать следующему. А пока волшебный свиток до вас еще не дошел, мы споем песенку, посвященную такому замечательному проявлению дружелюбия, участия, приветствия как улыбка.
фонограмма “Песня о дороге добра” М.Минкова.
- Видите, как много вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. А как одним словом мы можем обозначить желание совершить добро?
- Да, ребята, доброжелательность.
На слайде с солнышком открывается лучик “Поступок. Доброжелательность”.
- А как вы думаете, ребята, можно сказать о человеке “Он добрый, потому что говорит добрые слова”?
- Да-а…
- Да, ребята. И умеет это делать дружно со своими товарищами. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы говорить добрые слова? Ответим дружно на мои загадки.
1. Если друг встречает друга, Жмут друзья друг другу руку, На приветствие в ответ Каждый говорит … (привет).
2. Если с другом иль подругой Долгою была разлука, Мы при встрече говорим: “Сколько лет и сколько …” (зим).
3. Если повстречался с кем-то, По законам этикета, Чтоб беседа в гору шла, Спрашиваем: “Как…?” (дела).
4. Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не “Привет”, а … (здравствуйте).
5. Наш мир от зла устал, Чтоб он добрее стал, Нам говорить не лень При встрече: “Добрый …” (день).
6. Если больше есть не в силах Скажем бабушке … (спасибо).
7. И в Испании, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания).
- А как одним словом можно назвать все эти добрые слова?
- Да, ребята, это – вежливость. Вот и расколдован еще один из наших лучиков.
На слайде с солнышком открывается лучик “Слова. Вежливость”.
Оздоровительная минутка. Объяснение условий игры вслух с показом на слайде.
- А сейчас мы разомнемся и проведем игру “Сердце доброты”. Поставьте стулья так, чтобы из них образовалось сердце.
Дети встают за стульями.
- Один из вас говорит что-то доброе другому, и оба садитесь на стулья. Затем вместе придумываете и говорите что-то доброе третьему, и третий ребенок садится на стул. После этого втроем говорите что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
Проведение игры. Фоном идет песня кота Леопольда “Если добрый ты…”
- Ребята, а как выглядит добрый человек? Ко мне тут колобки прибежали. Так не разберу никак, какой из них добрый? Помогите! Знаю только, что, как правило, большинство волшебников в сказках дарят людям радость. Какая из этих рожиц – радостная, добрая?
На слайде рожицы с разными эмоциями.
- А как Вы догадались?
Возможные ответы воспитанников (она улыбается).
- Конечно же, ведь она улыбается!!!
Показ слайда “Улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись…и ты увидишь улыбку!”
На слайде с солнышком открывается лучик “Внешний вид. Улыбка”
Фоном при показе слайдов идет отрывок песни “От улыбки станет всем светлей”.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи из Библии. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:
К нам в гости пришла Ромашка. Но она грустная.
На слайде грустная Ромашка
У нее плохое настроение. Как думаете что нужно сделать, чтобы поднять ей настроение? Может быть мы совершим добрый поступок и поможем ей?
В руках у воспитателя ромашка с отрывающимися лепестками.
- Давайте распределимся в три группы, возьмем по 3 лепестка (хаотично) в каждую группу и восстановим пословицы. Напишем в них недостающие слова.
Жизнь дана на добрые дела.
Мир не без добрых людей.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и, не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Вот мы все и написали. А сейчас по очереди представитель каждой группы отдаст лепестки мне, а я верну их Ромашке, чтобы ее платье стало опять красивым.
На слайде восстанавливаются пословицы и Ромашка улыбается.
- От какого слова произошли все эти слова?
- Доброта.
- Вот и стала наша Ромашка радостная. И нам радостно и ей. И добрый поступок мы совершили.
На слайде с солнышком открывается лучик “Мысли. О доброте”.
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Давайте вспомним еще пословицы. На слайде вы видите перепутанные пословицы. Давайте соединим их и порадуем наше солнышко своими знаниями.
На слайде перепутанные пословицы. После того, как ребята восстановят их по смыслу, щелчком слова перестанавливаются.
Добро помни, а
пожнешь.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и
зло забывай.
Что посеешь, то и пожнешь.
За добро
добра не делает никому.
За добро добром плати.
Худо тому, кто
добром плати.
Худо тому, кто добра не делает никому.
3. Подведение итогов.
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Давайте в заключении напишем все те добрые дела, которые будем совершать вместе с одноклассниками. Каждый запишет свою мысль на лепестке ромашки. Затем лепестки сложим получим целую ромашку «добрых дел»
(зачитать те дела, которые предполагает выполнить класс)
Молодцы! Посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю в то, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним.
Дети, встаньте, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Поднесите ладони с цветком к груди. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
В заключении мне хочется вам пожелать доброты.
Помните:
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.